Вера Ерох
Конспект НОД «Путешествие по Печоро-Илычскому заповеднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование представлений у детей о Печоро-Илычском заповеднике.
Задачи:
1. Закрепить представления о понятии «заповедник».
2. Познакомить детей с историей создания Печоро-Илычского заповедника, его территориальным расположением.
3. Показать разнообразие животного и растительного мира Печоро-Илычского заповедника.
4. Воспитывать интерес к изучению родного края.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие по Печоро-Илычскому заповеднику“» размещена в разделах
Материал и оборудование: По количеству детей: эмблемы, картинки для разукрашивания, цветные карандаши; коврик; памятки «Правила поведения в лесу»; 2 рюкзака; предметы для игры «Собери рюкзак»; карта Печоро-Илычского заповедника; Красная книга; ромашка; сигнал; проектор; иллюстрации Печоро -Илычского заповедника, животных, птиц, растений; конверт.
Предварительная работа:
- Беседы о родном крае, о Печоро – Илычском заповеднике.
- НОД «Красная книга», «Юный эколог», «Заповедные места».
- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Растения Печоро –Илычского заповедника», «Что возьмем с собой в поход» и др. ;
- Отгадывание загадок по теме.
Ход НОД:
Воспитатель говорит детям, что природа имеет важное значение в жизни каждого человека: ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки.
Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит.
И не пекарь, а печет. (солнце)
- Может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он — невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
- А без воздуха можем мы прожить?
Меня пьют.
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто такая? (вода)
Подмигнет тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий. (ягода)
Стоял на крепкой ножке.
Теперь лежит в лукошке. (гриб)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (пчела)
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (рыба)
- Солнце, воздух, вода, ягоды, грибы, пчела, рыба, и все это — природа.
Человек живет в природе, от природы зависит жизнь человека.
- А как вы думаете, ребята, oт человека зависит красота природы? (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)
- А всегда ли человек помогает природе? А может ли человек губить природу? (Загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных и т. д.)
- Люди могут приумножить природу, а могут погубить оставшееся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывал законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. С лица земли стали исчезать многие виды живых существ.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки.
Более ста лет назад был издан закон, который позволил создать в нашей стране заповедники. Что же такое заповедник? Заповедник — это место, где природа имеет право жить по своим законам. Это место, где охраняются государством травы, цветы, ягоды, грибы, деревья, кустарники, животные, птицы, насекомые, рыбы.
В заповеднике людям запрещается рвать цветы, ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.
Воспитатель: Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке "Из следа в след").
А теперь давайте поприветствуем всё живое: (физкультминутка)
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй матушка - Земля,
Здравствуйте мои друзья.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте сегодня отправимся с вами в путешествие в Печоро-Илычский заповедник. Я буду экскурсоводом.
Воспитатель выдает командам эмблемы.
Посоветуйтесь и выберите капитана (Дети выбирают капитана). Но прежде чем начать путешествие, что нужно сделать?
Дети: Собраться в дорогу.
Игра «Собери рюкзак»
Из предложенных предметов, дети выбирают те, которые могут пригодиться в путешествии.
Воспитатель: Рюкзак собрали, его понесет капитан. Ребята, обратите внимание на карту. Это карта нашего края. В каком крае мы живем?
Дети: Мы живем в Республике Коми.
Воспитатель: Богата и разнообразна природа нашего края. Но многие растения и животные находятся на грани исчезновения. Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей) Такие исчезающие виды растений и животных занесены в специальную книгу. Какую? (Красную книгу).(Показ) Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Мы все понимаем, что необходимо охранять природу. Для этого в нашем крае созданы заповедники. Заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной. Они созданы для сохранения и изучения растительного и животного мира.
Воспитатель: Заповедник, в который я вас приглашаю называется Печоро –Илычский заповедник. Отправляемся мы туда на поезде (ходьба в колонне по одному, мелким шагом). Будьте осторожны! Не выходите из вагона до полной остановки поезда. (Сигнал) Остановка. Вот мы с вами и добрались до места. Любой заповедник создается с целью охраны и изучения природных объектов, флоры и фауны. Печоро-Илычский не является исключением. Он был создан для охраны крупнейших девственных таежных массивов Европейской части России. Располагается заповедник между двух рек - Печорой и Илычом — откуда, собственно, и получил свое название. Административно Печоро-Илычский заповедник расположен на территории Республики Коми, а географически на западном макросклоне Уральских гор (Северный Урал). Территория Печоро-Илычского заповедника пересекается (накладывается) с территорией другого, не менее известного, субъекта охраны природы - национального парка Югыд Ва. Кроме того, на юге Печоро-Илычский заповедник соседствует (конечно, не имея общей границы, но находится недалеко) с Вишерским заповедником. (Слайд 24) Самыми известными природно-историческими объектами Печоро-Илычского заповедника являются плато Маньпупунер и долина Торре-Поре-Из.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, кто живет в этом заповеднике?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем привал, и я вам расскажу и покажу обитателей этого заповедника!
