Сусанна Сеитхалилова
Конспект НОД с использованием песочной терапии в старшей логопедической группе «Снегурочка в стране Песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Воспитательная - воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия в коллективе; формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитывать желание прийти на помощь.
Образовательная - развивать навыки общения и речь; обобщить знания детей о свойствах песка, стимулировать познавательный интерес; уточнить знания детей о пустыне, как огромном песчаном пространстве земли, об особенностях животного и растительного мира пустынь; закреплять умение слышать и выделять звук [с] в потоке других звуков; продолжать знакомить детей с понятием «родственные слова»; содействовать развитию монологической речи и словесного творчества в игровой и познавательной деятельности через описание, комментарии.
Публикация «Конспект НОД с использованием песочной терапии в старшей логопедической группе „Снегурочка в стране Песка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая - развивать речевой слух и фонематическое восприятие у детей; совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предметов с помощью песочной анимации (ладонью, пальцем); развивать чувство прекрасного, творческие способности, мелкую моторику рук, эстетический вкус; формировать умение детей самовыражаться, умение анализировать, устанавливать простые связи между явлениями.
Оздоровительная - укреплять психофизическое здоровье детей в процессе работы с песком; использовать элементы здоровьесберегающих технологий, как: психогимнастика, самомассаж, песочная терапия, пальчиковые игры.
Оборудование: воздушные гелевые шары, песочница, поддоны с песком на каждого ребенка, игрушки животных, мягкая игрушка – солнечный зайчик, стол для песочной анимации, магниты на каждого ребенка, карточка «Правила игры в песочнице», голубая ткань для имитации океана, металлические предметы притягивющиеся магнитом, сюрприз «Дерево желаний», ТСО: видеопрезентация «Что мы знаем о песке», мультимедиа, музыка, влажные салфетки, диск с мелодиями.
Тип: обобщающее.
Вид: интегрированное.
Словарь: обогащать словарь детей за счет прилагательных и существительных; ввести понятие «родственные слова».
Предварительная работа: наблюдения в природе за неживой природой, проведение опытно-экспериментальной деятельности с песком и сравнение его с другими природными ископаемыми, чтение художественных произведений о песке, рисование на световом модуле – песочная анимация, рисование с помощью цветного песка.
Форма организации: фронтальное.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
1 часть.
Дети входят в зал под музыку
Приветствие гостей.
Упражнение «Давайте поздороваемся» (дети здороваются с гостями разными способами и жестами).
Воспитатель:
Здравствуйте! – Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ
И, наверно,
Не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет.
Сюрпризный момент. Под музыку холодного ветра входит Снегурочка с воздушными шарами, имитирующими снежную тучу.
Снегурочка. – Ой, ой, ой! Все, ветер, перестань! Доброе утро дети и взрослые, узнали меня? Да, я Снегурочка! Прилетела к вам на снежной тучке, а холодные ветры мне помогли. В своей Снежной стране я услышала про лето, но так и не поняла, почему все так ждут его и любят, каким оно бывает? Вот и прилетела к вам. Может быть, вы мне расскажете, что такое лето?
Воспитатель: - Дети, Расскажите, пожалуйста, Снегурочке, какое бывает лето!
Проводится д/и «Расскажи про лето». (Дети передают «солнечного зайчика и произносят прилагательные)
Снегурочка. - Как интересно! А у меня зима совершенно другая. А давайте сравним ваше лето с моей зимой.
Лексическая игра «Перезвон».
- Зимой люди одевают теплые куртки, шубы, шапки, а летом? (сарафаны, шорты, майки, панамы, сандалии).
- Зимой на земле снег, сугробы, гололед, а летом? (трава, цветы, лужи от дождя).
- Зимой мороз, холод, вьюга, а летом? (жара, ветерок, дожди).
- Зимой дети катаются на санках, лыжах, коньках, играют в снежки, а летом? (катаются на велосипеде, самокате, качелях, играют в футбол, купаются в море).
