Сокка Оксана
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Речевое развитие»
Цель: Развитие устной речи.
Задачи:
Образовательная:
- закрепить представления детей о признаках осени;
- закрепить названия листьев и деревьев;
- закрепить знание детьми цветов и оттенков осенних листьев.
- познакомить с техникой синквейн и опорной моделью-схемой, упражнять в составлении синквейна.
Развивающая:
-развивать память, воображение, мелкую моторику, логическое мышление, эстетическое восприятие.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- расширять и активизировать словарный запас.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему миру.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций на тему «Осень»,
Оборудование: персонаж Дракончик Кленчик, презентация «Осень в лесу», иллюстрации деревьев, осенние листья деревьев, птичка, мнемотаблица стихотворения «Ветер по лесу летал».
Ход занятия:
В: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями!
Ой, здравствуйте! Еле успел за вами!
Здравствуй-здравствуй! (ребята тоже здороваются) Как тебя зовут? Откуда же ты и как сюда попал?
Я – Дракончик Кленчик! Летел в гости к своей бабушке в Осенний лес и увидел, как ребята шли сюда. И мне стало так интересно, решил заскочить, посмотреть, что тут такое!
Ну-ка ребята, расскажите, Кленчику, где мы сейчас находимся? (ответ ребенка, Чем мы здесь занимаемся, для чего приходим в детский сад? (ответ ребенка). Присаживайтесь на свои места.
Кленчик, а расскажи нам про Осенний лес! Но сначала, надо сделать зарядку для ума!
Артикуляционная гимнастика «Мышка», пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».
С удовольствием! Это чудесное место! А чтобы нам туда попасть, нужно сочинить необычные стихи. Называются они синквейн, у этих стихов нет рифмы и там всего пять строк.
Синквейн строится так:
1. Первая строка- тема синквейна, одно слово, отвечающее на вопрос кто? кто? что? (существительное, местоимение)
2. Вторая строка - два слова-признака, отвечающие на вопрос какой? –ая? –ие? (прилагательные)
3. Третья строка - три слова-действия, отвечающие на вопрос что делает? Что сделает? (глаголы)
4. Составляем предложение с данным словом.
5. Придумываем слово, выражающее личное отношение или эмоции по данной теме.
Давайте попробуем. (Дети вместе с воспитателем составляют синквейн на тему «Лес»)
1. Лес.
2. Красивый, нарядный.
3. Стоит, шумит, растет.
4. Вв осеннем лесу очень красиво.
5. Осень!
В: Какое у нас замечательное получилось стихотворение, давайте его еще раз повторим.
Ребята, посмотрите! Какая красота! Действительно чудесное место! Как же называется время, когда деревья только начинают желтеть, но еще тепло (ранняя осень, а в золотом и багряном убранстве? (золотая осень, а когда уже почти все листья облетели, становится очень холодно и даже может пойти первый снег? (поздняя осень).
Посмотрите на лес, в каком убранстве стоят деревья? Значит осень какая? (золотая). Ой, Кленчик, ты так сильно махал крыльями, что листья полетели с деревьев. Ребята, как это называется? (листопад).
Посмотрите сколько листьев и все разные!
Это лист с дерева дуба, значит какой? – дубовый и т. д. (показать лист и отдать кому-нибудь)
Лист клёна – кленовый
Лист березы – березовый
Лист каштаны – каштановый
Ветка рябина – рябиновая
Ветка сосны – сосновая
Ветка ели – еловая
Лист ольхи – ольховый
Дыхательное упражнение «Ветер». (Дети дуют на листочки) Подул маленький ветер- фу-у-у. –Подул сильный ветер -ФУ-У-У. Осенние листочки на веточках сидят -Осенние листочки детям говорят: -Осиновый – а-а-а -Березовый -о-о-о - Рябиновый -е-е-е -Дубовый - и- и- и.
У клена, осины, березы, ольхи, липы -листья, значит лес какой? (лиственный)
А у сосны, кедра и елки что? (иголки, хвоя, значит лес – хвойный. А если растут и лиственные деревья и хвойные, их смешали в лесу? Какой лес будет? (смешанный).
Давайте поиграем. Смотрите на столе лежат картинки с разными деревьями и листочками и их плодами: подберите пары.
В: Ой, а мое же имя Кленчик в честь листочка … Подожди, Кленчик. Ребята, а как вы думаете в честь какого листочка назвали нашего друга? (ответы ребят, а как вы думаете почему его так назвали? (ответы детей, он по цвету как осенний листочек клена) Опять ветер подул, чувствуете? Вставайте скорей со стульчиков.
Физминутка "Мы – листики осенние"
Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил.
В: В осеннем лесу живет много диких животных и птиц, которые готовятся к зиме. Давайте вспомним, как называется «дом» у животных.
Медведь живет….в берлоге, как он готовится к зиме, что сейчас делает? (укладывается в спячку)
Белка живет…. в дупле (гайно, что она делает осенью? (запасы)
Лиса живет….в норе
Волк живет….в логове Как волк, лиса и заяц готовятся осенью к зиме? (меняют шубу, утепляются).
У ежа… гнездо что ежик и медведь делают осенью (ложатся в спячку)
У кабана …лежка
Птица живет… в гнезде. Что делают птицы осенью? (улетают на юг). Это какие птицы (перелетные, а те, кто остаются? (зимующие)
В: Смотрите-смотрите, птичка! Что это за птичка? (синица). Какая это птичка (зимующая). Куда птичка села:
Птица села на ветку;
Птица села под куст;
Птица сидит в гнезде;
Птица спряталась за куст;
Птица перед кустом.
Гимнастика для глаз – птичка летает.
В: Ой, я так люблю свой Осенний лес. А еще мне нравится одно стихотворение, там про мой листик тоже рассказывается. Хотите я его вам прочитаю?
Мнемотаблица стихотворение Н. Нищевой "Ветер по лесу летал"
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Давайте на память обо мне его выучим!
Ребята про кого это стихотворение? (про ветер) А что ветер делал? (летал, считал листочки). А что он сделал в конце? (бросил лист на тропинку) (ответы детей сопровождаются жестами)
Давайте его повторим вместе. А теперь попробуйте сами.
Молодцы! Ребята, нашего Кленчика пора отпускать, а то его бабушка заждалась!
Ребята, вам понравилось у меня в гостях? Ну тогда приходите ко мне как-нибудь еще. Или я к вам прилечу еще поиграть! До свидания!