Анастасия Бузина
Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования с детьми старшей группы «Как получить радугу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе по теме
«Как получить Радугу»
Экспериментально-исследовательская образовательная технология
Подготовила и провела: воспитатель Бузина А. А.
Цель: Создать условия для формирования интереса детей к природному явлению радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД познавательного занятия с элементами экспериментирования с детьми старшей группы „Как получить радугу“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Радуга, радужные идеи
- Радуга. Эксперименты, опыты, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
- Познакомить детей с природным явлением радугой;
Развивающие:
- Развивать умения детей путём экспериментальной деятельности, устанавливать причинно-следственные связи;
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение делать выводы;
- Развивать творческое мышление, воображение;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к окружающему миру, чувства эмоционального удовлетворения от проделанной работы;
- Закрепить правила безопасного поведения в процессе проведения опытов.
Предварительная работа:
- игры с водой;
- беседа о правилах поведения при проведении опытов;
- работа с энциклопедиями;
- чтение произведений Н. А. Рыжова «Не просто сказки», О. В. Дыбина «Неизведанное рядом»
Материалы и оборудование:
Емкость с водой, зеркало, белый лист, краски, цветные фломастеры, видео письмо от героя, схема с изображением появления радуги, заготовка для волчков.
Методические приемы:
- Сюрпризный момент;
- Игровой метод;
- Беседа;
- Демонстрация;
- Художественное слово.
НОД:
В. : - Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
ПОД. : -Здравствуйте!
В. : - Ребята с гостями мы поздоровались, а теперь давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
«Свет солнца»
Небо, небо голубое
Солнце, солнце золотое (Идем по кругу держась заруки)
Дай нам, солнышко ответ, (Руки вверх)
Дарит солнце свете луч,
Освещает все вокруг! (Машем поднятыми вверх руками)
Мы берем в ладошки свет,
Улыбнемся мы в ответ! (Улыбаемся друг другу)
(стук в дверь)
Нянечка приносит конверт
Н. : - Кто-то постучался и оставил письмо
- Посмотрите, что-то срочное.
В. : - Интересно, что же там внутри!
- Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель читает письмо
«Письмо от Вани Почемучкина»
«Здравствуйте ребята! Меня зовут Ваня Почемучкин! Я из деревни Антоновка. После дождика в обед над холмом высоким, я увидел, что-то чудесное, не вероятное, потрясающее, яркое и не возможно до него дотянуться, в руки не возьмешь и разноцветное, очень-очень красивое, что это такое?
В. : - Ребята, что же это может быть?
ПОД. : - ответы детей!
В. : - Ребята, здесь, что-то еще написано!
- Прикладываю к письму рисунок.
Воспитатель показывает картинку радуги
В. : - Ребята, что это такое?
ПОД. : - Радуга!
В. :- Ребята, а как мы поможем нашему другу Ване Почемучкину?
ПОД. : - ответы детей
В. : - Давайте, с вами подробно разберемся и даже проведем эксперимент.
- Получим «Радугу» в группе
- И это все за пишем на видео и отправим Ване Почемучкину.
- Вы со мной согласны!
- Как вам эта идея!
ПОД. : - ответы детей.
В. : - Ребята, а хотите побыть учеными?
ПОД. : - ответы детей.
А сейчас мы с вами пройдем в лабораторию и проведем наши эксперименты.
Дети садятся за экспериментальные столы. (подготовить опыты)
В. : - И так я включаю запись мы начинаем. (щелчок)
- А, вы знаете, что такое явление радуга и откуда она появляется?
ПОД. : - ответы детей.
В. : - Чаще всего мы «Радугу» можем увидеть на небе, когда заканчивается дождь и светит солнце. «Радугу» можно встретить возле водопадов или фонтанов.
- И как же она появляется!
«Радуга» - это явление природы, которое мы видим, когда капельки воды зависают в воздухе не опустившись на землю. (показ схемы)
Лучики солнца попадают на эти капли и отражаясь от них как от зеркала становятся разноцветными.
