Надежда Храмцова
Конспект НОД с использованием метода мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по теме «К нам птицы прилетели»
с использование метода мнемотехники при формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия: обобщить знания детей по лексической теме перелётные птицы.
Задачи:
Познавательные:
• активизировать и расширять словарь детей по данной лексической теме;
Публикация «Конспект НОД с использованием метода мнемотехники для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
• продолжать учить детей подбирать однородные определения;
• уточнение и расширение запаса конкретных представлений о перелётных птицах.
Развивающие :
• развивать диалогическую речь : умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очерёдность, быть доброжелательным, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста;
• стимулировать и поощрять творческие проявления детей;
• учить планировать высказывания, используя таблицы мнемотехники;
• закреплять знания детей о перелётных птицах и использовать их в составлении рассказов.
• способствовать развитию восприятия, внимания, логического мышления, памяти.
Воспитательные:
• прививать любовь к родной природе;
• воспитывать интерес к жизни перелётных птиц, умение заботиться о них, быть добрыми, внимательными.
Оборудование:
1) Картинки с изображением птичьей семьи.
2) Схема птичьей семьи.
3) Картинки перелётных птиц.
4) Четыре листа бумаги 50*30 см.
5) Фуражка лесника.
6) Игрушечное ружьё.
7) Грачонок (игрушка).
8) Маркер.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовёт птичью семью.
НА ДОСКЕ:
Картинка с изображением гнезда, Схема птичьей семьи.
в нём птенцы, мама птица.
Показываю картинки перелётных птиц. Дети называют птичью семью:
Грач – грачиха – грачонок – грачата
Скворец – скворчиха – скворчонок – скворчата
Утка – селезень – утёнок – утята
Гусь – гусыня – гусёнок – гусята и т. д.
2. Сообщение темы занятия.
- Сегодня, дети, мы придумаем рассказик о том, что могло случиться с птицами.
- О чём будем говорить сначала?
Дети: - О погоде.
А) -Какой был день?
Дети: - солнечный,
- облачный,
- ветреный,
- дождливый,
- и т. д.
рисую это схематично на листе бумаги
(рис. 1.)
Б) - Какие были птенцы?
Дети: - маленькие,
- беспомощные,
- желторотые,
- пушистые,
- голодные,
- прожорливые.
(рис. 2.)
В) - Что с ними случилось?
Дети: - напугала кошка,
- налетел коршун,
- прилетела стрела,
- выстрелил мальчик из рогатки,
- вывалились из гнезда на землю,
- ударила молния. (рис. 3.)
Г) - Кто мог помочь птенцам?
Дети: - добрый человек,
- мама с папой,
- птичья стая,
- и т. д.
(рис. 4.)
3. Повторение плана – рассказа по мнемосхемам :
Сначала расскажи о погоде.
Какими были птицы?
Что случилось с птенцами? Кто их напугал?
Кто помог птенцам?
4. Рассказы детей.
- Кто хочет рассказать о птенцах?
- Кто ещё хочет составить другой рассказик?
Оценка рассказов детей :
- Дети, был ли Ксюшин рассказ похож на Настин? (высказывания детей)
- Ребята, как важно, чтобы в рассказе вы называли, с птенцом каких птиц случилась эта история.
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
5. Физкультминутка.
- Ребята, представьте, что вы все птицы.
Одни – перелётные – будете летать.
Другие – зимующие – прыгать.
Третьи – домашние – приседать.
Игра на внимание: я называю птиц – вы выполняете соответствующее движение.
6. - Дети, представим себя лесником, он шёл из леса и спас птенцов.
- Семен будет лесником дядей Ваней.
- О чём ты сначала расскажешь? Затем?
- За что можно похвалить нашего Семена?
- Кто ещё хочет рассказать о том человеке, который помог птенцам?
- Охотником хочет быть Настя (надевает фуражку, даю ему ружьё.)
- Интересный ли был рассказ у Насти?
- Какой мы дадим совет Насте?
(записываю речевые ошибки, а затем вместе с детьми исправляем их).
7. - Дети, я прошу вас устроить тишину в группе, кто-то давно постукивает в окно, да это… (показываю игрушку грачонка).
Дети: - Это грачонок.
«Здравствуйте ребята! Я очень хочу, чтобы вы сочинили про меня сказочку».
Начало педагога: - В некотором царстве, в лесном государстве жила-была птичья семья: папа грач, мама грачиха, и маленький, чёрненький, очень любознательный грачонок. Однажды, когда родителей не было дома, грачонок забрался на краешек гнезда и стал всё рассматривать. Он посмотрел вверх, вниз и увидел…
(затем грачонок садится на плечо ребёнка, тот продолжает сказку).
8. Итог.
Грачонок: «Очень интересная получилась сказка, я полечу в грачевник и расскажу её своим друзьям».
- Мне, дети, очень понравилась, какие содержательные рассказы о птенцах составляли вы. Я приготовила вам очень интересную книжку о перелётных птицах, которую мы потом прочитаем.