Елена Кузичева
Конспект НОД по образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по Москве»
▼ Скачать
Конспект НОД по образовательной области
ЦЕЛИ:
дать представление о плане и карте местности;
закрепить знания детей о достопримечательностях города Москвы, истории создания Московского Кремля;
развивать речь, мышление, кругозор;
воспитывать интерес к истории Отечества.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мультимедийный проектор, экран, компьютер;
Презентация "Достопримечательности Москвы. Московский Кремль";
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ с детьми старшего дошкольного возраста „Путешествие по Москве“» размещена в разделах
Музыкальное сопровождение – подбор песен о Москве;
Репродукции картин русских художников
Карта Москвы и метрополитена.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Чтение и заучивание стихов и пословиц о Москве;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы о городе Москва;
Пополнение мини-музея Москвы в группе;
Настольно-печатные игры по теме
Ход ЗАНЯТИЯ:
Под лирическую песню «А я иду, шагаю по Москве» дети входят в зал. На экране – первый слайд презентации «Кремлевская набережная». Слайд№1
Воспитатель: В каком городе мы с вами живем? Как называются жители Москвы (москвичи). Давайте отправимся в путешествие по нашей столице. Москва - огромный город. В нём много улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем, кто приехал в Москву в первый раз. Что же может помочь гостям Москвы ориентироваться в городе? (Карта города)
Слайд №2 "Карта"
Воспитатель: Мало карту иметь, нужно ещё уметь её читать, понимать условные знаки. Давайте вспомним, что обозначают на карте различные цвета (зеленый цвет – парки и скверы, желтый – улицы, синий – реки, а сеточка из серых и желтых линий – это улицы, проспекты, переулки, бульвары. Буква «М» на нашей карте означает станции метро. В метро тоже есть своя карта-схема.)
Воспитатель: Я вижу, что вы умеете читать карту. На чем можно путешествовать по городу? (Дети перечисляют виды городского транспорта). Итак, мы отправляемся в путешествие по Москве на автобусе, занимайте места! Вы узнаете много интересного о нашем городе, познакомитесь с его достопримечательностями. Знают ли вы, что такое "достопримечательность"?
Слайд №3. "Памятник Юрию Долгорукому".
Воспитатель: Посмотрите: мы проезжаем памятник Юрию Долгорукому. Чем известен этот человек? (Этот князь основал Москву). Город Москва был основан более восьмисот пятидесяти лет назад на берегах двух рек. Кто скажет, каких? (Москвы-реки и Неглинной). Что сейчас произошло с этими реками?
Слайд №4 «Большой театр» (звучит музыка Чайковского из балета «Щелкунчик»)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что за здание мы проезжаем? (Большой Театр). Чем знаменит этот театр? ( Он прославился на весь мир своими оперными и балетными постановками : «Щелкунчик», «Лебединое озеро» и другими). Я вам советую обязательно побывать на спектакле.
Слайд№5 «МГУ» Слайд №6 «Воробьевы горы»
Воспитатель: Мы проезжаем красивое высотное здание со шпилем. Кто знает, что это за здание? (Университет, поступить в который мечтают почти все выпускники школ). Находится университет на Воробьевых горах, где есть смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама Москвы.
Слайд №7 «Лужники» (спортивный марш)
Воспитатель: Недалеко от университета расположен самый главный стадион Москвы. Для чего построили стадион? Здесь проходят спортивные соревнования, матчи, тренируются спортсмены. Я приглашаю юных спортсменов на физминутку.
(Физминутка)
Воспитатель: Поторопитесь: наш автобус отправляется, экскурсия продолжается.
Слайд №8"Поклонная гора" (звучит музыка «Священная война»)
Воспитатель: В Москве есть такие места, которые мы посещаем с особым волнением. Одно из таких мест – это Мемориальный комплекс "Поклонная гора", возведённый в честь победы советского народа в Великой Отечественной войне. Здесь находится музей Великой отечественной войны, храм, знаменитая статуя Победы, а также фонтаны слез.
Слайд №9 «Фонтан слёз» на Поклонной горе.
Воспитатель: Ребята, а почему так называется «Фонтан слез»?
