Мугуева Татьяна
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 г. Беслана» Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе,
Тема: «Путешествие в страну знаний»,
Воспитатель: Мугуева Татьяна Михайловна
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Тема: «Путешествие в страну знаний».
Программное содержание : обобщить знания детей, полученные ранее.
• закрепить понятия: «звук», «буква», «слово», «предложение»; навык чтения слов, звукового анализа, слогового анализа; закрепить умение определять позицию звука в слове; закреплять знания основных характеристик звуков; составлять предложение с помощью схемы. Учить делать простейшие выводы, излагать понятно свои мысли.
• развивать фонематический слух и внимание, речь детей, образное мышление, произвольное внимание и память;
• воспитывать способность детей взаимодействовать друг с другом, прививать любовь к родному языку, воспитывать МОТИВщШО к учебной деятельности.
Оборудование: карточки со схемами предложений, конверт с письмом, ручки, пенал, волшебная палочка, мяч, листы бумаги, простые карандаши, стаканчики, салфетки.
Методические приё мы: словесный, игровой, практический.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! На наше занятие пришло много гостей, учительница. Они хотят увидеть, какие у вас есть знания и умения при поступлении в первый класс. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваются).
Сегодня утром у меня на столе оказалось письмо. Давайте я его прочитаю: «Дорогие мои юные друзья! Пишет вам Королева Знаний. Сегодня я приглашаю вас в гости в мою Страну Знаний. Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда».
Ну, что, ребята? Вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Дети: «Да!»
Воспитатель: «Тогда мы соберем свои силы и знания, возьмём хорошее настроение Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу и отправимся в путь, согласны?».
дети : «да!»
Воспитатель: У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки, говорим волшебные слова: «Раз, два, три — в Страну Знаний нас веди». Звучит мелодия.
Воспитатель: «Вот мы, кажется, попали в Страну Знаний». В этой Стране существуют правила : - не перебивать друг друга; - отвечать правильно;
- поднимать руку.
- А вот и первое задание: «Отгадай загадки!»
(Один мягкий и свистит, Другой твердый и шипит
Третий вовсе запоёт,
Хоть кто его произнесёт) (Звук)
Воспитатель: Ребята, что такое «звуки» ( дети отвечают: «Это то, что мы произносим, когда говорим. Звуки слышим») А какие звуки мы знаем? ( дети отвечают: гласные и согласные). Гласные звуки можно пропеть, прокричать, а согласные нельзя, Какое правило мы знаем про гласные звуки? (дети отвечают «Если струя воздуха не встречают преграды, то это гласные звуки») А про согласные звуки? (Если струя воздуха встречает преграду, эти звуки согласные). А какими бывают согласные звуки? ( Дети: твёрдыми и мягкими)
Вот второе задание «Звуковой анализ слов».
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем звуковой анализ слова «шуба». Ш-согласный, твёрдый
У- гласный Б- согласный, твёрдый
А- гласный
«бегемот» Б- согласный, мягкий
Е- гласный
Г-согласный, мягкий
Е-гласный
М-согласный, твёрдый О- гласный
Т- согласный, твёрдый
Третье задание: «Где прячется звук?»
Воспитатель: Послушайте загадку: «Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита» Ответ (книга). Задание: определить позицию звука «и» в слове «книга».
Дети: - «В середине!»
Воспитатель загадывает загадку:
«Чёрные птички На белой страничке
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает» ( ответ: Буква)
Воспитатель: Ребята! Что такое буквы?
Дети: «Знаки для записи слов. Буквы мы видим и пишем».
Воспитатель: «Сколько букв в алфавите?» Дети: 33.
Воспитатель: молодцы!
( на столе лежат: кукла, мяч, пирамида)
Воспитатель: давайте сделаем слоговый анализ этих слов. Вот слово «кукла». Отбейте мячом столько раз, сколько слогов в этом слове. (2 раза). Слово «мяч» - (1 раз)
Слово «пирамида» - (4 раза)
Ребята! Как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: «игрушки!»
- А как можно узнать, сколько слогов в слове? Дети: «Сколько гласных звуков, столько и слогов».
Физминутка (дети сидят)
Вот грамматики зарядка,
Выполняйте по порядку, Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, отпустите.
Влево-вправо повернитесь, Руками коленей коснитесь. Сели-встали, сели-встали, Вы, надеюсь, не устали.
Надо вам свободней встать,
И спокойнее дышать. (сели).
Загадка
«Звук я к звуку подберу,
И его произнесу.
Если буквы в ряд сложу,
То его потом прочту». («слово»)
(Идут на палас)
Игра «Что лишнее?»
Дети на паласе собирают цветы одинакового цвета. Девочкикрасные, жёлтые, а мальчики- зелёные и сиреневые. И потом составляют из слогов слова.
Получается слово «Радуга».
Воспитатель: Ребята! Какое сейчас время года? (лето) Летом бывает радуга? А когда она появляется?
Дети: да! После дождя! (Рассказ детей о радуге). Воспитатель: ребята, давайте нарисуем радугу. Сколько цветов радуги? (7 семь). Называют их.
Воспитатель: на столе всё, что нужно для рисования. Дети по очереди рисуют полоски радуги. Затруднение: нет оранжевой краски. Смешивают.
«Волшебные превращения»
На доске висят карточки с буквами. Задача- превратить эти буквы в слова.
«М Л Е»- мел
«НСО»- нос, сон
«Ж Л У А»- лужа
«Г Ф А Л»- флаг
Загадка
Много слов я соберу,
Меж собой их подружу.
Понятным будет изложение,
То получу я.. . (предложение)
Воспитатель: А что такое «предложение?»
Дети: (это одно или несколько слов, связанных между собой и выражающие законченную мысль).
Ребенок пишет предложение на доске.
«Мама купила сок».
Сделайте схему этого предложения на листочках.
- Ребята, сколько слов в этом предложении? (З) - Что обозначает вертикальная палочка?
- А что стоит в конце предложения?
Я диктую предложение «Мальчик читает интересную книгу?»
Цветок вырос на клумбе!
- Что такое «на»? (предлог)
- А что такое предлог? (маленькое слово)
Какие вы знаете предлоги? (в, на, за, над, под)
А какие бывают предложения? (повествовательные, вопросительные, восклицательные)
Ребята! Чтобы получить награду, надо разгадать последнее задание Королевы Знаний.
Ребус: ПЕ
Л (пенал)
Итог:
Воспитатель: «На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. Что вам больше всего понравилось? А что для вас оказалось трудным?»
Мне очень понравилось, как вы справлялись с заданиями. Я вами горжусь!
Раздаёт ручки в подарок.