Светлана Васильевна Кулешова
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Дубочки» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Дубочки»
Возраст детей: средняя группа
Цель: формирование экологического сознания.
Задачи:
1. Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Дубочки“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Дерево Дуб, желуди
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Уточнить и расширить имеющиеся элементарные экологические представления детей о лесе и его обитателях, представление о последствиях неправильного отношения к лесу (уничтожение деревьев); показать взаимосвязь взаимодействия живых организмов леса; условиях, которые необходимы для роста деревьев (почва, влага, тепло и свет).
2. Воспитательные задачи :
Воспитывать любознательность, аккуратность, трудолюбие, эмоциональную отзывчивость, экологическую культуру, бережное отношение к деревьям и желание их выращивать, умение видеть и понимать красоту леса. Формировать трудовые умения и навыки.
3. Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы.
Предварительная работа: лексическая тема «Мебель», уход за комнатными растениями, загадывание загадок про мебель, деревья, д/ игры: «Что где растёт», «Третий лишний», «Чудесный мешочек», знакомство с правилами поведения в лесу.
Оборудование: Кукла Петрушка, настольная ширма, предметы из дерева (лавочки, плакат «Строение дерева», плакат «Что в лесу делать нельзя», горшок с землей для рассады, мешочек с желудями, грабельки, лейки с водой, влажные салфетки, календарь роста растений.
Словарная работа: лесоруб, крона, рыхлить, корявые, изломанные, угловатые, дубрава.
Индивидуальная работа: с Ясминой - напомнить, что сажаем; Юру, Ирину – активизировать на занятии; создать ситуацию успеха у Андрея и Ксюши.
Методические приё мы:
-сюрпризный момент;
-художественное слово;
-беседа;
-пальчиковая гимнастика;
-физ. минутка;
-дидактическая игра: «Кому в лесу нужны деревья»; «Строение дерева»,
«Правила поведения в лесу»;
-рассказ воспитателя;
-рассматривание желудей;
-показ с объяснением посадки желудей;
-вопросы к детям;
-рефлексия;
-поощрение.
Методы:
•словесный
•наглядный
•частично-поисковый, проблемный
•практический.
Ход деятельности:
Организационный момент:
В: Ребятки, бегите все ко мне.
Поздоровайтесь с нашими гостями.
-Давайте за руки возьмемся – дню, солнцу, другу улыбнемся!
Проводится динамическая пауза «Солнышко» :
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело и погладило его!
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось,
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело,
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись!
Присаживайтесь, ребята на лавочки
Сюрпризный момент: Приходит Петрушка.
П: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки!
Я веселая игрушка, а зовут меня…
Дети: Петрушка!
Основная часть:
П: Какие красивые, резные да расписные у вас эти…как их…галочки…ой, нет. палочки…ой, нет же….
Дети: Лавочки!
П: Ох, голова моя садовая! Конечно же, это лавочки. На них можно посидеть, а можно и поспать и вещички сложить и поесть и ….сломать (смеется)
В: Что ты, Петрушка! Что ты такое говоришь! Наши дети ничего не ломают.
Ребята, скажите, на чем мы обычно сидим?
Дети: На стульях.
В: А куда мы садимся, что бы поесть или порисовать?
Д: За столы.
В: А спим мы где?
Д: В кроватях.
В: Вещи куда мы складываем?
Д: В шкаф.
А как, одним словом можно назвать и стол, и стул, и кровать, и шкаф и ваши лавочки?
Д: Мебель.
В: Правильно все это мебель.
Петрушка, мы даже знаем веселую игру про мебель.
Поиграешь с нами?
Пальчиковая гимнастика Много мебели в квартире
(ритм. сжимание и разжимание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре. Много мебели в квартире.
Поочередное разгибание пальцев одной из рук
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку,
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
чередовать хлопок в ладоши и удар кулачками
Чай с вареньем дружно пили…
Много мебели в квартире.
