Ирина Гамзина
Конспект НОД по познавательному развитию «Знакомство с природой в старшей группе детского сада»
Тема: «Путешествие в сказку «Как сорока клеста судила».
Задачи: познакомить детей с птицей КЛЁСТ, с особенностями и повадками этой птицы; закрепить знания о зимующих птицах; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки, характеризовать ее персонажей; воспитывать доброту, отзывчивость, взаимопонимание, желание прийти на помощь тому, кто в этом нуждается. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование для занятия: интерактивная доска с файлами: лес, зимующие и перелетные птицы, иллюстрации к сказке, игра с перфокартами "Угостим птиц", картинки зимующих птиц.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Знакомство с природой в старшей группе детского сада“» размещена в разделах
Ребята, хотите побывать в необычной сказке?
Чтобы туда попасть мы должны отгадать несколько загадок:
1. Птица хищная с ушами
Громко ухает ночами. (Сова)
2. Все ворует что блестит,
Глаз её, за всем следит.
На хвосте, приносит вести,
Нрав болтливый, всем известен.
На ветвях сидит высоко,
А зовут её(Сорока)
3. Небольшая пестрая птица
Не боится зимой простудиться,
Угощенье наше ей снится.
Прилетает к нам часто … (Синица)
4. Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел)
5. Я вчера гулял в пургу,
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь)
6. Эти птички с хохолком,
И красивые притом,
На рябину прилетели.
Птички эти … (Свиристели)
7. Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст) Дети находят картинки птиц, которых угадали среди других.
Дети, как одним словом можно назвать их? (птицы)
Какие это птицы? (зимующие)
Почему мы их так называем? (они не улетают в теплые края)
Птицам зимой холодно и голодно, как мы можем им помочь?
Игра «Угостим птиц» (игра с перфокартами). Дети должны сделать правильный выбор: воробью – крошки и зернышки, синице – сало, снегирю – ягоды рябины, свиристели – семечки.
Ребята, а теперь нам пора отправиться в сказку.
Сказка «Как сорока клеста судила»
На этот раз девочка отправилась на прогулку в зимний лес. Тишина в лесу. Спит лес под толстым снежным одеялом. Склонили головы березы в белых шапках, согнули под тяжестью снега свои лапы елки. Вдруг — шум, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока с разлету шлепнулась на ветку елки, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала. Из-под тяжелой еловой лапы выглянул клест:
— Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
— Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено е ной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда! Клеста судить будем за нарушение лесных порядков. Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец-снегирь и уселся на ветку рябины.
— Что за шум? За что клеста судить? — спросил он.
— Да вот, сорока говорит, что я лесные порядки нарушаю, зимой птенцов вывожу.
— И холодов не боишься?
— Нет. Мы гнездо делаем очень толстое из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями, прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Тут рядом со снегирем приземлился свиристель.
— А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут? — поинтересовался он.
— Нет. Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
— А как же она питается? — спросила синица, которая давно уже качалась на ветке березы и слушала разговор.
— Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы, — сказал клест.
— Молодцы клесты! Не страшатся морозов, — включился в разговор дятел, прицепившийся ствол ели. — Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Из дупла на дубе вылезла тетушка-сова и сказала:
— Я хоть и ничего не вижу днем, зато все хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько елок вырастет из семян, что они уронили?
— Не права ты, сорока, — сказал снегирь.
— Трещишь без толку, — поддержала его синица.
— Не за что клеста судить, — поставил точку дятел.
Тут все птицы зашумели, загалдели. Сорока махнула на них крылом и улетела. А девочка, которая наблюдала за всей историей, улыбнулась, порадовалась за клеста и пошла домой.
После чтения сказки беседа по вопросам:
1. Как называется сказка, в которой мы побывали?
2. О каких птицах идет речь в этой сказке?
3. Почему сорока решила судить клеста?
4. Почему другие птицы за него заступились?
5. Какие птицы участвовали в споре?
6. Когда другие птицы выводят птенцов?
7. Чем питается клёст зимой?
8. Чем питаются остальные птицы в зимние холода?
9. Почему сорока улетела?
10. Почему девочка ушла радостная из леса?
А сейчас мы с вами поиграем в игру: «Угадай, чей это голос?» (дети угадывают птиц по голосам).
Ребята, прежде чем вернуться из сказки домой я хочу предложить вам еще одну интересную игру. На экране птицы зимующие и перелетные (классификация птиц по признаку). На интерактивной доске дети распределяют птиц: зимующих в зимний лес, а перелетных в теплые края.
На этом наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в детский сад.