В Печоро-Илычском заповеднике обитает более 40 видов позвоночных млекопитающих, более двухсот видов птиц, всего один вид пресмыкающихся и 17 видов рыб.
К млекопитающим относятся: лось, медведь, волк, росомаха, кабан, барсук, северный олень, енотовидная собака, американская норка и даже лесной лемминг. Есть такие обитатели как ласка, горностай, американская и европейская норка, барсук и выдра, лесная куница, соболь и колонок. Довольно драматична судьба печорского бобра. Дело в том, что в 38-40 года двадцатого века его популяция на Печоре была полностью уничтожена. Пришлось завозить несколько партий бобров из Воронежского заповедника. На сегодняшний день в границах Печоро-Илычского заповедника насчитывают более 400 бобров.
Особо стоит рассказать о лосе. Дело в том, что Печоро-Илычский заповедник славится своей лосиной фермой, которая находится в поселке Якша. Лось даже стал своеобразным символом заповедника. Сегодня, в Печоро-Илычском заповеднике в зимний период насчитывают до 400 особей лосей.
К сожалению, надо признать, что популяции диких северных оленей повезло меньше, чем лосям. Оленей осталось буквально единицы.
А в реках и озерах обитают такие рыбы как хариус и таймен, налим, сиг, язь, гальян, окунь, щука, плотва. Встречается даже семга. (Слайд 50 -59)
Воспитатель: На территории Печоро-Илычского заповедника встречаются 11 очень редких и исчезающих видов растений-цветов: гирчовник лесной, вудсия альпийская, лапчатка Кузнецова, пион Марьин корень, дендрантема Завадского; три вида растений, занесенные в Красную книгу: венерин башмачок настоящий, минуарция Гельма, шиверекия подольская; шесть эндемиков, в том числе, остролодочник уральский
Воспитатель: А теперь я предлагаю проверить ваши знания и отгадать загадки об обитателях этого заповедника. Посовещайтесь и дайте правильный ответ.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.
Как огонь его шкура горит,
Весь белыми пятнами зверь тот покрыт. (Олень)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет,
Весел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперед
Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)
Есть корень кривой и рогатый,
Целебною силой богатый.
И может, два века
Он ждать человека
В чащобе лесной
Под кедровой сосной. (Женьшень)
Весной цветет, летом плод дает,
Осенью не увядает,
Зимой не умирает. (Кедр)
Работящие зверьки
Строят дом среди реки.
Если в гости кто придет,
Знайте, что из речки вход. (бобры)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко.
Рога раскинув широко. (олень)
На овчарку он похож,
Что ни зуб - то острый нож,
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
Ответ: Кабан
Кто на своей голове
Лес носит?
Ответ: Лось
Что за зверь,
Скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
Ответ: Норка
Ты на слово мне поверь, Это — очень хищный зверь.
Он пушист, увёртлив, ловок, Он — охотник на полёвок.
Слух отличный, острый глаз, В узкий он пролезет лаз,
Рыжеватая окраска. А зовут зверушку. (Ласка)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Игра «Обитатели Печоро –Илычского заповедника»
Детям выдаются конверты. Они рассматривают иллюстрации с изображением животных, птиц и растений, определяют, какие из них обитают в Печоро – Илычском заповеднике, а какие нет. Иллюстрации тех животных, птиц и растений, которые не обитают в этом заповеднике, «отправляют» в конверте на Родину.
Воспитатель: Ребята, иллюстрации с изображением обитателей Печоро-Илычского заповедника возьмите с собой, чтобы познакомить с ними своих друзей и знакомых.
Внимание детей привлекается к плакату, на котором написано "ТОТ СВОЙ КРАЙ НЕ ЛЮБИТ, КТО ЕГО ПРИРОДУ ГУБИТ".
Вопросы к детям:
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Что такое заповедник?
- Какие виды растений и животных находятся в них под охраной?
- Как называется книга, в которую внесены исчезающие виды?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.
Ребё нок:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ребё нок:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок
Если вместе я и ты
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Звучит песня Ю. Антонова "Не рвите цветы"
Дети говорят хором "НАШ ДЕВИЗ - ЛЮБИТЬ И ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ НАШЕГО КРАЯ".
Для того чтобы вы не забыли правила поведения в лесу, получите памятки
Воспитатель: Мы сегодня побывали в Печоро - Иычском заповеднике, познакомились с разными животными и растительным миром. Пришла пора возвращаться в родной детский сад.
Вот и закончилась наше увлекательное путешествие в Печоро –Илычский заповедник. Мы поняли, что природа беззащитна перед человеком. Для того чтобы дружба людей и природы стала крепче, предлагаю исполнить песню – хоровод «Дружат дети всей земли» (пригласить гостей).