Елена Замараева
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Профессия химик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
Тема «ПРОФЕССИЯ - ХИМИК».
Воспитатель Замараева Е. А. ДОУ №48 «Журавушка» г. Балашиха
Цель: продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с профессиями, дать представление о профессии химика.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „Профессия химик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
1. Расширять представление о труде взрослых, явлениях окружающей действительности;
2. Продолжать обогащать знания детей о мире открытий и изобретений; Дать представление о работе ученых-химиков, о значении химии как науки для жизни человека;
3. Дать представления о химических реакциях и признаках прохождения химических реакции.
4. Формировать познавательный интерес, поисковую деятельность;
Оборудование: телевизор, презентация «Химия и профессия химика», столы по количеству детей, оборудование для опытов (пластиковые баночки, стаканы, емкости, ложечки для смешивания, макет вулкана, поднос, костюм химика, фартуки на всех детей, перчатки, ширма, вещества (сода, лимоны, картофель, йод, вода, шипучие витамины, растительное масло, пищевые красители, жидкость для мыть посуды).
Ход занятия:
В-ль:Ребята, послушайте стихотворение.
Ничто никогда не выходит само:
Само не приходит к нам на дом письмо,
Само не способно смолоться зерно,
Само стать костюмом не может сукно,
Само не умеет свариться варенье,
Само не напишется стихотворение.
Мы делать всё это обязаны сами,
Своей головой и своими руками. В. Лунин
О чём говорится в этом стихотворении? (Ответы детей.) Ничего само по себе не сделается, нужен труд людей разных профессий.
Пока вы совсем юные, ваша работа – ходить в детский сад. А ваши родители уже обладают профессией. Профессия - это такой труд взрослого, который требует специальных умений и знаний и приносит доход.
Существует очень много профессий. Вспомните, какие профессии есть у нас в детском саду (воспитатель, заведующий, методист, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник, музыкальный руководитель, завхоз, инструктор по физкультуре). Посмотрите, сколько профессий только в нашем детском саду.
- Любую профессию можно определить по какому-то признаку. Сейчас я вам предлагаю игру, которая называется «Угадай профессию?» И если вы правильно угадаете, на экране появится отгадка:
1. таблетки, укол, палата – (врач);
2. светофор, жезл, свисток – (полицейский);
3. огонь, шланг, вода – (пожарный);
4. класс, парта, букварь – (учитель);
5. группа, дети, игрушки – (воспитатель);
6. руль, дорога, колесо – (водитель);
7. письма, почтовый ящик, телеграмма – (почтальон);
8. тесто, батон, хлеб – (пекарь);
9. плита, половник, вкусный борщ – (повар);
10. ножницы, причёска, расчёска - (парикмахер);
11. иголка, нитка, швейная машинка - (швея);
12. гуашь, альбом, кисть – (художник);
13. микроскоп, лупа – (микробиолог)
Итак, ребята, вы знаете множество профессий. Чтобы выбрать профессию по душе, нужно узнать о ней подробнее, прежде чем идти учиться. Сегодня мы познакомимся с профессией химика.
Просмотр презентации «Химия и профессия химика»
А, теперь, добро пожаловать в лабораторию. Лаборатория - это оборудованное помещение, приспособленное для специальных опытов и исследований. Кто проводит опыты и исследования? (Ответы детей). Верно, ученые. Ученые – это люди, изучающие разные науки. Сегодня мы с вами будем изучать науку «Химия» и станем химиками. Знаете ли вы, что это за наука – химия? (Ответы детей). Химия – это наука о веществах, их составе и строении, их свойствах, зависящих от состава и строения. А химик – это специалист — учёный, лаборант, технолог — работающий с химическими веществами.
Что же такое вещество? Все, что изучают химики, они называют веществами. Для них, например, вода, соль, сахар – это тоже вещества.
Работа химиков очень важна для людей. Каждый день мы пользуемся множеством предметов, созданных с использованием химических исследований. Химик - это удивительная профессия? Химики, как настоящие волшебники, умеют превращать одни вещества в другие. Химики все делают по науке – без волшебной палочки и волшебных заклинаний. На огромных химических заводах изготавливает соду и кислоту, мыло и краску, стиральные порошки, удобрения и химические волокна.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрации с изображением работы химиков). Ребята! Посмотрите, какое оборудование используют химики в своей работе. (Воспитатель демонстрирует колбы, микроскопы, пробирки с различными жидкостями). Посмотрите, здесь подготовлены предметы, которые вы видите дома каждый день, которые созданы благодаря работе химиков. ( Детям предлагаются для рассмотрения предметы: пена для укладки и для бритья, шипучие растворимые витамины). Какие предметы вам знакомы? Как они работают? (Ответы детей). В своих лабораториях химики изобретают множество новых материалов, которые используют люди во всем мире. Ребята, вас привлекло то, чем занимаются химики? Давайте сами попробуем провести опыт.
