Елена Алдошина
Занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной группе Тема : «Земля и воздух, огонь и вода – наши добрые друзья!»
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о свойствах природных стихий: вода, воздух, огонь, земля в многообразии их проявлений и значимости.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с 4 стихиями природы посредством сказочной легенды.
Развивающие:
Развивать исследовательские способности и навыки;
Публикация «Занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Земля и воздух, огонь и вода — наши добрые друзья!“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивать любознательность, познавательную активность, память, логическое мышление и сообразительность.
Расширять кругозор детей.
Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов, умение высказывать гипотезы, формировать умение правильно строить предложения и точно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность, осторожность в опытно-исследовательской деятельности.
Предпосылки учебной деятельности: изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о ветре, просмотр фильмов о природных стихиях,, загадывание загадок о воде, воздухе, огне, земле.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная.
Материал и оборудование: магнитофон, проектор, «футажи» к стихиям: гном-хранитель земли, джин-воздуха, русалка-воды, фея огня. Фартуки, картинки 4 стихий, плошки с землей, семена бархатцев, лейки с водой, влажные салфетки, все для опытов «Торнадо», все для опытов «Дождевые облака» свеча, колба стеклянная, магнитная доска, картинки по стихиям «хорошо-плохо»
Содержание НОД.
1. Организационный момент.
Доброе утро! Я Вам говорю
Доброе утро, я Вас всех люблю.
Желаю Вам хорошо заниматься
Слушать внимательно, не отвлекаться.
2. Основная часть.
Воспитатель: Я Вам расскажу одну замечательную легенду о природе.
Жили-были во Вселенной Звезда по имени Солнце Красное и Планета Земля Прекрасная. Повстречало Солнце Красное, Землю Прекрасную приглянулись они и полюбили друг друга и больше никогда не расстались. Планета Земля кружиться вокруг Солнца окружая его своей заботой. А Солнце каждый день дарит свое тепло и свет. Народились у Земли и Солнца детки чудные четыре природных стихии: Вода, Земля, Воздух и Огонь.
Но однажды поссорились они и решили выяснить кто из них важнее для человека и сильнее.
Ребята эту легенду я вам рассказала не случайно. Вы помните, что означает слово «стихия»?
Дети Явление природы, проявляющееся как могущественная разрушительная сила.
(Слово «стихия» придумали греки, то есть жители Древней Греции и в переводе на русский язык означает «первооснова природы» или «начало от всех начал» – это и есть Земля, Вода, Воздух, Огонь.)
Их срочно надо помирить и доказать, что они все очень важны, иначе может случиться беда и мир погибнет. Но для этого нам нужно отправиться в путешествие и найти символы этих стихий, а в этом нам поможет волшебный калейдоскоп.
Волшебный калейдоскоп
Ты нам помоги
О каждой стихии ты нам расскажи
В руки возьму его покручу
В зеленый цвет его превращу
Вот зеленый цвет вы его узнали?
В стихию земли мы с вами попали.
Гном:
Здравствуйте мои друзья
Очень рад встрече с вами я
Всю ночь работал я копал
И очень, очень я устал.
Я вижу ваше будущее ясно
Будет в жизни все у вас прекрасно
Вас ждет чудес дорога
Идя по ней, узнаете вы много
Вам символ земли нужен
Но этот элемент должен быть заслужен
Я утверждаю: Стихия «земли»- нужна
И для человека очень важна.
Воспитатель: Скажите, земля для человека - это хорошо или плохо? (Ответы детей).
- Рассмотрите иллюстрации
Хорошо: Земля наша красивая. Она нас кормит: овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерновые культуры. Из Земли вырастает все красивое: цветы, кусты, деревья они украшают нашу жизнь.
Деревья, растущие на земле, дают нам кислород, мы строим из них дома, мебель. В Земле находятся полезные ископаемые.
Плохо: Камнепады, оползни, землетрясения травмируют человека (экологические катастрофы)
Гном:
Даю вам символ Земли-
песочные часы
Вы нашу Землю украшайте
И озеленяйте.
Ну а мне домой пора
До свиданье детвора.
Ну что ребята Гном предложил нам украсить нашу землю
Как мы это можем сделать? (посадить цветы)
(посадка семян цветов бархатцев).
Калейдоскоп я кручу опять и буду цвета в нем быстро менять
Вот голубой цвет его вы узнали?
В стихию воздуха мы с вами попали.
