Карина Горецкая
«Богатыри Руси». Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Богатыри Р уси»
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию
Программное содержание.
1. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси,
самом любимом народном герое-богатыре - Илье Муромце, а также Добрыне Никитиче, Алеше Поповичем
1. Формировать и воспитывать патриотическую память.
Публикация «„Богатыри Руси“, Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
2. Воспитывать интерес и уважение к славной жизни наших предков и любовь к Родине, желание подражать богатырям.
Словарь: богатырь, былина, ратник, кольчуга, стремена, сказитель, булава,
снаряжение, шлем, лук, колчан.
Оборудование: иллюстрация - репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри».
Магнитофонная запись. «Сражение Ильи Муромца с Соловьем -разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», карандаши, бумага, канат.
Ход занятия.
1. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя -Россия (дети подсказывают). Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она -наша Родина. Родина - значит родная. Как мать и отец.
2. А какая наша Родина? (Большая, огромная, необъятная, красивая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса).
3. А как называлась наша страна раньше? (Русь)
4. Как называли себя наши предки? (Славяне).
5. Кто защищал землю русскую? (Богатыри).
Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.
1. А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).
2. А что такое былина? От какого слова оно происходит? (Быль, было). Быль, правда - то, что происходило на самом деле. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) былину.
3. А теперь послушайте отрывок из былины (идет запись). О ком это былина? Кто сражался с Соловьем - разбойником? (Богатырь Илья Муромец).
4. Да, это Илья Муромец - крестьянский сын. И еще прослушайте. (Идет запись).
5. О ком это? (О богатыре Добрыне Никитиче. Он сражался с Чудищем). Правильно, это Добрыня Никитич - сын воина.
6. И еще об одном богатыре мы читали сказку. Как зовут богатыря? (Алеша Попович - сын священника. Он сражался со Змеем Горынычем).
Показ картины «Богатыри»
1. Вот они - богатыри земли русской на картине русского художника В. М. Васнецова. Посмотрите, кто стоит в центре? А кто рядом с ним?
2. Посмотрите, как одеты богатыри? Как называется эта часть одежды? (кольчуга). Зачем она богатырю?
То, что на лошади, называется упряжь, уздечка, стремена, сбруя.
1. Посмотрите, на каких конях они сидят! Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?
2. А как называется снаряжение богатыря? (булава, колчан, стрела, лук, копье, щит, меч).
3. В старину воина называли ратник (от слова «рать» - войско).
4. Зачем нужны были ратники? Богатыри сражались с врагами, которые нападали на Русь. Сколько бы врагов ни нападало на нее, хоть во много раз больше, чем было наших воинов-дружинников, умела Русь и в горе, и в беде стоять на смерть! «Богатырская Русь» - значит сильная, непобедимая.
- А как бы вы назвали эту картину? Наверное, я назвала бы ее «Три богатыря».
Три защитника, три брата,
Три богатыря!
«Русь на воинов богата!» -
Говорят не зря!
С поля боя нет возврата,
За спиною Русь,
Мать-земля, родные хаты.
- Эй! Смелее в бой, ребята!
Меч и лук, копье, булава,
Щит и верный конь.
Враг! Не тронь родной державы, Охраняет Русь по праву Богатырской русской славы
Боевой огонь!
(Т. Курбатова).
5.
1. Ребята, посмотрите внимательно на картину, вспомните былины и сказки о богатырях и скажите, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
2. А вы умеете упражняться в силе и ловкости. Покажите.
Перетягивание каната.
3. А вы знаете, ребята, что Илья Муромец 30 лет и 3 года пролежал на печи, у него не ходили ноги и не двигались руки. Много молился Илья и днем и ночью просил помощи у Бога. И вот однажды случилось чудо. Постучались к нему калики перехожие странники, Божьи люди, как их называли и спросили, почему он сиднем сидит, когда стонет земля Русская, защищать ее надо. Илья ответил, что и рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают. И вылечили они его живой водой и святым хлебцем. Долго защищал Русь нашу славный богатырь Илья Муромец.
4. Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?
5. Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?
- Дети, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?
Работа детей.
- Слышите - будто мечи наших предков звенят. Так пусть эта работа
напоминает нам о богатырской славе русичей, о великой русской силе.
Ой, вы гой еси, богатыри да русские!
Ай седлали вы коней добрых
Да стояли вы за веру и отечество,
И поклон вам от Руси и во веки веков.
Дети делают низкий поклон до земли.