Елена Владимировна Мищук
«Наша добрая матрёшка». Конспект НОД по познавательному развитию в старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие познавательной активности детей через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей с историей и особенностями русской матрешки как народного промысла.
Расширять знания детей об особенностях русского декоративного искусства.
Развивающие задачи:
Развивать мелкую моторику рук при раскрашивании матрешек по образцу.
Стимулировать внимание и усидчивость у детей во время работы с красками.
Способствовать развитию художественного вкуса и чувства цвета.
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к культурному наследию своей страны.
Формировать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи в процессе коллективной деятельности.
Ход занятия
1. Вводная часть (5-7 минут)
Задача: Подготовка детей к занятию, создание интереса к теме.
Описание:
Педагог приветствует детей и предлагает им присесть на ковёр вокруг стола, где заранее выложены несколько матрёшек разного размера.
Педагог рассказывает детям о том, что сегодня они будут говорить о матрешке – одной из самых известных русских игрушек. Показывает детям разные виды матрёшек и спрашивает их, видели ли они такие игрушки раньше.
Затем педагог задает вопросы для обсуждения:
Что такое матрешка?
Как вы думаете, почему она называется именно так?
Сколько кукол может быть внутри одной матрешки? (Ответы могут варьироваться от 3 до 10).
Важно отметить, что матрешка – это не просто игрушка, а символ русского народного творчества.
Основная часть (20-25 минут)
Задача: Раскрыть тему занятия, провести практическую деятельность детей.
Описание:
История создания матрешки. Я начинаю свой рассказ с истории возникновения матрешки. Рассказываю детям, что первая русская матрешка появилась в конце XIX века благодаря художнику Сергею Малютину и мастеру Василию Звездочкину. Они создали её по образу японской фигурки мудреца Фукурумы, но вложили в неё русский дух и традиции. Матрешка стала символом русского народного творчества и сразу завоевала популярность как в России, так и за рубежом.
Особенности росписи матрешек. Далее я показываю детям различные стили росписи матрешек: хохломские, городецкие, гжельские. Описываю особенности каждого стиля: яркие красные ягоды и золотые листья хохломы, веселые сценки и цветы Городца, сине-белый орнамент Гжели. Рассказываю, что каждый мастер старается внести что-то своё в роспись, поэтому нет двух одинаковых матрешек.
Практическое задание. Теперь самое интересное – мы приступаем к раскрашиванию наших собственных матрешек! Я раздаю детям листы бумаги с изображением контуров матрешек и предлагаю выбрать любой понравившийся стиль росписи.
Инструкции по раскраске:
Я напоминаю детям, что важно стараться аккуратно закрашивать внутри контуров, чтобы линии были ровными и четкими.
Предлагаю использовать яркие, насыщенные цвета, чтобы наши матрешки выглядели нарядно и празднично.
Обращаю внимание на то, что можно добавить дополнительные детали, если хочется сделать свою матрешку уникальной.
Процесс работы. Пока дети работают, я помогаю им советами и подсказками. Например, кому-то могу показать, как лучше нарисовать цветок или лицо матрешки. Если кто-то испытывает трудности, я стараюсь поддержать его, напомнить, что главное – это удовольствие от процесса и желание творить.
Совместный труд. Когда дети заканчивают раскрашивать своих матрешек, я собираю все работы и создаю из них большую композицию на мольберте или стене. Это позволяет всем увидеть результаты нашего совместного труда и оценить разнообразие стилей и подходов.
Обсуждение результатов. Мы обсуждаем получившиеся работы. Я задаю вопросы:
Кто выбрал самый необычный цвет для своей матрешки?
Какие узоры вам больше всего нравятся?
Хотели бы вы попробовать ещё раз создать такую красоту?
3. Заключительная часть (5-7 минут)
Задача: Подведение итогов занятия, рефлексия.
Описание:
Провожу итоги занятия, хвалю детей за старание и аккуратность в работе.
Проводится обсуждение получившихся работ: какие узоры получились самыми красивыми, кто выбрал самые необычные цвета и т. д.
В завершение можно предложить детям поиграть в игру «Собери матрешку», где нужно быстро собрать разобранную матрешку.
Таким образом, занятие способствует развитию познавательных способностей детей, знакомству с русским народным искусством и развивает творческие способности через раскрашивание матрешек.