Миронова Елена
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель - развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания об эмоциях, чувствах и настроении.
2. Активизировать толерантное отношение к чувствам и эмоциям окружающих.
3. Содействовать в формировании оценки собственных чувств и эмоциональных переживаний.
Развивающие :
1. Развивать эмпатию по отношению к чувствам других людей.
2. Развивать способность к самоконтролю.
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метафорические ассоциативные карты (МАК)
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
1. Воспитывать умение оказывать поддержку в трудной ситуации.
2. Воспитывать вежливость.
3. Воспитывать терпимое отношение к чужим недостаткам.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Целевая аудитория: дети старших и подготовительных групп.
Количество участников в группе: 6-10 чел.
Продолжительность: 25-30 минут.
Материалы и оборудование: 5 мешочков из ткани со шнурками, смайлики из бумаги, колода метафорических ассоциативных карт «Anibi» Ицик Шмулевич, колода метафорических ассоциативных карт «Монстрики чувств» Ю. Гох-Корона, К. Корона, линейка эмоций, цветные карандаши, бумага формата А4.
Структура НОД:
1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.
2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эмоций».
3. Сообщение темы занятия.
4. Физминутка «Улыбнитесь».
5. Упражнение «Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi».
6. Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»
7. Релаксация. Рисунок эмоции.
8. Рефлексия.
Ход НОД:
1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.
Психолог: Здравствуйте, дети! Предлагаю вам встать в большой круг, улыбнуться и пожелать друг другу доброго утра.
2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эмоций».
Психолог: Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками. У меня есть с собой 5 волшебных мешочков с секретами. Как вы думаете, что нам с ними делать? (Варианты ответов детей. Если дети ответили правильно, педагог хвалит детей и продолжает НОД. Если ответили неправильно, то педагог продолжает НОД) Предлагаю, открыть первый и посмотреть что же там. Итак, открываю мешочек и что же вижу там (Предлагает детям заглянуть в мешочек или потрогать руками…Ничего нет. Ребята, этот мешочек не должен пустовать, а давайте его наполним. Чем же будем наполнять?
Дети: предлагают, чем заполнить мешочек.
Психолог: Давайте, мы будем (или предлагаю) наполнять мешочек нашими отрицательными эмоциями, чтобы поднять настроение. Обязательно надо напомнить, что такое отрицательные эмоции
Психолог предлагает сложить в мешочек все отрицательные эмоции, злость и обиду, грусть и печаль.
Этот мешочек со всеми плохими эмоциями завязывается и выбрасывается в мусорную корзину.
Психолог: Вот мы и избавились от отрицательных эмоций. Ребята, предлагаю вам заменить отрицательные эмоции на положительные. Какие положительные эмоции вы знаете?
Дети называют им известные эмоции.
Психолог: Для того, чтобы поднять настроение у меня есть ещё один мешочек. Ребятки, открываю мешочек и делюсь с вами положительными эмоциями.
Психолог достает из мешочка веселые смайлики и раздает всем участникам.
3. Сообщение темы занятия.
Психолог: Отлично! Умнички! Все зарядились хорошими эмоциями и можем двигаться дальше! Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня разговаривать?
Дети предполагают, что об эмоциях и чувствах.
Психолог: Молодцы! Правильно! Чтобы лучше узнать о мире эмоций и чувств у меня осталось еще 3 мешочка с сюрпризами. Открываем следующий… Почему то не развязывается. А я поняла, чтобы развязать следующий мешочек нужно шире улыбаться и активнее двигаться. Готовы?
Дети: Да.
4. Физминутка «Улыбнитесь».
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Выполняется 2 раза.
Психолог: Отлично! С этим заданием мы справились. Наши улыбки помогли развязать следующий мешочек. Что же там? Посмотрим? Что это? Карты? Интересно. О! Я как раз знаю одну интересную игру с такими картами.
5. Упражнение «Линейка эмоций» с использованием карт «Anibi».
Предлагается ребенку выбрать 3-4 карты из набора Anibi и проранжировать их по линейке эмоционального состояния :
грустно – весело,
приятно – неприятно,
чувство обиды – чувство удовольствия,
доброта-злость,
страх-смелость,
стыд-гордость,
любовь-ненависть.
Далее предлагается ребенку определить, какая карта в наибольшей степени соответствует переживаемым им эмоциям (с какой картой он себя ассоциирует) :
- как именно эта карта отражает переживаемые им эмоции и чувства
- что хочется изменить
- в какую сторону линейки хочется переместиться, и какие эмоции пережить (что почувствовать)
- кто может помочь пережить новые эмоции (к кому можно обратиться за помощью).
Психолог: Вот и помог нам волшебный мешочек узнать главные человеческие эмоции. Давайте откроем следующий и узнаем, что же спрятано там.
Открывают мешочек.
Психолог: Посмотрите. Еще карты. Что же на них нарисовано?
Дети: Монстрики.
Психолог: Правильно, но это не простые монстрики, а монстрики чувств и эмоций! Они хотят с нами поиграть и помочь нам узнать эмоции на лицах других людей. Поиграем с ними.
Дети: Да!
6. Игра на обучение социальным навыкам с картами «Монстрики чувств»
Психолог раскладывает карточки рисунком вниз.
Психолог: Вытяните карточку, не показывая группе, и опишите монстрика, изображенного на ней.
Участники должны угадать, о каком чувстве идет речь. В конце ребенок вытянувший карточку, показывает её всем.
Каждый участник выполняет задание.
Психолог: Вот и помог нам волшебный мешочек узнавать эмоции на лицах других людей.
7. Релаксация. Рисунок эмоции.
Психолог: Остался последний мешочек с секретом. Открываем?
Дети: Да!
Психолог: О, это же цветные карандаши! Ребята, раз у нас теперь есть цветные карандаши, попробуем каждый нарисовать свою эмоцию.
Дети рисуют эмоции.
8. Рефлексия.
Психолог:
- Что вы сегодня узнали нового?
- Какие эмоции вы узнали?
- А что вам больше всего понравилось делать?
- Хотелось бы узнать какое у вас сейчас настроение?
Выберите из карт монстрика эмоций, который больше всего сейчас соответствует вашему настроению!
Я рада, что мы с вами сегодня так хорошо поиграли и подняли друг другу настроение. Желаю вам, чтобы ваше настроение и эмоции были всегда хорошими!