Наталья Алексеева
Конспект НОД «Путешествие во времени. Блокада Ленинграда» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №9 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт- Петербурга
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему :
"Путешествие во времени. Блокада Ленинграда"
Автор- составитель:
воспитатель высшей категории
Алексеева Наталья Сергеевна
Публикация «Конспект НОД „Путешествие во времени, Блокада Ленинграда“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
г. Санкт- Петербург-Пушкин
2016 г
Цель: продолжать расширять знания детей о ВОВ
Задачи:
образовательные
• формировать у детей понятие исторической важности событий своей страны
• систематизировать знания о ВОВ
• расширять и активизировать словарь
воспитательные
• пробудить у детей любовь к своей Родине, чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги
• вызвать интерес к истории своей страны
• способствовать развитию навыков сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности
• приобщить к прошлому и настоящему через связь поколений
развивающие
• способствовать развитию познавательной активности, речи
• пробуждать нравственные качества личности
• способствовать развитию памяти, логического мышления
Педагогические технологии
мнемотехника
технология музыкального воздействия
здоровьесберегающая технология
информационно -коммуникативная
Предварительная работа
чтение художественной литературы
художественно- творческая деятельность
слушание музыкальных произведений, посвящённых блокадному Ленинграду : Э. Хиль "Медаль за оборону Ленинграда", "Баллада о ледовой трассе"; В. Толкунова "Дети Ленинграда"; звучание метронома; Д. Шостакович "Ленинградская симфония "
рассматривание медали "За оборону Ленинграда", ленточки ленинградской блокады
разучивание стихотворений о блокаде
составление мнемотаблиц о блокаде
презентация " Осаждённый город"
макет "Был город фронт, была блокада"
художественно -творческая деятельность
оборудование:
• белые буквы БЛОКАДА
• цветная двусторонняя тонированная бумага А-4
• мультимедийная установка
• ленточки ленинградской победы
• обруч
• куклы в зимней одежде 40-х г.
• карандаши, фломастеры
• мнемотаблица "Блокада"
• книги о блокаде и Великой Отечественной войне
• разрезные картинки по теме
• "льдинки из бумаги"
Интеграция образовательных областей
• познавательное развитие
• социально -коммуникативное развитие
• художественно -эстетическое развитие
• речевое развитие
Ход
В. Дети, скоро мы вместе вами и со всей нашей огромной страной будем отмечать великий праздник. Что это за праздник?
Ответы детей.
В. Верно! Это день снятия блокады города Ленинграда. Сегодня мы отправимся в прошлое нашей истории. Узнаем много интересного про этот город. Как сейчас называется этот город?
Ответы детей.
В. Скажите, а откуда можно добыть знания о прошлом времени?
Ответы детей.
В. Правильно вы всё говорите. Из многих источников, а главным образом из книг. "Книга не самолёт, а за тридевять земель отнесёт". Посмотрите, у меня в руках прекрасные книги о военном времени. Они мне помогали познавать прошлое и вам пригодятся, ну, а мы сейчас сможем перенестись в прошлое через экран времени.
Показ презентации сопровождается комментариями педагога.
Звучит голос Ю. Левитана "Начало войны"
В. Война! Великая Отечественная война! Она прошла через многие города нашей Родины. Самый страшный след оставила в Ленинграде.
Звучит метроном. Под звуки метронома воспитатель читает стихотворение:
Это просто счётчик ритма - метроном.
Звук блокады.
Ритм блокады.
Входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать стук.
Это холод, это голод.
Смерти звук.
Это знак, что есть живые.
В. Метроном - это сердце Ленинграда, он отстукивал жизненный ритм города. Близко подошли враги к городу, могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы, город стал фронтом. (показ презентации) Наш город оказался в блокаде. Что такое блокада?
Ответы детей.
В. Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. ( Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)
Б -БОЛЬ, БЕДА, БЛОКАДА, БОМБЁЖКА
Л -ЛЕНИНГРАД, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛАДОГА
О- ОБОРОНА, (СИМВОЛ КОЛЬЦА) ОКРУЖЕНИЕ
К - КУСОК ХЛЕБА, КОЛЬЦО
А -АВИАНАЛЁТ
Д -ДОРОГА ЖИЗНИ, ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ
В. Дети, буквы у нас совершенно белые. Я попрошу вас объяснить с помощью стихотворений почему они такие. (чтение стихов "Какого цвета.? (Н. Алексеева, "Городу Ленинграду" (Н. Алексеева)
Ребёнок читает стихотворение.
Какого цвета. ?
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Городу Ленинграду
Голод и холод.
Война и разруха.