на экране джин:
Приветствую вас маленькие друзья
200 лет в сосуде этом
Я бедняга просидел
Карлик злой меня в сосуде запечатать повелел
Я могучий и прославленный во всех четырех частях света Джин.
Я Джин - воздуха властелин
Знаю я, что вам нужен элемент воздуха.
Но что бы его получить
Докажите что без воздуха нельзя прожить.
Воспитатель: Конечно, Джин ребята тебе сейчас расскажут, для чего нам нужен воздух.
Дети: Воздух – очень важный, нужный друг.
Воздух – это газ, которым мы дышим.
Без воздуха мы не можем прожить и несколько секунд.
Все живое на Земле – дышит : животные, насекомые, растения.
Воспитатель: А что такое ветер?
Дети: Воздух – это ветер он бывает разным: шумным, холодным и теплым.
Ветерок дует от того, что теплый ветерок поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Движение теплого и холодного воздуха и есть ветер.
Воспитатель: ветер – это хорошо или плохо?
Хорошо: Освежает в жару, разгоняет дождевые тучи, движет парусные суда, вертит мельничные лопасти.
Плохо: Если смешаются теплый и холодный ветерок, то получается быстрый и сильный ветер, который можно назвать ураганом. Это будет настоящий вихрь, сметающий всё на своём пути. Очень сильный вихрь - называется смерч.
Сильный ветер мешает отдыху, поднимает песчаные и снежные бури, на море большую волну, которая переворачивает и топит корабли. Ураганный ветер разрушает и переносит огонь, разрушает здания, вырывает с корнями деревья - такой ураган называют смерчем.
Воспитатель: А как называется смерч в море?
Дети: Торнадо.
Воспитатель: У смерча есть свой «хобот», в который втягивает всё, что попадёт на его пути. Иногда смерч проносится очень быстро, а иногда носится по земле несколько часов. Бури, ураганы, смерчи угрожают людям во всём мире, несут беду, разрушения, так как появляются внезапно, без предупреждения. Воздух может не только помогать людям, но и навредить.
Джин :
Вот ваш заслуженный символ берите и дальше скорее идите.
(отдает воздушный шарик).
Опыт торнадо…. Нам потребуются вода, прозрачная стеклянная бутылка с крышкой (желательно с высоким горлышком, растительное масло и богатырская сила. Заполните бутылку водой на 3/4, добавьте несколько капель растительного масла. Закрываем емкость, раскручиваем по спирали и любуемся.
- Что у нас получилось? Как вы думаете, опасно ли это явление для всего живого?
Ну а нам пора отправляться дальше.
Физкультминутка
Руки все подняли выше
Чистым воздухом мы дышим. (Руки вверх – глубокий вдох)
Руки плавно опускаем, (Руки опустили – выдох)
Отдыхаем, отдыхаем.
У костра мы все присели (Присели)
Свои ручки мы погрели, (Руки вперед)
А костер все выше, выше: (Потянулись вверх на носочках)
Ты, костер, гори потише (Присели)
На земле могу скакать (Прыжки на двух ногах)
Раз, два, три, четыре, пять.
Могу даже покружиться (Повороты вокруг себя)
Ей могу и поклониться. (Низкий поклон)
Ну а нам пора дальше идти,
Голубой цвет - это стихия воды
Калейдоскоп нас туда проводи.
На экране русалка:
Здравствуйте, вы кто такие?
А я русалка.
Вместо ножек рыбий хвост
В чешуе блестящей
А в венце сиянье звезд самых настоящих.
Не небесных, а морских
Я сама поймала их.
Есть дворец на дне морском
Весь усыпан жемчугом
Чтоб отдать вам жемчуга
Расскажите мне, друзья,
О моей стихии водной
Где люблю плескаться я.
Воспитатель: Все, что знаем о Воде – вмиг расскажем мы тебе!
Дети:
Вода путешествует в природе, она не исчезает в никуда : то в снег превратиться, то в лед. Растает и снова в поход.
Вода прозрачная, не имеет запаха.
Вода нужна людям. Вода – наше богатство.
Вода – один из главных источников жизни на земле.
Воды на планете много, вода занимает одну треть всей поверхности Земли.
Вода бывает пресная – это озера, пруды, ручьи, реки, болота.
И соленая – моря и океаны.
В: Для чего нам нужна Вода? (пьем, моемся, готовим….)
В: Правильно. Вода – очень ценный продукт.
