Аврамова Лариса
Конспект НОД «Путешествие по царству воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по царству воды
Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие по Царству Воды»
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Темочки:
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)- средняя группа
Место проведения: кабинет экологии
Педагогические цели:. Развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде.
Задачи:
Образовательные:
Знакомить с приёмами элементарного экспериментирования, познакомить детей со свойствами воды, обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного; уточнить представления детей о том, в каком виде вода существует в природе, и где можно встретить в природе, закрепить знание детей о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман, море, лужа, океан, озеро, ручей). Побуждать детей к рассматриванию и сравнению в процессе проведения опытов; поощрять исследовательский интерес, проведение простейших наблюдений
Развивающие:
Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать у воспитанников представления о свойствах воды. Развивать любознательность, наблюдательность, внимание, логическое мышление и речь детей во время поисковой деятельности; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, прозрачная, чистая, окрашенная. Формировать навыки проведения опытов, соблюдая необходимые меры безопасности - активизировать наглядно-образное мышление во время ознакомления детей со свойствами воды. Развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, желание участвовать в опытах, формировать умение сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать бережное отношение к воде, как к природному ресурсу. Воспитывать дружеские отношения и радость от совместной деятельности и игры.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
- Научить детей проводить элементарные опыты с водой, исследовать его свойства, устанавливать связи, изменения.
-Развивать познавательную активность, логическое мышление, фантазию.
-Организовать познание через самостоятельный поиск.
-Добиваться результатов, размышлять, обобщать результаты опытов.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- Развивать у детей навыки сотрудничества через вовлечение в различные виды деятельности с детьми и взрослыми.
- Развивать личностные свойства- целеустремлённость, решительность.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
- Развивать связную, грамматически правильную речь.
- Формировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению сверстников.
- Активизировать речевую деятельность детей.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
- Повышение умственной работоспособности через двигательную активность.
- Соблюдение двигательных режимов во время ОД.
-Сохранение здоровья и предупреждение утомляемости.
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
- Развитие творческого начала
-Развивать умение различать звуки
- Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.
Методы и приемы:
Практические: Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создание мотивации, опыт, физкультминутки, демонстрация опыта, сюрпризные моменты: превращение в капельки.
Наглядные: использование наглядного материала.
Словесные: вопросы к воспитанникам, рассказывание, советы.
Материалы и оборудования:
1. Аудио-запись «Звуки воды», «Звуки капельки",
Музыкальная физкультминутка «Прыг-скок капельки»
2. Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, салфетки, кисточки, краски, ведро, кувшин,кружка, лейка, банка, стаканы с молоком (по количеству детей, ракушечки, волшебные бутылочки, подносики, подставочки для кисточек.
3. Макет «Капелька»
Предварительная работа:
Виды взросло-детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Образовательные области
Познавательное развитие :
Задачи: Знакомить детей со свойствами воды. Развивать познавательный интерес, любознательность.
НОД : Тема «Вода в природе» (кружковая работа «Юный эколог»)
Наблюдение за явлениями связанные с водой: (сосульки, лёд, снег, облака, дождь, ручеёк).
Социально-коммуникативное развитие:
Задачи: Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать умение внимательно и заинтересованно слушать произведение. Развивать общение и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми. Развивать самостоятельность.
- Н. А Рыжова «Вы слыхали о воде»; С. М. Маршак «Кораблик»; И. Токмакова «Дождик»; Б. Житков «Наводнение».
Речевое развитие:
Задачи: Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя.
Правильно и точно выражать свои мысли. Развивать психические процессы: память, внимание.
-Чтение экологической сказки Н. А. Рыжова «Жила – была река» «Приключение капельки». Чтение стихотворения Г. Люшина «Капелька». Чтение стихотворения Б. Заходера «Что случилось с речкой». Беседа с просмотром презентации «Что такое вода?» Рассматривание иллюстраций и альбомов «Вода в природе» Словесная игра «Подскажи словечко», «Какая бывает вода». Загадки о воде, заклички, пословицы.
Художественно-эстетическое развитие:
Художественно-творческая деятельность
Рисование: «Снежинки»; «Вода в природе».
"Капельки дождя"(лепка, аппликация из ваты «Кругом снег».
Прослушивание аудиозаписей из цикла “Звуки природы”, “Звонкий ручей”, детские песенки :«Прыг-скок капельки», «Вода буль-буль».
Физическое развитие:
Задачи: Способствовать формированию потребности в двигательной активности.
-Игра малой подвижности «Ручеёк», игра «Капельки», пальчиковая гимнастика «Дождик»; подвижные игры «Ходят капельки по кругу», «Пройди через речку по мостику»
Самостоятельная деятельность совместно с воспитателем:
Рассматривание тематических картин; опыты с водой: Тонет – не тонет», «Играем с красками», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лед», «Прозрачная вода».
Планируемые результаты развития возможных достижений ребё нка:
У детей в ходе практической экспериментальной деятельности будут сформированы представления об свойствах воды : она жидкость, прозрачная и не имеет цвета,
, может окрашиваться в разные цвета, в зависимости от того какой цвет мы в нее добавили.
Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности.
Дети знают первичные представления о воде, её значении и свойствах.
