Тамара Осипова
Конспект НОД «Самара — мой родной город» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Самара – мой родной город»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель:
Осипова Тамара Ивановна
МБДОУ «Детский сад №350»
г. о. Самара
Актуальность
Воспитание у детей любви к своему отечеству – эта проблема
всегда была актуальной и сложной в наше непростое время.
Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству,
Публикация «Конспект НОД „Самара — мой родной город“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Подготовительная группа
- Самарская область, Самара
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
своему народу. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к
Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное
отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение
видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше
о своем городе, его истории.
Цель: изготовить и правильно расположить макеты изученных
достопримечательностей, связанных с Великой Отечественной войной,
на карте города Самары.
Задачи:
1. Познакомить с историей возникновения города.
2. Расширить знания детей о своей «малой родине»,
о городе в годы Великой Отечественной войны.
3. Развивать умение из заготовок, геометрических фигур
составлять предметы.
4. Развивать умение ориентироваться на карте Самары, находить
нужные улицы.
Предварительная работа: беседы о городе Самаре, о Родине,
заучивание стихов о Самаре, беседы о Великой Отечественной войне,
героях-земляках, рассматривание альбомов, фотографий.
Словарная работа: достопримечательность, «малая родина»,
городок-крепость, бурлаки, горельеф, фашистские узники, труженики
тыла.
Ход непосредственно образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие фотографии принес Леша. Леша, расскажи, пожалуйста, где ты побывал.
Дети рассматривают фотографии. рассказывает, что на фотографиях
достопримечательности нашего города.
Воспитатель: Ребята, а что такое достопримечательности?
Дети: Достопримечательности - место или объект, заслуживающие
особого внимания.
Воспитатель: Правильно. Ребята, как называется то место, где
человек родился?
Дети: Родина.
Воспитатель: Россия - это наша Родина, а Самара – это малая
родина. Как вы думаете, что такое малая родина?
Дети: Это, то место, где человек вырос: дом, улица, детский сад.
Воспитатель: О Родине написано много стихов, песен, пословиц
и поговорок. Послушайте стихотворение о Самаре.
Самара - наш город родной и прекрасный!
Самара - наш светлый, безоблачный край.
Мы любим его и отнюдь не напрасно
Живём и находим в нём собственный рай!
И волжских просторов - широких и чистых
Никто не забудет - нигде, никогда!
А гор жигулёвских, вершин серебристых,
Нам видеть и помнить дано навсегда!
Майя Юрасова.
Воспитатель: Ребята, почему наш город так называется?
Дети: Город расположен на левом возвышенном
берегу Волги напротив Самарской Луки, при впадении в неё
реки Самары (отсюда название города)
Дети: Название нашего города произошло от греческих слов
«Самар» - купец, торговец и «Ра» - древнее название Волги.
Воспитатель: Версий о том, почему наш город так называется
много, когда вы станете взрослыми, может быть кто-то захочет стать
историком или археологом, и у вас будет возможность в этом
разобраться и сделать свои открытия. Много, много лет назад на берегу
реки Самарки за несколько месяцев был срублен бревенчатый городок-
крепость, для защиты волжского пути от нападения врагов. Руководил
строительством воевода Григорий Засекин. Найдите изображение крепости и
памятник Засекину.
Дети выбирают картинки, которые воспитатель располагает на доске.
Воспитатель: Самара изначально была небольшим, бревенчатым
городком с одной церковью, десятью сторожевыми башнями. Ее
гарнизон отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников
На какой реке стоит Самара?
Дети: На Волге.
Воспитатель: Найдите фотографию Волги. Что здесь еще изображено?
Дети: Жигулевские горы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки и расскажите, какие еще
достопримечательности есть в вашем городе.
Дети: Самарский театр оперы и балета.
Воспитатель: Где театр находится?
Дети: На площади Куйбышева. Это самая большая площадь в
Европе. Здесь проходят разные праздники: День города, Масленица,
новогодние праздники, парад, посвященный Дню Победы.
Воспитатель: Здесь провожают и встречают друзей, знакомых и
родных и с тихой грустью замечают, как неуютно нам без них.
Дети: Это железнодорожный вокзал. Очень красивый, просторный.
Дети: Символ нашего города - «Ладья» находится на набережной.
Воспитатель: Наша набережная очень красивая. А какие памятники еще
есть на набережной?
Дети: Бурлаки на Волге, памятник князю Засекину – основателю
города.
Дети: Символ Самары, ракета-носитель «Союз», единственный в мире
экспонат, который установлен на постамент вертикально. Здесь же
музей «Самара космическая». Самарская Государственная филармония.
Музей Детская картинная галерея. Пряничный домик. Особняк
Клодта. Цирк им. О. Попова. Площадь Чапаева, театр драмы.
Воспитатель: Давайте отдохнем и поиграем в игру «Назови
улицу» : бросаем мяч друг другу и называем улицу, повторяться нельзя,
кто не сможет вспомнить название улиц нашего города, выходит из
круга.
Дети садятся, звучит музыка «Вставай, страна огромная».
Воспитатель: Ребята, о какой войне поется в песне.
Дети: Великая Отечественная война.
Воспитатель: Наш город, во время войны назывался Куйбышев,
был запасной столицей: сюда были эвакуированы многие заводы.
Неудивительно, что в Самаре есть целый ряд памятников, посвящённых
Великой Отечественной войне. Какие?
Дети: (дети выбирают картинки и рассказывают)
Площадь Славы. В центре площади находится символ Самары -
Монумент Славы. Памятник создан в честь рабочих авиационной
промышленности Самары, совершивших свой трудовой подвиг во время
войны. На пьедестале стоит рабочий и держит в поднятых руках крылья.
Во время войны здесь выпускался самолёт —штурмовик Ил-2.
Памятник штурмовику Ил-2 - настоящий самолёт-штурмовик Ил-2,
построенный в Куйбышеве на авиационном заводе, сбитый в бою во
время Великой Отечественной войны.
Памятник шофёрам, погибшим в годы Великой Отечественной
войны, – «1941-1945. Шофёрам и машинам. Потомкам пример».
Автомобиль ЗИС - 5 прошел всю Великую Отечественную войну
(полуторка).
Памятник малолетним узникам фашистских концлагерей.
Памятник детям, которые во время войны жили и работали в немецких
лагерях.
Памятная стела лётчице Ольге Санфировой. Ольга Санфирова
родилась в Самаре, погибла в ночь на 13 декабря 1944 года – её самолёт
был сбит, но сама лётчица погибла от мины, на которую наступила при
отходе с места высадки, ей присвоено звание Героя Советского Союза
(посмертно).
Воспитатель: Ребята, у нас есть карта города, давайте попробуем
из заготовок сделать достопримечательности Самары и установить их
на карте.
Дети распределяют задания и приступают к выполнению.
Звучит музыка военных лет.
Воспитатель: Мы расположили на карте самолет Ил-2, Вечный
огонь, пушку (или танк) в парке Победы, автомобиль ЗИС-5. Все эти
памятники связаны с Великой Победой нашего народа.
Воспитатель: Ребята, наше занятие закончено.