В: Ребята, рассмотрите внимательно картинки и ответьте, вода для всего живого на Земле это хорошо или плохо? (Дети отвечают)
Хорошо: Человек состоит на 80% из воды. Без воды человек может прожить 3 суток. Вода нужна растениям, животным, которыми мы питаемся. Воду используем для стирки, мытья полов, посуды. Любим водные путешествия и купание в водоемах.
Плохо: Наводнения затапливают посевы, рушатся жилища человека, погибают животные. Сходят с гор лавины, которые влекут за собой разрушения и жертвы, люди захлебываются в воде, тонут, погибают от переохлаждения и травм.
Вода может принести людям беду, например, если случится наводнение или потоп.
Воспитатель: Почему происходит наводнение? Чем оно опасно? (Наводнение может происходить, когда много дней подряд идет дождь. А весной, когда снег в горах тает очень быстро, в реках вода не помещается и разливается. Затапливает поля, леса, деревни, города).
Русалка:
Море синее вам сделало подарок.
Это жемчуг с волшебной водой
Вода сияет и сверкает
Разум в силу обращает.
Опыт с водОпыт №4. «Дождевые облака»
Дети будут в восторге от этой
простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Давайте покрутим калейдоскоп наш опять
И будут цвета в нем сверкать и сеять
Вот красный цвет его узнали?
В стихию огня мы с вами попали.
Фея пламени:
Здравствуйте ребята, здравствуйте друзья
Фея пламени я
Что б символ пламени вам достать
Об огне надо мне рассказать.
Воспитатель
Расскажите фее друзья,
Для чего же огонь нужен?
Чем он важен?
Чем опасен?
Ответы детей:
Дети: Ты несешь тепло и свет.
Ты везде повсюду нужен,
Без тебя и жизни нет.
Дом согреешь, кашу сваришь, ты в камине и в костре.
Благодарны мы тебе.
Ты – в движении машин, самолётов,кораблей,
Человек - твой господин, ты помощник для людей.
Только знаем с малых лет: у тебя есть старший брат,
Появился он на свет много тысяч лет назад.
Он – огонь, не Огонёк, он коварен и жесток,
Ненасытен, беспощаден, всё сметает на пути:
Стены, двери и запоры-с этим братом не шути! Пожар – всегда опасно
Огонь – одно из важнейших явлений за всю историю человечества. К стихии огня можно отнести не только огонь, но и спичку, свечку, костер, лампу, фонарь, молния и конечно же солнце.
Огонь дает нам тепло, позволяет приготовить пищу, он освещает нам путь и жилище, так же он используется для получения посуды обжиг, не одно производство не обходиться без огня.
- А как человек использует огонь? (Готовит пищу, кипятить чайник, греет жилище).
-Как вы думаете, огонь для человека, это хорошо или плохо? Ответы.
Хорошо: Греет, освещает, люди готовят на нем еду, он движет транспорт, например, паровоз, воздушный шар и т. д., сильный огонь плавит металл, люди изготавливают металлические предметы.
Плохо: При пожаре можно обжечься, сгореть, задохнуться угарным газом, яркая вспышка огня может ослепить.
Значит, с детства приучитесь и стихии берегитесь!
Фея пламени:
Вот и символ ваш последний
Огонь красный и волшебный
Он все лучшее вобрал
Есть в нем ваш потенциал
Я верю, будет ваш путь далек
И будет жизнь длинна
И пусть удачи огонек
Для вас горит всегда (отдает свечу).
Опыт…
Воспитатель: А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу, мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?
Дети: Он гаснет.
Воспитатель: Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
А давайте проверим, что произойдет, если полить огонь водой, засыпать землей, или подуть ветерком?
А к стихии огня можно отнести вулканическую лаву?
Тогда наш юный экспериментатор покажет опыт с вулканом.
(опыт вулкан)
Воспитатель: - А теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: Какая стихия самая важная для человека Дети отвечают и обоснуют свой ответ.
- Правильно! Каждая стихия необходима и важна. И человечество погибнет, если они не будут в гармонии. Очень важно чтобы Воздух был чистым и свежим, Вода прозрачной, Огонь помогал нам, а не пугал, а Земля кормила нас, как и прежде!
Давайте соберем пазлы стихий в одну единую картину.
- Посмотрите на нашу картину : все стихии очень тесно взаимосвязаны между собой и человек пользуется ими. И чтобы природа служила человеку долгие годы необходимо ее беречь.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!