Белорукова Cветлана
Конспект НОД «Птицы» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6 «Колокольчик» общеразвивающего вида города Фурманова
Белорукова Светлана Леонидовна
Конспект НОД
«Птицы»
Цель: способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений о живой природе. Уточнить и обобщить знания детей по темам «Зима», «Перелетные и зимующие птицы».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Птицы“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные - обогащать словарь детей прилагательными и глаголами, активизировать обобщающие слова «зимующие», «перелетные» птицы. Умение говорить тихо- громко, расширять словарный запас.
Развивающие - развивать речь, внимание, воображение, память, мышление, целостное восприятие предметов.
Развивать речевое дыхание, силу голоса, совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, творческое воображение, фантазию, навыки самоконтроля.
Воспитательные - воспитывать чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе. Создавать положительный эмоциональный фон.
Развивающая предметно-пространственная среда : интерактивная доска, мультимедийный проигрыватель, песочная доска, аудиозапись голосов птиц, магнитофон, видео записи, слайды с изображением птиц, зимнего леса, мольберты, столы для выполнения художественного творчества.
Методы и приемы: чередование хоровых и индивидуальных ответов, использование игровой ситуации «Путешествие в лес к птицам», сочетание упражнений с игровыми приемами (имитация звуков леса с помощью артикуляционной гимнастики, использование художественного слова, использование физкультурных пауз «Стая птиц», зрительной гимнастики «Летели птички…», дыхательной, пальчиковой гимнастики «У кормушки», отгадывание загадок, использование игр: «Скажи какой?», «Составь рассказ по схеме», «Определи - перелетные или зимующие птицы», «Определи количество слогов в названии птиц», художественное творчество в песочнице, рисование песком с помощью трафаретов.
Планируемые результаты: развитие речевой активности, формирование знаний по теме «Зима», «Зимующие птицы».
Предварительная работа: Беседы по темам «Зима», «Зимующие птицы», просматривание альбомов, конкурс рисунков «Зимний калейдоскоп», разучивание стихотворений, дидактические игры «Признаки зимы», «Что с начала, что потом», «Птицы в природе» «Эко таблицы», «Картина природы», наблюдение за изменениями в природе, птицами во время прогулок.
Учебно-методический комплект:
С. Н. Николаева, И. А. Комарова «Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников» Пособие для педагогов и родителей
Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
«Ознакомление детей с природой и экологией» М. Д. Большакова
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» Мир растений Москва 2004г
Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Средняя группа.
Лыкова И. А. Изобразительное деятельность в детском саду.
Средняя группа, М. : Карапуз-Дидактика, 2006
Ход занятия
Дети встают полукругом
В: Доброе утро! Птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели!
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам.
В: Ребята, давайте пожелаем друг другу «Доброго утра!»
Как нужно говорить эту фразу? (Радостно, улыбаясь, весело.) Почему? (наступил утро, и мы радуемся новому дню).
(Желательно, чтобы все дети сказали эту фразу.)
Стук в дверь, входит логопед, в руке игрушка сорока.
Л: ребята, я шла к вам на занятие и встретила сороку. Она чем-то обеспокоена.
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Сорока!
В: Что случилось, Сорока?
Сорока: Была сегодня я в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что случилось, почему?
В: Ребята поможем сороке?
В: Давайте вместе отправимся в лес, выясним что случилось с птицами и поможем Сороке разобраться почему одни птицы улетели, а другие остались.
Крепко за руки возьмёмся,
И немного улыбнёмся.
По тропинке мы пойдём
И все лужи обойдём.
С кочки на кочку скок, да скок
И на пути у нас уже лесок.
Здравствуй лес,
Дремучий лес.
Полный сказок и чудес.
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь: мы свои!
На экране появляется зимний лес
В: Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес) Посмотрите, как здесь красиво. какой свежий воздух!
Л: Дыхат. гимнастика.
В: Ребята, какое сейчас время года? (зима)
Действительно, деревья стоят голые на них нет листвы и на земле лежит снег. А что можно сказать про лес?
• 1. Лес какой? (зимний, дремучий, загадочный)
• 2. Зима какая? (снежная, холодная, красивая,)
• 3 .Снег какой? (белый,пушистый, холодный, красивый)
• 4. Ветер какой (сильный, холодный, теплый)
• 5Ветер что делает? (дует, воет)
• 6. Тучи какие? (серые, грозные)
• 7. Солнце (тусклое, грустное)
• 8. Зимняя одежда, для чего нам нужна? (чтобы, нам было тепло)
(Зимой холодно, мало светит солнце, падает снег, а перелётные птицы улетают в теплые края.)
