Юлия Родионова
Конспект НОД «Куклы на Руси. Изготовление народной тряпичной куклы-колокольчика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе
Тема: «Куклы на Руси. Изготовление народной тряпичной куклы- Колокольчика»
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Куклы на Руси, Изготовление народной тряпичной куклы-колокольчика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Колокольчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
1. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы. Научить детей изготавливать народную куклу. Совершенствовать речь детей как средство общения. Формировать умение соблюдать последовательную цепочку действий при выполнении работы (расположить элементы изделия, завязать узелок, скрепить детали).
2. Развивать общую моторную координацию и мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, глазомер. Содействовать формированию у детей мотива продуктивной деятельности. Развивать творческое воображение. Формировать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
3. Воспитывать любовь и уважение к родной культуре, отечественным традициям и праздникам. Формировать представление о социокультурных ценностях нашего народа. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к продуктам своего труда. Создавать общую атмосферу доброжелательности, доверия, эмоционального комфорта.
Материалы:
Лоскуты цветной хлопчатобумажной ткани круглой и треугольной формы, белой ткани прямоугольной и круглой формы, вата, красные нитки, колокольчики, ленточки.
Оборудование:
Мультимедийное устройство, магнитофон, сундучок, народные тряпичные куклы, элементы народного костюма (кокошники, ленты, фуражки).
Формы непосредственной образовательной деятельности: совместная деятельность.
Формы организации: подгруппа.
Словарь новых слов: посиделки, осенины, куколка на выхвалку, куколка Крупеничка, куколка Мужик-богач, куколка Кубышка-травница, куколка Неразлучники, кукла Колокольчик, оберег.
Использование современных образовательных технологий: информационно-коммуникационная технология, игровые технологии, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированная технология, технология индивидуального и дифференцированного подхода, здоровьесберегающая технология.
Методы и приемы обучения:
словесные (объяснение, совет, указание, напоминание, показ, одобрение, поощрение, вопросы, советы, пожелания);
наглядные (слайды, показ кукол, образца, схема последовательности действий);
практические (совершенствование навыков работы с тканью, нитками при изготовлении объемной поделки).
Ход работы:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть в этот осенний денек и предлагаю поиграть в игру «Приметы осени». Я вам бросаю мяч, а вы мне говорите, чем это время года отличается от других времен года?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно подметили: осенью, вы знаете много примет осени, только самую главную примету забыли: именно осенью на Руси было принято начинать череду веселых осенних праздников – осенин, потому что Осенины - Осени именины, праздник благодарности природе за щедрый урожай. И даже Новый год раньше на Руси принято было праздновать именно осенью, 1 сентября. На улице дождик, холодно, грязно, а у русских людей – это самое веселое время: собираются они на праздничные осенины. В народе их называли вечерками, посиделками. А вы знаете, что такое посиделки?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Посиделки - это встречи с теми, кто приятен, интересен, а мы с вами друг другу и приятны, и интересны; посиделки - это встречи для работы и развлечения у кого-нибудь в доме. На посиделках все работали, отдыхали и веселились по-настоящему, от души! Потому что все делали сами! Сами шили, ткали, пряли, мастерили, сами пели, танцевали, играли и шутили – все сами! Так и говорилось: «На праздник пойти - «других посмотреть и себя показать».
Вот такая хорошая русская традиция – посиделки.
И я предлагаю вам сегодня устроить настоящие веселые посиделки – Осенины. Потому, что я знаю, что вы тоже очень любите праздники, что вы все веселые и задорные ребята. Согласны?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Я так и знала, что вы согласитесь, поэтому приготовила вам праздничный сюрприз. (Заглядывает в сундук, восхищается, подогревает интерес детей). Ребята, здесь все приготовлено для наших посиделок.
Давайте устроим все «чин по чину», ведь и в посиделках свой порядок есть. Можно Хозяйкой посиделок сегодня буду я? Без Хозяйки никак нельзя. И я, как Хозяйка, предлагаю нам подготовится к нашим посиделкам и превратиться в русских красавиц и русских молодцев, а создать нужный образ помогут нам элементы русских костюмов.