Сегодня вы станете химиками-исследователями, и мы вместе проведем химические опыты. Когда два вещества смешиваются, они работают между собой и изменяются. В химии это называется «Химическая реакция». Какие самые простые химические реакции вы наблюдаете каждый день? (Ответы детей). Например, растворение сахара в чае, соли в супе.
Когда химики работают в лаборатории, они обязательно соблюдают правила безопасности: четко следуют инструкции, не пробуют никакие вещества, не подносят вещества близко к глазам. Мы с вами также будем соблюдать эти правила безопасности.
Опыт 1 «Вулкан» (проводит воспитатель)
Воспитатель показывает макет вулкана. Что это такое? (вулкан) Правильно, это макет вулкана. Кто из вас расскажет, что такое вулкан? (рассказы 1-2 детей) Подскажите, что такое «лава», извержение вулкана? Молодцы!
Ребята! Хотели бы вы увидеть, как извергается вулкан? Я предлагаю провести опыт. Для начала давайте вспомним, какие правила мы используем при работе с химическими препаратами (напоминают дети) :
- Не подносить предмет к носу, а помахать от него рукой.
- Не пробовать на вкус.
- Не проливать на кожу, глаза.
Макет вулкана помещается на большой поднос, что бы лава не растекалась по столу. В жерло засыпают соду. Готовим «лаву»- смешиваем пищевой краситель, соду, моющее средство в стакане.
Потихоньку вливаем жидкость в вулкан. Раздаётся шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена.
Понравилось? Дома вы можете повторить этот опыт с родителями.
Опыт 2 Изменение цвета. (Проводит воспитатель)
Перед вами картофель. В его составе есть вещество, которое называется крахмал. В пипетках у нас йод – самый обычный, которым вам мама мажет ранки и ссадины. Давайте увидим, что произойдет при встрече крахмала и йода. Капните из пипетки йодом на разрез картофеля. Что происходит? (Ответы детей). Верно, цвет картофеля изменился на синий. Что вы видите? Правильно раствор стал синим – это химические реакции йод помогает выявить крахмал.
Теперь попробуем сделать водно – йодовый раствор ещё раз. Поочерёдно обмакивайте кусочки продуктов (на шпажках). Расскажите, что получилось
( дети делают вывод: в каких продуктах есть крахмал, а в каких нет) Молодцы ребята!
Опыт 3. «Лавовая лампа»
В баночку наливаем обычной воды примерно на треть объема. Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой. Наливаем растительное масло. Масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. В колбочку бросаем любую шипучую таблетку (помогает ребенок).
Масло и вода имеют разную плотность. Масло -легче и всегда будет наверху. В состав шипучей таблетки входит лимонная кислота и сода. Эти вещества вступают в химическую реакцию с водой, в результате которой выделяется углекислый газ, который, подхватывая частицы красителя, стремится наверх и благополучно покидает емкость, а частицы подкрашенной воды возвращаются обратно вниз. И так снова и снова. Именно из-за этого постоянного круговорота жидкости и получается интересный и очень красивый эффект лавы.
Опыт 4 «Разноцветное молоко»
В плоское блюдо мы наливаем жирное молоко, дно должно быть полностью закрыто. Молоко комнатной температуры. В блюдо с молоком я добавлю несколько капель красителей разных цветов с помощью пипетки. (Выходят два ребенка и помогают проводить опыт.) Дальше при помощи ватной палочки я коснусь молока, обратите внимание на то, что ничего не происходит. Давайте возьмем другую ватную палочку, окунем ее в жидкость для мытья посуды. Теперь коснитесь этой палочкой молока, подержите несколько секунд (делают дети). Только касаемся, не нужно перемешивать! А далее начинается самое интересное - волшебные краски начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. (показываем всем детям).Когда палочку убираем – краски продолжают «танцевать», двигаться.
Опыт, проводимый детьми.
В ваших контейнерах находиться вещество, называемое пищевая сода. Она используется в выпечке пирожков и булочек. Так же вы видите перед собой лимон. В нем есть сок. Какой он на вкус? (Ответы детей). Верно, кислый. Значит, в нем содержится кислота. Давайте капнем на соду несколько капель лимонного сока из лимона. Что вы видите? (Образуется пена) Верно. Что это означает? (Ответы детей). Прошла химическая реакция и выделился газ, который находиться в пузырьках пены.
Итак, с какой профессией вы сегодня познакомились? Как вы считаете, что нужно, чтобы стать настоящими химиками? Какие изобретения химиков упростили жизнь человека? (мыло, пищевая сода, стиральный порошок)
Дома вы можете попробовать также провести различные опыты вместе с родителями. Удачи вам!