Дети могут работать в коллективе, договариваться, соблюдать элементарные меры безопасности.
Дети могут делать выводы и обобщения из полученной информации; бережно относятся к воде; умеют преодолевать трудности. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и её свойств.
Ход занятия. Организационный момент:
(дети вместе с воспитателем входят в лабораторию) Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте, поздороваемся и улыбнёмся. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
В: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
(Звучит колокольчик)
В: «Колокольчики звенят
Пригласить они хотят
Где ребятам интересно?
Ну, а там где неизвестно.
В: Дети, хотите узнать куда сегодня нас колокольчики приглашают? -
(Да)
А приглашают они вас в путешествие. А вот куда вы сейчас узнаете. Послушайте и
Определите что это за звуки. (звучит ауд. запись журчание ручейка).
Скажите что вы услышали? (Шум воды, плещется вода).
Да, это вода.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие – в Царство воды. Но чтобы мы не заблудились к нам спешит капелька. И вместе с нами отправится в путешествие.
Только где она?
(звучит ауд. зап. капельки)
Кажется я её слышу. А вы?
Кап-кап капелька
Дождевая сабелька
Ты скорее выходи, нас в дороге проводи.
(появляется капелька)
А вот и капелька. Капелька много путешествовала и много интересного знает о воде. Она хочет с вами поиграть. Руки выставляйте ладошками вверх и не опускайте их я буду капельку капать вам на ладошку, а вы будите называть где её можно встретить. в природе. (море, океан, озеро, река; может политься дождиком, превратится в росу. снег. лед)
В:Молодцы. Посмотрите, дети, а у капельки есть ножки? (Нет)
В: Ребята, давайте капельки перенесём в стаканы с водой, которые стоят на столах.
2. Экспериментальная деятельность.
Опыт «Вода –жидкость»
В: Посмотрите дети, я в кувшин собрала много мельчайших капелек.
Что получилось? (вода)
В: Давайте с вами выясним, что такое вода.
Когда я наклоняю кувшин, что происходит с водой? (переливается, льется)
Куда перелилась вода? (в кружку)
А теперь водичка из кружки (что делает) (переливается в стакан)
Попробуйте и вы перелить воду из стакана в стакан.
Как вы думаете, почему воду можно перелить? (жидкая)
Правильно вода жидкая, может течь- значит это - жидкость.
Давайте вместе скажем «жидкость»
Физминутка: :
А сейчас наши пальчики поиграют.
Пальчиковая гимнастика.
В: и Д: Знаем, знаем да-да-да. (Кулачки сжимаем 2 р. хлопки в ладоши)
Где ты прячешься, вода! (кулачки сжим. разж.)
Выходи, водица (идут пальцами по столу)
Мы пришли умыться! (имит. умывание)
Лейся на ладошку (накрываем ладошку лев руки правой лад.)
По нем –нож-ку (капли на ладошку)
Нет, не понемножку (грозим пальцем)
Посмелей (капаем быстрее)
Будем умываться веселей.! (растирают ладошки)
Опыт «Вода- бесцветная»
В: Ребята, капелька хочет поиграть с вами в прятки. А вы хотите?
Давайте посмотрим, что она приготовила. (подойдите к столу).
В: У вас два стакана: в одном молоко, а в другом вода.
В: Возьмите ракушечку и опустите в стакан с молоком
В: Другую ракушечку в стакан с водой.
В: В стакане с молоком ракушечку видно? (нет)
В: А в стакане с водой? (да)
Почему в стакане с водой вы увидели ракушечку? (потому что вода прозрачная)
Мы с вами узнали, что вода - «прозрачная».
Физминутка:
В: Ребята, у меня есть волшебная леечка, сейчас я полью на вас из неё, и вы превратитесь в капельки.
Ну –ка лейка, лей, лей
Для ребяток не жалей
В капельки пусть превратятся,
От души повесилятся.
(вкл. аудио запись прыг –скок капельки).
В: Как красиво танцевали капельки
В: (Подойдите теперь к этому столу)
Опыт «Окрашивание воды»
В: Что в бутылках? (вода)
В:Какого цвета вода? (бесцветная)
В: Вода может менять свой цвет. Давайте посмотрим.
• Открываем крышечки, возьмите краску кисточкой и положите её в крышку.
• Закрываем бутылочки и хорошо взбалтываем воду.
• Посмотрите какого цвета стала вода?
• Оказывается бесцветную воду можно окрасить в любой цвет.
3. Рефлексия:
В: -(Подойдите,пожалуйста, ко мне поближе). Наше увлекательное путешествие заканчивается. Капельке пора возвращаться домой. Вам понравилось путешествовать с капелькой. (да)
(Капелька хочет вам что- то сказать) – Ребята, вы такие молодцы. Мне очень интересно было с вами играть. Мне понравилось как вы проводили опыты с водой, работали аккуратно и не мешали друг другу. Мне пора домой. До свидания. Скажем капельке до свидания. (уходит)
(звучит колокольчик) Колокольчики звенят
Нас позвать они хотят
Возвращайтесь в группу
Игры заждались.
В: Давайте попрощаемся с нашими гостями и отправимся в группу.