(играет веселая русская музыка, из коробки достает, надевает атрибут платок или кокошник, одевает детям ленты с завязками, фуражки)
(на фоне музыки)
Ну что гости дорогие, приглашаю вас в горницу. Садитесь-ка за стол, но скучать мы с вами не будем. Как говорится в русской пословице: «От скуки - бери дело в руки». Вот и настало время узнать какой же сюрприз я вам приготовила! А вы сами-то как думаете, что у меня в сундучке?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Никто не угадал. Вот сюрприз, так сюрприз! (открывает сундук и достает кукол)
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, да нарядные куколки я вам принесла. Такие куколки делали на Руси в каждом доме, потому что каждая куколка имела свое значение. Давайте с ними познакомимся: вот Куколка на выхвалку (все друг перед другом похвалялись на посиделках такой куколкой – чья краше, а это Куколка Крупеничка и Мужик-богач – их делали для того, чтобы они приносили изобилие в дом, в каждую семью, это Куколка Кубышка-травница (понюхайте, как она пахнет) – она наполнена душистыми травами, и наши предки использовали её для того, чтобы в доме никто не болел; а вот Куколки Неразлучники – их делали к свадьбе. А еще делали много других кукол…. (презентация) Все куклы, которые делали в народе, были оберегами, т. е. они оберегали дом от всех напастей.
А это Кукла Колокольчик (звенит куклой) - самая веселая и звонкая, она считалась на Руси куклой добрых вестей. Потому что колокольный звон издавна почитали на Руси, считали, что он оберегает людей от болезней и невзгод.
И я, как Хозяйка, предлагаю сегодня на наших посиделках самим изготовить Куклу Колокольчик, чтобы она стала оберегом нашей группы, чтобы в нашей группе всегда были радость и веселье, чтобы она оберегала наше хорошее настроение.
Чтобы сделать такую куклу, я приготовила для вас необходимые материалы (раздает наборы).
Посмотрите, как вы думаете, для чего нам понадобится цветной кружок ткани?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Правильно вы ответили – это будет платье нашей куклы. А как вы думаете, для чего нужны остальные материалы?
Д: (отвечают)
Воспитатель: Молодцы, белая ткань для личика нашей куклы, треугольник - это косыночка, вата для головы куклы.
Ребята, кукла эта не шитьевая, шить мы ничего не будем, поэтому иголки и ножницы нам не понадобятся, мы будем нашу куколку скреплять нитками.
Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнем наши пальчики.
Физминутка «Наши пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
Приступаем к работе. На левую руку положим большой цветной круг, а сверху на него посередине - белый маленький, в правую руку берем кусок ваты и подкладываем снизу посрединочке, левой рукой сверху прогладить и насадить на указательный палец, который внутри подталкивает вату в середину для того, чтобы сделать голову куколке. Куколка должна быть красивая, молодая, поэтому мы постараемся разгладить личико, сделать его не морщинистым, а гладеньким. Обратите внимание на юбочку, нужно складки красиво распределить. Берем ниточку и наматываем вокруг шейки нашей куклы, накладываем нитки виток за витком и крепко завязываем узелок. Вот такая заготовка у нас получилась. А теперь посмотрите, на образец, нашей куколке не хватает ручек. Но так как мы первый раз делаем куколку, а это очень сложно, ручки я приготовила для вас сама. В следующий раз на посиделках вы научитесь их делать сами. А теперь возьмите ручки куколки и приставьте их к голове - вот так (показывает, обмотайте ниткой и завяжите узелок. Теперь куколку нужно принарядить, а для этого завязать ей платочек. Наша куколка молоденькая девочка, поэтому платочек надо завязать под подбородком, как делали в стародавние времена все девчонки (завязывают). Вот такая получилась у нас веселая и озорная куколка Колькольчик. Ну-ка послушаем, что рассказывают нам наши куколки. Выходите ко мне в круг, звените куколками. (встают в круг, звенят куколками)
В: А говорят нам куколки, что вы настоящие народные умельцы, что теперь в нашем детском саду с такими оберегами точно не будет горестей и печалей - звон колокольчиков их прогонит, а в нашей группе всегда будут радость, веселье и хорошее настроение. Потрудились вы на славу, теперь можно и хоровод заводить с нашими звонкими куколками Колокольчиками.
(Танцуют под русскую задорную музыку)
Ой, ребята, куколки подарили всем хорошее настроение, радость и веселье. Ребята, мне очень понравились наши сегодняшние посиделки, а что вы расскажите о них своим мамам, папам и бабушкам?
Дети: (отвечают)
Воспитатель: И вы тоже дома сможете устроить семейные посиделки и научить своих домашних делать куклы-обереги.
Свои куколки вы можете подарить своим друзьям, родным и близким.
А мои подружки-куколки опять спрячутся в сюрпризный сундучок до следующих посиделок, помогайте мне, ребята.