Хрупова Татьяна Юрьевна
Конспект НОД по развитию речи «У страха глаза велики»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта НОД
ФИО:Хрупова Татьяна Юрьевна
Цель: привлечение детей старшего дошкольного возраста к произведениям устного народного творчества; учить детей пересказывать сказку выразительно, последовательно, без пропусков и повторений.
Задачи:
Образовательные: познакомить с бытовой сказкой; Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение сопереживать героям сказки, коллективизм, толерантность.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „У страха глаза велики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «У страха глаза велики», сказка
- Темочки
Развивающие : развивать зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление.
Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: страх (это когда кто-то чего-то боится); колода (толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой).
Предварительная работа: чтение произведений животных. Заучивание стихов, Рисование, Проведение «Дидактических игр, Лексических и грамматических упражнений.
Планируемый результат: дети знают содержание новой сказки; умеют пересказывать материал и отвечать на поставленные вопросы.
Материал: предметные картинки (изображение героев сказки, презентация по содержанию сказки, отличительные маски героев сказки.
Организационно – мотивационный этап
В: я знаю, что вам очень нравятся игры, и хочу поиграть с вами в игру «Угадай сказку». Сейчас я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о каком произведении идёт речь!».
Коза, кузнец, съел, козлята, волк («Волк и семеро козлят»).
Дед, мышка, баба, яичко, курочка, («Курочка Ряба»).
Муха, денежка, паук, самовар, базар, комар («Муха-Цокотуха»).
Лиса, собака, заяц, избушка ледяная, петух, избушка лубяная, медведь, бык («Лиса и заяц»).
Основной этап
Этап постановки проблемы В: молодцы! А сейчас навострите уши и слушайте внимательно!
Детям предлагается построиться в круг.
В: ребята, представьте, что вы хмуритесь, как осенняя тучка
- А сейчас вы - человек, который сердится, изобразите это как?
- А теперь улыбнитесь, как улыбается солнышко
- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка.
-Вы широко раскрыли глаза, некоторые открыли рот. Точно, видно, что заяц испугался.
Этап ознакомления с материалом
В: ребята, а что такое страх? Правильно, страх - это когда кто-то чего-то боится. Давайте вместе повторим слово «страх».
В: а чего можно испугаться? Правильно, темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.
- А я знаю "прогонялку", с помощью, которой можно прогнать страх.
"Страх, страшок, страшилка.
Брысь, брысь, брысь!
В смех, смешок, смешинку
Превратись!»
-давайте повторим прогонялку.
Этап практического решения проблемы В: ребята, были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего можно было бы и не бояться, чего на самом деле и не было? (дети рассказывают свои случаи из жизни)
В: я вас хочу познакомить со сказкой, где с главными героями случилась именно такая история, где они испугались того, чего бояться не надо было. Давайте сядем на стульчики. Ноги поставим вместе, руки положим на колени.
В: слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
Читаю сказку «у страха глаза велики»
В: вы прослушали сказку. Ребята, а кто запомнил как она называется? (У страха глаза велики)
В: почему это произведение называется сказкой? (потому что курочка и мышка не могут носить воду в ведрах)
В: как вы поняли название сказки - «у страха глаза велики»?
В: правильно, от испуга героям показалось то чего нет.
В: о чем рассказывается в этой сказке? (как бабушка, внучка, курочка и мышка пошли за водой, а зайчик спал под деревом. На зайчика упало яблоко, он с испугу побежал и сбил с ног бабушку, внучку, курочку и мышку)
В: кто вспомнит, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка?
В: правильно водоносы. А почему их так назвали? (потому что они носили воду)
В: от каких двух слов образовалось это слово? (воду носить)
В: откуда брали воду наши водоносы? (бабушка из колодца; внучка из колоды (колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой; курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца)
В: когда несли воду, он как плескалась? (у бабушки - тре-е-х, пле-е-х; у внучки - трех, плех; у курочки - трех-трех, плех-плех; у мышки - трех-трех-трех, плех-плех-плех)
В: а вы помните, какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке? бабушке - медведь, как она про него говорила с испуга – медведище - а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька) внучке - волк страшный, как можно назвать большого сильного волка - волчище. А не очень большого, не сильного? (волчишка) курочке - лиса; - как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка) мышке - кот, котище, - а как ласково сказать про кота? (котик, котенька) зайцу - четыре охотника, и все с собаками.
В: что же на самом деле произошло? (все герои сказки испугались, а сами даже не знали, чего на самом деле)
В: кто самый внимательный, и запомнил какими словами заканчивается сказка? (у страха глаза велики : чего нет, и то видят)
В: как вы понимаете эти слова?
В: как вы думаете, ребята, могли ли герои сказки, после того, что с ними случилось, посмеяться над собой?
В: правильно. Да, они испугались, того, чего не надо было бояться.
В: в сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать?
-какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
-подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)
-что вам больше всего понравилось в сказке?
В: ребята, я вижу, вы устали, давайте представим, что мы в лесу и проведем физкультминутку.
Физкультминутка "Мы в лесу".
Давайте встанем в круг,
У нас славная осанка.
Мы свели лопатки,
Мы походим на носках,
А потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька трусишка,
И как серый волк-волчишка.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся. (Выполняется с движениями, 2-3 раза)
В: я сейчас вам прочитаю еще раз сказку, и мы ее перескажем нашим гостям. Ребята, когда будете пересказывать, не забудьте рассказать о водоносах. Куда они пошли, какие вёдра у них были, откуда набирали воду, затем как испугались и куда разбежались, кто почудился, и чем сказка закончилась.
А в этом вам поможет презентацию последовательности сказки.
Заключительный этап В: давайте мы покажем спектакль для гостей. Возьмите каждый себе по маске, кто кем хочет быть. Запомните, что каждый из персонажей должен сказать свои слова так что бы мы поняли, как испугались бабушка, внучка, курочка и мышка.
(инсценируют отрывок сказки)
В: чей пересказ вам больше всего понравился и почему.
В: кто сумел передать чувство страха?
В: чему же нас учит сказка? С какой сказкой мы познакомились?
- Что помогло вам запомнить сказку?
- Что понравилось на занятии?
- Кто считает, что он справился сегодня с пересказом сказки?
- Что было трудным?
В: мне очень понравилось, как вы работали, молодцы!