Лариса Викторовна
Конспект НОД «Путешествие в прошлое ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в прошлое ручки».
Цель: расширить представления детей о ручке, познакомить с историей предмета.
Задачи:
Образовательные:
- знакомить детей с историей ручки;
- учиться понимать функции и назначение ручки;
- учиться устанавливать причинно-следственные связи между способами употребления и назначением.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в прошлое ручки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- продолжать развивать у детей связную речь, умение отвечать на поставленный вопрос полным предложением;
- расширять и активизировать словарь за счет слов: ручка, перо, уголек, палочка – стиль;
- продолжать развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
Воспитательные:
- продолжать развивать навыки взаимодействия детей друг с другом;
- воспитывать умение слушать педагога и друг друга;
- воспитывать интерес к занятию, отзывчивость, желание помогать другим, умение работать в коллективе.
Материал и оборудование: бумага, угольки, стальное перо, чернильная ручка, чернила, шариковые ручки, авторучки, гелиевые ручки, влажные салфетки, дуги, обтянутые материалом, лупа.
Ход занятия:
-Ребята, сегодня у нас будет интересный разговор,
а о чем он будет, вы узнаете, отгадав мою загадку.
Пишем ей в тетрадку
Буквы по порядку.
Очень нужная нам штучка,
А зовётся просто … (ручка).
-Правильно, сегодня мы будем говорить о самой обыкновенной ручке. У каждого из вас дома есть ручки. Скажите, для чего они предназначены? (ответы детей).
– Действительно, взрослые пишут ручкой важные документы, бабушка может написать письмо, ученики пишут на уроке, а еще ручкой можно рисовать.
На телефон воспитателя приходит смс, о том, чтобы они внимательно посмотрели на экран. (Записывается видеообращение карандаша к детям).
«Здравствуйте, дети! Я – карандаш. Моя подружка ручка попала в беду. Один наш знакомый учится в первом классе. Вася лентяй и не любит учиться. Он пришел из школы и забросил все свои школьные принадлежности на полку, а вместе с ними и мою подружку – ручку. Теперь она лежит на книжной полке и плачет. Вася говорит, что ручка ему не нужна, что раньше в древности люди обходились и без этого, и сейчас можно обойтись, и даже найти что - то лучше и удобнее. Помогите моей ручке!».
-Что делать? (ответы детей).
-Дети, я рада, что вы такие отзывчивые! Поможем карандашу и докажем лентяю, что ручка нужна и обойтись без нее невозможно.
-Я хотела вам просто рассказать про ручку, а благодаря Васе, мы узнаем целую историю появления ручки.
-А как вы думаете, ручка всегда была у человека? (Ответы детей). Давайте отправимся в прошлое и узнаем, как появилась ручка.
- Ребята, как вы думаете, каким образом можно вернуться в прошлое? (на машине времени, с помощью волшебной палочки)
- У меня есть тоннель времени, может быть мы воспользуемся им?
-Перед нами тоннель времени заходим в него, но перед тем, как зайти в тоннель времени, мы должны будем произнести волшебные слова:
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
С вами в прошлое попадём.
(нужно держась за руки, и не расцепляя рук, перейти сквозь тоннель времени - дуги, обтянутые материалом).
- Ребята, посмотрите на экран, где мы с вами оказались? (ответы детей). Правильно, у первобытных людей.
– А вы знаете, ребята, что в эти давние времена люди еще не умели писать, как мы сейчас, но они придумали способ рассказывать о себе и своей жизни с помощью рисунков.
– Как вы думаете, чем же рисовали первобытные люди? (Ответы детей). – Когда дрова в костре сгорали и остывали, этими угольками можно было рисовать прямо на стенах пещеры.
– Скажите, кого изображает первобытный художник? (Ответы детей) (Животных).
– Люди изображали то, что видели вокруг себя: человеческие фигурки, животных, сцены охоты.
-Я предлагаю вам порисовать древесными угольками, как это делали первобытные люди. (дети садятся за столы, рисуют) - Что у вас получается? Удобно ли рисовать? Какими стали руки (ответы детей).
- Я предлагаю вам вытереть руки салфетками, давайте мы возьмем угольки с собой в детский сад.