- Зимой – синички, воробьи, снегири, а летом? (ласточки, аисты, журавли, стрижи, скворцы).
- Спасибо вам, дети. Теперь я поняла, что такое лето, и каким оно бывает. Но мне так хочется взглянуть на него хотя бы глазком.
Воспитатель: Как же нам тебе помочь? Дети, а где у нас на Земле всегда лето? (В Африке). Давайте туда и отправимся.
Снегурочка. - А путешествовать нам поможет моя снежная тучка. Возьмите каждый себе по снежному облачку (раздает каждому ребенку воздушные шары) и отправляемся в дорогу. А ну-ка, ветер, помоги нам!
Звучит музыка ветра.
2 часть.
В зале появляются декорации Африки, звучит песенка из мультфильма «Чунга-Чанга»,дети одевают на себя африканские украшения, танцуют.
Снегурочка. - Какая веселая песенка. Вот так диво – Африка! Как здесь радостно и тепло. И жители такие приветливые и гостеприимные.
Воспитатель. – Жители Африки угощают нас тропическими фруктами. Давайте их попробуем и скажем, какие они на вкус. (На подносе блюдо с нарезанными тропическими фруктами, наколотыми на шпажки).
Проводится Д/и «Какие фрукты?» (Дети подбирают прилагательные, характеризующие фрукты)
Снегурочка. - Посмотрите, в Африке так много песка (открывает песочницу). Давайте с ним поиграем! (Огорченно) А как же мы будем играть? Что это здесь лежит? ( Ответы детей: гвоздики, скрепки, булавки).
Воспитатель. – Какую опасность представляют эти предметы? Чем нам воспользоваться, чтобы быстро и безопасно все убрать? ( Ответ детей: магниты).
Экспериментальная деятельность.
Дети с помощью магнитов убирают все металлические предметы из песочницы.
Воспитатель. - Возьмемся за руки друзья и повторим слова песка.
Ритуал входа в песочную страну.
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!
- Вот теперь мы можем поздороваться с песком.
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
«Здравствуй, здравствуй, песок.
Здравствуй, здравствуй, дружок.
Будем мы с тобой играть,
И не будем обижать!»
- Поздоровайтесь с песком сначала одним пальчиком, затем одной ладонью, а теперь двумя ладошками. Что вы чувствуете, какой песок? ( ответы детей: прохладный, гладкий, мягкий) Наберите песок в кулачок, крепко сожмите его и постепенно разжимайте. На что это похоже? ( ответы детей: водопад, дождь, душ, песочные часы) А в Африке живут пауки? Давайте покажем пальчиками, как бегают пауки. А змеи живут? Одним пальчиком покажите, как ползают змейки. Змеи заворачиваются в клубок. Покажите одной рукой, двумя руками сразу.
Снегурочка. - Как приятно касаться песка! Вот, оказывается, для чего нужен песок.
Воспитатель. – Сейчас наши дети расскажут тебе все о песке.
Презентация «Что мы знаем о песке?»
(Дети по просмотру презентации рассказывают, где находится много песка, кому он необходим, как использует человек песок)
Снегурочка. - Оказывается не только мороз рисует узоры на стекле, но и песок тоже!
Воспитатель. – Да, Снегурочка, теплый, сыпучий, мягкий песок – отличный материал для рисования на стекле. Наши дети приготовили для тебя сюрприз.
Пальчиковая гимнастика.
Я рисую на песке,
Словно мелом на доске.
Просто пальчиком черчу
Все, что только захочу.
Я рисую небосвод,
Вот и солнышка черед,
Облака. совсем не тучи,
А внизу дубок могучий!
Я рисую - мне не лень
За окном хороший день.
Песочная анимация «Зимняя картина».
(Дети под спокойную музыку рисуют общую картину на световом модуле)
Снегурочка. - Какой чудесный зимний пейзаж у вас получился! Мне даже немного взгрустнулось, потому что я вспомнила своих подружек снежинок, как я с ними играла, кружилась под звуки метели.