Слайд №10 "Храм Христа Спасителя" (колокольный звон)
Воспитатель: Наш автобус движется дальше. Посмотрите, какое красивое и величественное сооружение. Это храм Христа Спасителя, знаменитый тем, что возведен в наши дни вместо снесенного когда-то собора. Долгие годы на этом месте находился бассейн под открытым небом.
Слайд №11. "Третьяковская галерея"
Воспитатель: Москва – культурный центр России. Ни в каком другом городе нет столько музеев, театров, художественных галерей. Мы проезжаем Третьяковскую галерею. Названа в честь коллекционера картин Третьякова. В ней собраны картины самых знаменитых русских художников. Я предлагаю здесь сделать остановку и посетить некоторые залы музея.
(на стендах представлены репродукции картин русских художников Васнецова «Аленушка», «Три богатыря», Шишкина «Утро в сосновом лесу», Левитана «Золотая осень»). Воспитатель предлагает вспомнить автора картины и название.
Воспитатель: Садимся в автобус и отправляемся в самое сердце Москвы. Вы уже, наверное, догадались, куда?
Слайд № 12 Памятник Пушкину
Мы проезжаем мимо памятника великому русскому поэту, который родился в Москве, любил ее всем сердцем и посвятил ей немало поэтических строк:
«"Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва. как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось! ".
Слайд №13. Красная площадь «Московский Кремль»(Гимн Москвы)
Воспитатель: Наконец мы подъезжаем к главной достопримечательности Москвы - Московскому Кремлю. Именно Кремль является символом России. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится наша страна, работает наше правительство во главе с президентом. А в Большом Кремлёвском дворце проходят концерты и новогодние елки для ребят.
Воспитатель: Ребята, вы наверняка слышали такую поговорку: "Москва не сразу строилась"? Московский кремль не всегда имел такой вид, он многократно перестраивался. Кто знает историю Кремля? Я вам ее сейчас напомню. Давным-давно, более 850 лет назад, из богатого города Суздаля прискакал с дружиной князь Юрий Долгорукий, чтобы выбрать место для заставы-крепости. Понравился князю удобный для обороны холм - место слияния двух рек: лесной речки Неглинной и большой Москвы-реки. Пусть, думал Юрий Долгорукий, небольшая крепость в лесу сторожит дальние земли Суздаля. Обнесли воины холм земляным валом - забором, поставили с запада и востока ворота, выстроили дубовые княжеские палаты, вырыли вокруг ров. Шли годы. Все чаще и чаще стали появляться в Кремле каменные строения. При князе Дмитрии Донском поднялись стены и башни из белого камня. И прозвали люди Москву "белокаменной. Иван III решил перестроить Кремль, и был построен новый Кремль. Постепенно Кремль становился таким, каким мы привыкли его видеть.
Слайд №14 – 17.
Воспитатель : Дальше наша экскурсия будет пешеходной. Давайте выйдем из автобуса и получше рассмотрим Кремль.
Слайд №18. "Соборная площадь. Колокольня Ивана Великого"
Воспитатель : На территории Кремля расположена самая древняя площадь Москвы – Соборная. Над ней возвышается колокольня Ивана Великого. А рядом – еще два исторических памятника, прославивших Москву. Слайд №19. "Царь-колокол", Слайд №20 "Царь-пушка"
Воспитатель: Знаете ли вы, сколько всего кремлевских башен? (20)
Слайд №21 №22 "Тайницкая и Царская башни"
(Тайницкая башня самая старая, в ней было два тайника: тайник-колодец и тайник - подземный ход к речному берегу, самая молодая Царская башня).
Слайд № 23 " Башни Троицкая и Кутафья"
(Самая высокая Троицкая башня - восемьдесят метров. Самая маленькая Кутафья).
Слайд №24"Спасская башня" (бой курантов)
Воспитатель : А эту башню узнаёте? Конечно, это Спасская башня с огромными часами, по которым вся страна сверяет время. Как называются эти часы? (Куранты)
Воспитатель: Как вы думаете, почему площадь, на которой находится Кремль, назвали Красной? (Ответы детей) Слайд №25 «Красная площадь».
Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы познакомились только с малой частью достопримечательностей Москвы. Что вам понравилось больше всего? Куда бы вы хотели поехать с родителями в ближайший выходной?