Л: Ребята, давайте поиграем
• Застонал лес от вьюги: у-у-у (тихим, высоким голосом)
• Тяжело стонут дубы: а-а-а (громко, низким голосом)
• Стонут березы: о-о-о (тихо, высоким голосом)
• Стихает вьюга: с-с-с
• Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилением звука)
• Шумят ели: ш-ш-ш
В: Красиво в лесу, сядем на пенечки и послушаем звуки леса
Звучат голоса птиц.
В: Ребята, слышите, это наши друзья птицы встречают нас. Давайте попробуем угадать, что это за птицы.
1.
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(дятел)
2.
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня — (синичка).
3.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
4.
Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – (ворона)
5.
Перелётная крякушка ловит лягушек.
Ходит вразвалочку, спотыкалочку.
Ответ: утка
На экране появляются отгадки- картинки с птицами.
Сорока: Ура! Все птицы вернулись!
В: Подожди Сорока, не торопись. Ребята, какое сейчас время года? (Зима)
А потом наступит что? (Весна). И все перелётные птицы прилетят к нам?
В: Давайте поиграем, а заодно поможем Сороке разобраться.
В: Как называют птиц, которые остаются с нами зимовать? (зимующие, поместим этих птиц к кормушке.
В: Как называют птиц, которые улетают в теплые края (перелетные, поместим их к пальме и солнышку.
В: Ребята, а зачем птицы улетают на юг? (им трудно прокормиться, они менее приспособлены выживать в холодное время года, чем зимующие птицы)
Гимнастика для глаз
«Птички».
Летели птички,
Прослеживание глазами за
предметом по кругу
Собой невелички.
Как они летели,
Движения глазами вправо – влево
Все люди глядели.
Как они садились, Движения глазами вверх – вниз
Люди все дивились.
Ребята, а Ю. К. тоже приготовила для нас задания
Задание
На доске картинки - птицы
Гусь, воробей, дятел, снегирь, синица, грач
Ребята, на доске изображены птицы. Нужно определить сколько слогов в названии каждой птицы и показать верную карточку.
Например, произнесем слово, одновременно хлопая в ладоши,
си-ни-ца - прохлопали 3 раза, значит в слове 3 слога, покажем карточку, где прямоугольник разделен на 3 части. Молодцы.
(у каждого ребенка конвертик с карточками)
НА экране появляются картинки
1 3 2
Л: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг,
Небо синее вокруг. (Дети машут руками, словно крыльями)
Чтоб скорее прилетать,
Надо крыльями махать. (Дети машут руками интенсивнее)
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потягивание – руки вверх)
А внизу леса, поля –
Расстилается земля. (Низкий наклон вперед, руки разводятся в сторону)
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд)
И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями»)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора. (Дети садятся за стульчики)
В: Ребята, сорока несла нам письмо от своих друзей – птиц, ласточки и снегиря. Они хотели нам рассказать, как живут, чем питаются, но по дороге потеряла.
Разлетелось письмо на маленькие части.
Восстановим письмо и сами составим рассказ.
1гр – Артем, Лиза, Кирилл, Алина будут составлять рассказ про снегиря, а
2гр – Настя, Женя, Паша, Саша про ласточку.
Сорока: Ой, пока вы здесь собирали письмо, я под деревом что-то нашла!
Под деревом стоит Песочница. Там следы птиц.
Л: Ребята, посмотрите, какие интересные следы птицы оставляют на песке, настоящие узоры. А мы тоже можем быть настоящими художниками, а картину, которая у нас получится подарим птицам. В этом нам поможет волшебный песок, и ваша фантазия.
Л: Но перед тем как приступить к творчеству мы подготовим наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Сколько птиц к. кормушке нашей (Ритмично сжимают и
разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, (На каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальчику.)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают
кулачки.)
Дети засыпают трафареты птиц песком, получается настоящая картина.
Сорока: Спасибо, ребята за помощь и подарки. Теперь я всем расскажу, почему не все птицы улетели. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Сорокой.
Воспитатель: Ну, что же, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад.
По тропинке мы пошли
и все кочки обошли
Лужи перепрыгнули.
Дружно, весело мы шли
И к детсаду подошли.
Рефлексия
В: Ребята, мы сегодня побывали в зимнем лесу, помогли разобраться сороке, почему одни птицы улетают (перелетные, другие остаются (зимующие). Узнали чем птицы питаются. Понравилась вам прогулка? Что больше всего понравилось?
Если у вас все получилось, вам понравилось путешествие, то нужно посадить птичек на красивое заснеженное дерево,
А если вам было трудно, что-то не получалось, и путешествие совсем не понравилось, посадим птичек на грустное зимнее дерево без снега.