Воспитатель. – Ребята, а давайте мы станцуем со Снегурочкой танец снежинок.
Динамическая пауза.
Дети танцуют танец снежинок вместе со Снегурочкой под песню
«Песня Снегурочки».
Воспитатель. - Ребята. Послушайте внимательно, я буду произносить слова, а вы постарайтесь услышать звук, который часто повторяется в них: снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снегопад, снежок. ( Ответы детей: звук «С») А чья это песенка? ( Ответы детей: песенка песка) Давайте произнесем еще раз песенку песка. (Дети произносят звук «С») Кто из вас может дать характеристику звука «С»? ( Ответы детей: «Звук «С» согласный, твердый, глухой.) Правильно. Вспомните, пожалуйста, слова, которые я произносила вначале. (Дети произносят сказанные ранее слова воспитателем.) Вам не кажется, что все они чем-то похожи? А что у них общего? ( Ответы детей: «Они образованы от слова «снег», это родственные слова)
Снегурочка. - Какие вы сообразительные! Посмотрите, что я нашла. Что это? (показывает ракушку рапана) Ответы детей.
Воспитатель. - А где ты нашла ее, Снегурочка?
Снегурочка. - На берегу моря. Посмотрите, их много здесь. (Дети подходят к «океану»).
Воспитатель. - Присаживайтесь, ребята, на берегу моря, возьмите себе по ракушке рапана и вдохните их запах. Чем они пахнут? (Морем, водорослями, солью) А знаете, что будет, если поднести ракушку к уху? ( Ответы детей: «Можно услышать шум моря или океана») Давайте проверим, действительно – ли это так! (Дети со Снегурочкой слушают шум моря)
Релаксация «Шум моря». Включается музыка.
- А как же наши гости? Наверное, им тоже хочется услышать эти незабываемые звуки. Предложите гостям послушать шум моря. (Дети идут к гостям и предлагают ракушки-рапаны.)
На ткань голубого цвета воспитатель выставляет корабль с животными Африки.
Снегурочка. - Ребята, кто-то просит о помощи! Корабль с животными идет ко дну, нам непременно надо их спасти! (Дети вместе со взрослыми переносят животных в песочницу)
Упражнение «Африка в песочнице» (Дети располагают зверей, создают картину сафари)
Снегурочка : - Как называются эти животные? ( Ответы детей: жираф, носорог, леопард, зебра, слон, бегемот, лев, тигр, обезьяны)
Включается запись «Буря в пустыне»
Воспитатель: - Друзья, я слышу тревожные голоса обитателей пустыни, по-моему надвигается песчаная буря. Предлагаю вам попрощаться с песком и вернуться в детский сад.
Ритуал прощания с Песочной страной.
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Дети берут свое снежное облачко и кружатся вокруг себя.
Воспитатель: - Вот мы и дома. Вам понравилось наше путешествие. А что больше всего вам запомнилось? (ответы детей)
Сюрпризный момент: награждение детей волшебным деревом.
Снегурочка. - Теперь я поняла и увидела, какое оно, настоящее лето. Спасибо, мои милые друзья, за ваше внимание, доброту, отзывчивость и трудолюбие. Примите от меня в подарок это волшебное дерево.
Воспитатель.
Волшебное дерево,
Спасибо тебе!
Мы немножко взяли
Сладостей себе.
Пусть другие дети
Вновь к тебе придут
И на твоих ветках сладости найдут.
Снегурочка. - Спасибо вам, но мне пора возвращаться. Ветер, помоги! (звучит музыка ветра, Снегурочка улетает)
Воспитатель: А теперь вспомним наше последнее правило работы с песком (показывает карточку) и отправимся в группу его выполнять.
Источник:
Презентация для детей «Что мы знаем о песке?» https://www.docme.ru/catalog/;