- Вот мы и дальше продолжаем путешествие (перед мультимедийным экраном).
-Шло время, человек развивался, менялись предметы, которыми он пользовался. Тогда люди стали задумываться, как сделать так чтобы руки не пачкались?
-И придумали, писать и рисовать заостренной деревянной палочкой на дощечках, которые были из глины или воска, выдавливали на песке, земле рисунки. Такую письменную палочку назвали стиль. (показ иллюстрации палочки - стиль).
-Проходили века, людям очень хотелось рассказать будущим поколениям о своей жизни и палочки - стиль заменили гусиным пером. (показ иллюстрации гусиного пера.
Для письма подходили только перышки из хвоста лебедей, гусей.
-Очень много лет подряд гусиное перо было на службе у людей. Чтобы писать гусиным пером на бумаге, его острый кончик макали в чернила. А чтобы избежать клякс, в его кончике делали маленькую щелочку и нажимая на такое перо, чернила по щели текли на бумагу.
(показ иллюстрации чернильного набора.)
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин все свои сказки, стихотворения написал гусиным пером. (показ иллюстрацию с изображением А. С. Пушкина с пером).
- Чтобы перо так быстро не стиралось при письме, придумали железные наконечники, а потом стали их надевать на деревянную палочку, формой напоминающую современную ручку. Называлось это приспособление для письма стальное перо.
- Перед вами чернильная ручка. Такой ручкой писали ваши бабушки и дедушки, когда учились в школе. Ее уже не нужно было макать в чернила. Внутри нее находилась специальная колбочка, куда чернила заливались через специальное отверстие. Возьмите ручки, попишите и порисуйте, как ваши бабушки и дедушки. И стальное перо, и чернильную ручку, тоже нужно взять с собой, чтобы показать их другим ребятам в детском саду.
- Много мы узнали о прошлом ручки, а, чтобы узнать о настоящем, вернемся в наш детский сад. Перед нами снова тоннель времени, заходим в него.
Тик-так, тик-так.
Время отмеряет шаг.
Стрелки мы переведем,
В детский сад мы попадём.
(нужно держась за руки, и не расцепляя рук, перейти сквозь тоннель времени - дуги, обтянутые материалом).
(Воспитатель приглашает детей подойти к столам, на которых лежат: шариковые ручки, авторучки, гелиевые ручки и лупа).
- Вот мы и вернулись из прошлого в настоящее, где пишут и взрослые, и дети шариковой ручкой.
-Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
-На конце шариковой ручки есть крошечный шарик, еле-еле заметный. Потрогайте кончик ручки, какой он? (твердый). В стержне есть цветная паста, а шарик все время как бы обмакивает в пасту то один, то другой свой бок и поэтому пишет.
-Сейчас вы рассмотрите под лупой этот шарик (опыт с лупой).
- Лупа – это научный прибор, который используют для рассматривания чего-то маленького.
- Ребята, кто увидел шарик? (Все увидели)
-Я тоже посмотрю, ой я тоже его видела!
-Значит у каждой ручки есть шарик.
Раньше паста была только фиолетовая, позже изобрели зеленую, черную и красную. Но шариковые ручки тоже бывают разные. Есть ручки с одним стержнем (показ, а есть с тремя, четырьмя стержнями.
-Ребята, а чем отличаются эти ручки? Ручка, у которой 2,3,4стержнями называется авторучка.
В настоящее время не только цвета пасты самые разные, но вместо пасты стержни заполняют пишущим гелием, поэтому и ручки называют гелиевые.
Релаксация:
- Вам понравилось наше путешествие?
-Какая помощница есть у человека для письма?
- Ручка всегда была у человека?
-Чем люди писали до изобретения современной ручки?
-Какими ручками мы пишем сейчас?
-Почему они так называются?
В конце занятия карандаш благодарит детей за выручку его подружке ручке.
- Ну что ребята, мы доказали лентяю Васе, что ручка нужна и обойтись без нее невозможно.
-Ребята, а давайте мы организуем выставку тех предметов, что мы принесли из прошлого и современных ручек у вас в группе, чтобы и другие ребята тоже посмотрели и порисовали ими.