Екатерина Негатина
Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР «Путешествие в осенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Путешествие в осенний лес»
(подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР)
Программно-образовательные задачи
Коммуникативная область:
- развитие свободного общения логопеда и детей;
- развитие диалогической и монологической форм речи;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Восприятие художественной литературы:
- формирование целенаправленного восприятия текста стихотворения;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР „Путешествие в осенний лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
- формирование навыка связного последовательного высказывания детей;
Коррекция недостатков речевого развития:
- учить образовывать прилагательные от наречий;
- учить образовывать существительные при помощи суффиксов –ик, -чк,. –ок, -ищ;
- учить образовывать относительные прилагательные;
- практическое употребление в речи притяжательных прилагательных;
- учить образовывать глаголы приставочным способом;
- закрепление навыков грамматически правильного оформления высказываний;
Познавательно-исследовательская деятельность:
- формировать навыки прибавления и вычитания единицы;
- формировать навыки ориентирования на листе бумаги;
- закреплять знания натурального ряда чисел.
- развитие зрительного и пространственного восприятия;
- развитие внимания;
- развитие мыслительных процессов.
Физическое развитие:
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, темпа и ритма речи.
Социально-личностное развитие:
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- аудиокассеты «Здравствуй, осень золотая!», «Осень наступила»;
- деревья, вырезанные из бумаги, и установленные на полу: береза, ель, дуб, клен, рябина, осина, тополь, липа;
- разноцветные листья этих деревьев;
- лист с письмом от лесных жителей;
- маленькие листочки с картинками: солнце, дождь, день-ночь, листья, птицы, овощи, куртка;
- план дороги к лесу на листе формата А-2;
- листы белой бумаги, на которых дети будут выкладывать план (по количеству детей);
- наборы геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал;
- карта для путешествия для леса (на ватмане);
- карточки с пронумерованными цифрами (по количеству детей).
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент. Звучит фонограмма крика журавлей стихотворение «Журавли» Т. Прописновой.
Вот и осень к нам в окно стучится
Хмурой тучей, холодным дождем,
И назад уже не возвратится
Лето солнечным теплым лучом.
Холод гонит в далекие страны
Стаи звонких, пернатых друзей
И летят журавли караваном,
Крик гортанный лишь слышен с полей.
Логопед: Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Об осени.
Логопед: О каких признаках осени говорится в стихотворении?
Дети: Небо хмурое, часто идут дожди, становится прохладно, птицы улетают на юг.
2. Пальчиковая гимнастика «Осень»
Логопед: Ветер осенью летает и считает листики:
Дети: Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал (Волнообразные движения ладонями)
Вот дубовый,
Вот кленовый
Вот рябиновый резной
А с березки – золотой. (Загибают по одному пальцу на каждой руке)
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
(Спокойно ударяем ладонями о колени)
3. «Письмо лесных жителей»
Логопед: Ребята, смотрите, к нам в окно залетели листики. Они необычные. На одном что-то написано.
«Дорогие ребята!
Пишут вам лесные жители. В нашем лесу случилась беда. Баба яга украла из нашего леса осень, перепутал все наши жилища. Приглашаем вас в наш лес помочь нам вернуть все на свои места. Вместе с письмом посылаем вам план и подсказку, как добраться до нашей лесной опушки. Очень ждем вас и надеемся на вашу помощь. Лесные жители».
Логопед: Ребята, поможем лесным жителям.
Дети: Да!
Логопед: А теперь посмотрим на другие листочки, на них что-то нарисовано. Это ветер прислал вам подсказки. Назовите по картинкам признаки осени для лесных жителей.
Дети:
Солнце светит мало, стало прохладно.
Ночь становится длиннее, а день короче.
Часто идут дожди.
Листья желтеют, краснеют и опадают.
Дует ветер, начинается листопад.
Перелетные птицы улетают на юг.
Люди надели куртки и плащи.
4. Игра «Назови, какой осенью день?»