П: Да, веселая игра. А из чего делается эта ваша мебель?
Дети: Из дерева, она деревянная.
П: И где же взять столько дерева?
Дети: Деревья растут в лесу.
В: Петрушка, я хотела почитать детям сказку. Ты любишь слушать сказки? Вижу, заблестели глазки.
Ну, слушайте. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были ребятишки. Ох, однажды они и расшалились. Так качались на своих стульчиках, прыгали на кроватках, что поломали их. Испортили ребята всю мебель. И не на чем стало посидеть, поспать. И вот царь этого тридевятого царства-государства приказал лесорубам срубить в лесу все деревья, чтобы сделать из них новую мебель. Отправились в лес лесорубы и, хотели было, начать рубить деревья, но взмолились тут лесные жители: не рубите деревья, не пилите, не выжить нам без леса, без деревьев. Послушались их лесорубы и не стали деревья губить.
Вернулись они во дворец и рассказали обо всем этом детям. Ребятам, которые сломали мебель, стало жалко лес и его обитателей. Решили они починить старые стулья и кровати, беречь и не ломать их.
П: Интересно… А кто они такие эти лесные жители?
Дети: Лесные жители – это звери, птицы, насекомые, пауки и даже улитки.
П: И зачем им нужны деревья?
ДЕТИ:
Лес – это их дом.
Они в нем живут, питаются его плодами, растят своих детенышей и помогают деревьям.
В: А знаете, чем еще полезны деревья? Они очищают воздух, которым мы дышим.
Игра «Покажи и назови части дерева».
Воспитатель : Дети, а давайте посмотрим, как устроено дерево? (Воспитатель показывает на плакате дерево, просит детей назвать части дерева).
Ветки составляют крону дерева. Давайте все вместе скажем: Крона.
В: Молодцы, ребята, все правильно назвали, спасибо.
А теперь давайте немного разомнемся. Петрушка, и ты не отставай!
Физ. минутка «Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, назад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
П: Да, в лесу растет много деревьев и все такие разные. Вы знаете, как они называются? Я, так все время забываю.
В: А сейчас мы это проверим. Вот тут у меня картинки деревьев. Я буду загадывать загадки про них, а вы, ребятки, будете отгадывать и показывать деревья.
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ЕЛЬ, ЕЛКА)
Русская красавица
Стоит на поляне
В белом сарафане. (БЕРЕЗА)
Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки. (РЯБИНА)
Я высок и я могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)
П: Вижу, знаете. Молодцы!
Вообще-то, я люблю ходить в лес гулять. В лесу можно делать все что хочешь, никто не заругает!
В: Может быть и не поругают, но существуют правила поведения в лесу и наши дети их знают.
П: Правила? Какие такие правила?
В: Чтобы общение с лесом, Петрушка, оставило только хорошие воспоминания, необходимо запомнить эти правила:
Показывает плакат «Что в лесу делать нельзя!»
Дети рассказывают по картинкам.
- не руби, не ломай деревья в лесу – это дом для зверей и птиц;
- не ломай ветки кустарников и деревьев, не повреждай кору;
- не бросай мусор, нельзя загрязнять лес;
- не бей стекло, поранишься сам и нанесешь вред обитателям леса;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, нельзя тревожить лесных жителей;
- запрещено разжигать костер в лесу, ведь это может привести к лесному пожару, который может уничтожить лес и его обитателей.
В: Помни, правильное поведение в лесу – залог нашей безопасности и спокойной жизни птиц, зверей и, конечно же, Деревьев!
Петрушка: Ой, ой, ой сколько правил, я все и не запомнил!
В: А мы тебе этот плакат подарим. Мы то все эти правила хорошо знаем.
Петрушка: Вот спасибо, побегу друзьям – Петрушкам покажу.
До свидания, ребетня. Ждите в гости вы меня.