Всего семь цветов радуги. Цвета радуги и их порядок один и тот же. Они идут от теплого к холодному цвету.
Показ схемы в виде «Радуги»
Теплые цвета:
Красный, оранжевый, желтый - это цвета солнца и огня
Холодные цвета:
Голубой, синий, фиолетовый - это цвета воды и льда
В. : - А зеленый цвет ребята, особенный!
- Для этого мы проведем эксперимент.
Опыт №1 «Как получить зеленый цвет»
Цель: Познакомить детей с техникой смешивания палитры красок теплого и холодного цветов.
Для эксперимента понадобиться два стаканчика с чистой водой и один пустой, краски и кисточка.
Берем краску и два стакана с водой. В один стаканчик мы добавляем теплый желтый цвет, а во второй холодный синий. А теперь ребята смешаем два цвета. У нас получился зеленый цвет.
(показ зеленого цвета на схеме)
В. : Ребята, а сейчас мы узнаем, какие вы у нас внимательные ученые!
Игра на внимание «Гимнастика внимания»
Цель игры: развивать у детей внимание, развивать умение различать цвета и действовать по зрительному сигналу, развивать умение действовать по слуховому сигналу и действовать в соответствии с текстом, упражнять детей ориентироваться в пространстве, упражнять в беге, ходьбе.
Оборудование: Флажки красного, синего, желтого и зеленого цветов.
Правила игры:
Воспитатель берет 4 флажка разных цветов (синий, красный, желтый, зеленый). Поднимает один из флажков и дети изображают в соответствие со цветом флажка определенную фигуру.
Красный цвет – замри (руки вниз)
Синий цвет – птица (руки вверх, в стороны)
Желтый цвет – цветок (присесть, руки над головой)
Зеленый цвет – лягушка (присесть, подскоки сидя)
В. : - Поиграли, молодцы, а хотите убедиться в том, что белый цвет – это семь цветов радуги, чтобы каждый из вас убедился, мы проведем эксперимент.
- Ване Почемучкину, это должно очень понравиться.
Опыт №2 «Волшебный диск»
Цель: Показать детям, что белый цвет состоит из семи цветов радуги.
Для эксперимента понадобиться белый диск с отверстием по середине и поделенный на семь частей, семь цветов радуги фломастеры, карандаши.
На белом диске раскрасим цветами радуги пустые части и проденем карандаш в середину и как волчок его раскрутим. Когда крутится волчок мы видим белый цвет, так мы с вами убедились, что белый цвет состоит из семи цветов «Радуги».
(Дети после окончания эксперимента кладут диски на поднос).
Дети садятся за экспериментальные столы
В. : - Ребята в начале занятия мы с вами говорили о том, что «Радугу» можно получить в группе и для этого мы с вами перейдем к нашему главному эксперименту.
Опыт №3 «Как появляется Радуга»
Цель: Выявление свойств и возможностей разных материалов, необходимых при создании радуги в групповых условиях.
Для этого эксперимента понадобиться емкость с водой, зеркало, белый лист.
(схема показа)
В емкость с водой ставим зеркало под небольшим наклоном. Ловим зеркалом солнечного зайчика и направляем его на белый лист на стене. Поворачиваем зеркало до тех пор пока не увидим радугу.
В. : - А дело в том, что при помощи зеркала и воды солнечный зайчик становится радужным.
- Вот мы с вами и узнали, что такое радуга и как она возникает.
- Давайте вспомним о цветах «Радуги»
- Сколько цветов на «Радуге» и какие?
ПОД. : - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
В. : - Ребята я выключаю видео и отправляю нашему другу Ване Почемучкину.
Рефлексия:
- Ребята кому мы сегодня с вами помогали?
- Что мы с вами делали?
- Что для вас сегодня было самым интересным?
- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?
В. : - А теперь ребята давайте попрощаемся с гостями. До свидания!
ПОД. : - До свидания!