Логопед: Если солнце светит мало, то на улице становится холодно, прохладно, пасмурно, ненастно, хмуро, серо, уныло.
Логопед: Скажите, какой будет день, если на улице холодно?
Дети: день холодный
Прохладно – день прохладный
Пасмурно – день пасмурный
Ненастно – день ненастный
Хмуро – день хмурый
Серо – день серый
Уныло – день унылый.
5. Игра «Маленький - большущий»
Логопед: Ребята давайте поиграем в игру «Маленький – большущий»
Я вам говорю слово, а вы должны превратить слово в маленькое и в очень большое.
Дети: Туча – тучка – тучища
Дождь – дождик – дождище
Капля – капелька – капелища
Лужа – лужица – лужища
Зонт – зонтик – зонтище
Сапог – сапожок – сапожище
6. Музыка, речь, движение «Осень наступила»
Логопед: Я слышу какие-то звуки? Что это?
Дети: Это дождь
Осень, осень наступила, (Руки вверх, плавное покачивание)
Листья осыпаются. (Руки вверху, ритмично опускаем руки вперед)
Солнце в небе потемнело, (Лицо закрыть ладошками)
Дождик начинается. (Руки вверх, ритмично опускать руки вниз)
Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)
Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)
Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)
С нами поиграй (Хлопки)
Паучки, жучки и мошки (Руки скрестить на предплечьях)
Прячутся, скрываются. (Закрыть лицо ладонями)
И в далекую дорогу (Помахивание правой рукой)
Птички собираются
Кап-кап – на дорожку, (Ловить капельки ладошкой, руками показать на дорожку)
Кап, кап – на ладошку. (Ловить капельки ладошкой, руки вверх)
Дождик землю поливай, (Ритмично опускать руки вниз)
С нами поиграй (Хлопки)
7. «Карта»
Воспитатель: Дождь прошел и нам можно отправляться в лес. Посмотрите на этот план и постарайтесь его запомнить. (Приложение № 1)
Ребята, вот что еще пишут лесные жители. Они объясняют нам дорогу к своему дому: «Вы выезжайте из города с большими домами, проезжаете мимо синего озера, мимо круглой клумбы с красными астрами, мимо желтой булочной, мимо прямоугольного поля скошенной пшеницы. Лесную опушку вы узнаете по двум елочкам, желтому клену и красной рябине».
(Дети смотрят на картинку-план непродолжительное время (30-40 секунд, после чего воспитатель предлагает им восстановить этот план по памяти на листе белой бумаги с помощью геометрических фигур, которые есть у каждого ребенка).
8. Речь с движениями «Листопад»
Логопед: Вот и подошли мы к опушке леса. Налетел ветер и начался листопад.
Дети: Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (Встать, махи прямыми руками сверху вниз)
Листья желтые летят, (Махи прямыми руками над головой)
Под ногами шелестят. (Наклон вперед, махи опущенными руками вправо-влево)
Желтый клен, желтый бук, (Встать, руки вверх, наклоны вправо-влево)
Желтый в небе солнца круг, (Встать, круговые движения руками над головой)
Желтый двор, желтый дом,
Вся земля желта кругом. (Руки в стороны, поворот кругом)
9. Игра «Назови, какой лист?»
Логопед: Вот какой листопад, как много в лесу опало разных листьев, а вы знаете, как они называются?
Желтый лист березы, это какой лист?
Дети: желтый березовый лист.
Красный лист осины – красный осиновый лист.
Коричневый лист дуба – коричневый дубовый лист.
Зеленые иголки ели – зеленые еловые иголки.
Желтый листок клена – желтый кленовый листок.
Красный листок рябины – красный рябиновый листок.
10. «Дорога к лесу»
Воспитатель: Лесные жители прислали нам подсказки, как добраться до их домиков (Руководствуясь этими подсказками, дети движутся по плану)
«От лесной опушки идите по той тропинке, длина которой равна 5 метров».