Сильный был город,
Не падал он духом!
Дыхание смерти было повсюду,
Но выжили, выжили люди!
Блокадный паёк,
Стакан кипятка.
Вот жизни глоток,
Потом темнота.
А город прорвался!
А город воскрес!
А город остался!
Никуда не исчез!
Н. Алексеева
В. Фашистам удалось окружить город. Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. Рушились дома, полыхали пожары, погибали люди. Многие здания были разрушены. Давайте вместе с вами попробуем их восстановить.
Игра "Разрезные картинки"
В. Восстанавливать разрушенное не так просто, а когда нет рядом мужских рук ещё сложнее. В городе оставались дети, женщины, старики. Городу надо было жить! Люди трудились на заводах, заводы должны были работать. Идёт война, и солдатам нужны были гранаты, пулемёты, мины, пушки, патроны, танки. Дети трудились наравне со взрослыми, всё делали для победы нашего народа. (показ слайдов)
Мнемотаблица "Дети Ленинграда"
В. Вот такие отважные ребята были в то далёкое время!
Ребёнок читает стихотворение Н. Алексеевой "Дети Ленинграда"
Дети Ленинграда
Как жить без мамы и отца,
Без хлеба, дома и тепла?
Всё это отняла война.
Не хлюпали, не плакали, не ныли
Ребята ленинградские, а - жили!
В них теплилась едва душа.
Подкашивались ноги от бессилья.
Всё отняла у них война,
Оставив ненависть к фашистскому насилью.
Стеклянные глаза без страха к смерти,
Голодные, худые, ледяные дети.
Со взрослыми сражались вместе,
Им помогали, позабыв о детстве.
В. Дети, а как вы думаете, много ли времени было у людей на отдых?
Ответы детей.
В. Мы сейчас тоже с вами отдохнё м как они: совсем немного.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить)
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить)
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор)
В. Дети оставались для взрослых всё равно детьми, и взрослые старались им немного украсить жизнь, ну хотя бы праздником, таким как Новый год. Лучшими подарками для деток было сало, шоколад и хлеб. Этот светлый, добрый праздник был им очень нужен. (показ презентации, звучит песня В. Толкуновой " Дети Ленинграда")
В. В осаждённый город нужно было как-то переправлять продовольствие, медикаменты, боеприпасы.
Все пути к городу были блокированы немцами. "Дорогой жизни" или "ледовой трассой "стало Ладожское озеро. (показ презентации)
В первую блокадную зиму были сильные морозы и вода в Ладоге превратилась в лёд. Днём и ночью люди трудились. Несмотря на воздушные атаки немцев, водители машин, моряки, речники справлялись с поставленными задачами. Порой ценой собственной жизни. Они не спали сутками, но делали свою работу до конца. Через Ладогу в город поступали и боеприпасы для солдат, и горючее для танков, и уголь для электростанций, и медикаменты для госпиталей.
В. Дети, мы сейчас тоже попытаемся переправиться на другой берег.
Игра "Перейди на другой берег"(дети перепрыгивают с "льдинки" на "льдинку")
В. Люди, помогавшие переправлять грузы в Ленинград, и дети Ленинграда, и все, кто находился в осаждённом городе - герои. За их мужество, отвагу они были награждены медалью "За оборону Ленинграда". (показ презентации - звучит песня Э. Хиля "Медаль за оборону Ленинграда")
Что означает лента на медали?
Ответы детей.
В. Правильно. "победа жизни"! Радостное событие наступило в жизни ленинградцев. Блокада была прорвана!
Звучит голос Ю. Левитана о прорыве блокады.
В. На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется разорванное кольцо.
В. Ребята, а хотите мы с вами отправим в прошлое письмо - послание?
Ответы детей.
В. В то военное время люди писали письма и складывали их в виде треугольников. В таком виде они отправляли весточки своим близким людям. Возьмите все по листу бумаги, напишите свои послания и сложите своё послание как фронтовой треугольник. Эти послания экран времени перенесёт в прошлое бойцам нашей Армии, детям Ленинграда, всем, кто ждёт хороших вестей от своих близких людей.
(Оригами "Фронтовой треугольник)
Звучит песня из кинофильма "Офицеры"(пока дети пишут письма)
В. Сегодня мы с вами совершили незабываемое путешествие во времени. Спасибо нашему экрану и вам, ребята. Скажите мне, помог вам экран увидеть войну, блокаду?
Ответы детей.
В. Примите пожалуйста, дети, подарок. Это ленточки ленинградской победы.
Они - напоминание о том далёком времени.
Звучит песня ленинградского хора "Мы не забыли. "