Петрушка убегает. На столе остается мешочек.
В: Вот непоседа, убежал.
Посмотрите, он нам оставил какой – то мешочек.
(заглядывает в него)
А что в нем, вы узнаете, если загадку мою отгадаете.
Ребята, вы помните, как малыши из моей сказки позаботились о лесе (да, они стали беречь свою мебель).
Но ведь мебель со временем все равно ломается. Как же тогда быть?
Как еще можно помочь лесу.
В: Верно, можно посадить деревья! И вырастет новый лес, новый дом для птиц и зверей. Давайте и мы посадим деревца! Смотрите, что я нашла в Петрушкином мешочке.
В: В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
В золотой клубочек спрятался дубочек (желудь)
В: Правильно (показывает).
Это желуди, семена какого дерева? (дуба, а если их посадить в землю, из этих желудей могут вырасти новые деревца для леса.
Ребята, давайте пройдем в наш уголок природы. Я вам покажу, как нужно сажать семена дуба в землю.
Но прежде поиграем:
Всем нам надо ровно встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немного
Отправляемся в дорогу.
Мы походим на носках, А потом на пятках.
Пойдём мягко, как лисята, Ну а если надоест.
То пойдём все косолапо, Как медведи ходят в лес.
Практическая деятельность детей взрослого.
- У меня на столе стоит горшочек с землей. Посмотрите, как это делаю я. (Разравнять землю, сделать углубление, положить туда желудь, полить, после работы протереть руки влажной салфеткой). Ксюша сейчас грабельками прорыхлит землю, Петя и Милана польют ее водой из этих леечек. Молодцы. Я делаю в земле углубление палочкой для наших желудей. Сейчас я раздам всем по желудю, и мы посадим их. Сначала я, теперь девочки. Хорошо. Мальчики, ну а теперь вы. Молодцы! Отлично справились. Андрей и Даша польют наши уже посаженные желуди. Замечательно!
А весной, когда появятся росточки, вы высадите их, там, где пожелаете. И у каждого из вас будет свое дерево. Которое вместе с вами будет расти, и радовать окружающих.
Заключительная часть:
- Куда поставим наш горшочек? Почему? ( На подоконник: там тепло и много света.)
Теперь мы будем ухаживать и наблюдать за ними. И свои наблюдения мы будем заносить в календарь роста растений. Видите, я уже сделала в нем первую отметку. День, когда мы посадили желуди. Весной мы посмотрим, вырастут ли они у нас большими и сильными. Как вы думаете, что для этого нужно делать? (Поливать, рыхлить землю, давать им достаточно света и тепла).
А оставшиеся желуди вы можете взять домой и вместе с родителями посадить, ведь вы уже научились это делать. И тогда мы сможем вырастить еще больше деревьев – целый дубовый лес! А знаете, как называется лес, в котором растут одни дубы? Дубрава. Давайте повторим все вместе.
В: Сейчас я произнесу волшебные слова и наши желуди начнут свой рост:
Ты расти, расти наш лес,
Полный сказок и чудес!
Будем мы тебя беречь,
Будем твой покой стеречь.
Мы дружить с тобою рады,
Ты расти наша дубрава!
Рефлексия:
Воспитатель : Давайте все встанем в круг и по очереди скажем, как мы будем помогать лесу и пожелаем ему что-нибудь хорошее и доброе.
(похвалить каждого ребенка за пожелания лесу)
Ребята, хочу всех вас похвалить сегодня. Какие вы молодцы, так много знаете о лесе и деревьях, о правилах поведения в лесу. Лес будет очень рад, что у него появилось столько защитников.
За ваши старания и знания все вы сегодня получаете медальки юных помощников леса!
А сейчас попрощаемся с нашими гостями и в память о нашей встрече подарим им желуди, чтобы они вместе с ребятами своего сада, тоже могли бы вырастить молодые дубочки. Будут их растить и нас вспоминать.