Предлагаю вам решить примеры, записанные на карте. Я повторила их на доске. Первый пример 2+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. Подходит нам эта дорожка? Следующий пример 4+1=. Поднимите карточку с правильным ответом. По какой же дорожке мы пойдем: по правой или по левой? По левой. Тогда мы подойдем к клену с красными листьями. Посмотрите. Что было бы, если бы мы отправились к березке – мы попали бы в болото.
От клена ведет две дорожки – к ели и к дубу. Найдем расстояние до них: 5-1=4,
3-1=2. Лесные жители пишут, что длина дорожки, которую вы должны выбрать меньше 5, но больше 3». Что это за число? Правильно, 4 идем к сосне.
От сосны тоже ведут две дорожки – к желтой липе и красной осине. Найдем расстояние до них: 5+1=6, 7+1=8. Лесные жители нам подсказывают, что «длина дорожки число, которое в натуральном ряду следует за числом 7». Значит, мы попадем к липе. И очень хорошо, что не выбрали дорогу к осинке. Под корнями осины Баба яга устроила западню.
От липы с золотыми листочками одна лесная тропинка ведет к полю, другая – к рябине. Решаем примеры: 7-1=6, 6-1=5. Нам нужна тропинка, «длина которой равна числу, предшествующему числу 6».
Воспитатель: Вот мы и добрались до лесных домиков.
11. Игра «Жилища животных»
Логопед: Ребята, Баба яга перепутала домики наших лесных жителей. Белка не знает, куда нести орехи, медведь не знает в каком месте ему ложиться в спячку. Помогите правильно назвать жилища диких животных.
Дети: У белки дупло – беличье дупло.
У медведя берлога – медвежья берлога.
У волка логово – волчье логово.
У лисы гора – лисья нора.
У барсука нора – барсучья нора
12. «Домики лесных животных»
Воспитатель: Мы оказались еще на одной полянке, где стоят несколько домиков. Мы видим первый домик, он расположен под корнями упавшего дерева. В нем живет зверь, которого в народе называют «хозяином»
«Он в берлоге спит зимой,
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Пробуждается от сна». (Медведь)
А в крайнем домике с левой стороны будет жить?
«Прыг-скок, прыг-скок,
Длинноушка-серый бок» (Заяц)
А справа от дуба живет?
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса,
А зовут ее … (лиса).
Рядом с домиком зайца, слева от дуба поселилась?
У рыженькой малышки,
В дупле грибы и шишки». (Белка)
За дубом в левом верхнем углу полянки, стоит домик пушистого зверька.
«Ждет всегда ночной поры,
Чтобы выйти из норы» (Барсук)
А за домиком лисы, в правом верхнем углу живет?
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Справа от зайца и слева от медведя живет «мешок с иголками» (Еж)
(Приложение 2)
13. Рисование птицы по точкам
Воспитатель: Ребята, к нам в окно опять залетели необычные листочки. На них ничего не написано, есть только пронумерованные точки. Давайте попробуем их соединить и посмотрим, что получится. (Приложение № 3)
Дети: Птицы.
Воспитатель: Стая птиц. Ведь в лесу живут не только звери, но и птицы.
14. «Перелетные птицы улетают на юг» (Звучит фонограмма крика улетающих журавлей)
Логопед: Ребята, вы слышите звуки, как вы думаете, что это?
Дети: Это крики птиц, они собираются в стаи, прощаются с нами и улетают на юг.
Логопед: Ребята, у птиц путь долгий и нелегкий. Давайте поможем им и правильно закончим предложения словами-действиями.
Осенью птицы (улетают) на юг, а весной (прилетают). Осенью птицы в стаи (слетаются). К берегу реки птицы (подлетают). С берега реки птицы (взлетают). Через реки и озера птицы (перелетают). Во время перелета на отдых в леса (залетают).
15. Итог занятия
Логопед: Ребята, мы побывали в осеннем лесу. Расскажите, как мы помогли животным и птицам, что мы делали?
Воспитатель: Лесные жители вас благодарят и дарят вам «Математические раскраски»
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Произнесем такие слова:
Я на месте покручусь,
В детский садик возвращусь.