Ольга Андреева
Конспект НОД по математике «В поисках Золотого ключика» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике в подготовительной группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад №2 «Развитие»
Конспект
непосредственно – образовательной деятельности
по ОО «Познавательное развитие (математика)»
в подготовительной к школе группе
«В поисках Золотого ключика»
Воспитатель: Андреева Ольга Владимировна
В. Уфалей, 2018 г.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по математике „В поисках Золотого ключика“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Образовательные:
- учить решать математические задачи в пределах 10;
- формировать умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, устанавливать количество жидкости в сосуде, используя условную мерку;
- закрепить знание цифр в пределах 10, названий геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, овал, многоугольник).
Развивающие:
- развивать речь, наблюдательность, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление, конструктивные и творческие способности, воображение, эмпатию.
Воспитательные:
- воспитывать навыки коммуникативного общения, умение работать в коллективе;
- формировать интерес к произведениям детской художественной литературы, к кукольному театру.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (познание, математика, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.
Словарная работа:
- обогащение словаря: драматический театр, оперный театр, шифр, шифровальщик, схема.
- активизация словаря:геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник, задача, цифра.
Материал и оборудование : ширма для кукольного театра, перчаточные куклы-персонажи сказки А. Толстого «Золотой ключик», конверт, карточка с геометрическими фигурами и цифрами (алгоритм путешествия, набор больших геометрических фигур с прикрепленными к ним изображениями персонажей сказки «Золотой ключик», наборы треугольников для выкладывания рыбок, наборы геометрических фигур и схема для строительства моста, круг и прямоугольник, вырезанные из ткани голубого цвета (пруд и ручей, карточки для графического диктанта (зашифрованная подсказка, простые карандаши, золотой ключик (плоскостное изображение, магнитная доска, набор цифр, логические карточки «Пройди по дорожке», раздаточные карточки для логической игры «Расставь цифры», два кувшина с водой, два пластиковых таза, мерный стаканчик, изображения необитаемого острова, трех сундуков с замками, скважины которые имеют разную геометрическую форму, карточки - эмоции, ноутбук, проектор и экран, видеозапись плывущего корабля, презентация по задачам, электронная физминутка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в театре? Что это такое - театр? (ответы детей).
Театр-это волшебный мир, в котором все необычно. Вместо живой природы-декорации, нарисованные художниками, различные герои, сыгранные актерами. Театр может перенести зрителя в далекое прошлое, будущее, в сказку. На сцене театра могут заговорить не только люди, но и животные, и птицы. Актеры - главные волшебники театра. Кто может назвать, какие виды театров существуют? Я подскажу: если играют актеры- то это драматический театр, если актеры поют- оперный, если играют куклами- кукольный театр.
Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в кукольный театр. Вы принимаете приглашение? Ответы детей.
На ширме появляется Мальвина (кукла с заплаканным лицом).
Мальвина: Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй! Ребята, кто к нам пришёл? (Мальвина). Что случилось, Мальвина? Почему ты плачешь?
Мальвина:Злой Карабас-Барабас заколдовал нашего друга Буратино. Деревянный человек куда-то исчез. Ребята, помогите разрушить колдовство и найти Буратино!
Воспитатель:Что же нужно для этого сделать?
Мальвина (указывает на конверт) : Этот конверт обронил Карабас-Барабас. В нём что-то лежит, но мы не понимаем что. Может, там ключ к разгадке колдовства?
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в этом таинственном конверте. (Вынимает из конверта карточку, показывает детям). Скажите, что здесь изображено? (Здесь нарисованы геометрические фигуры с цифрами).
Воспитатель: Это похоже на подсказку. Какую геометрическую фигуру мы будем искать первой? (Квадрат).
Дети выбирают из набора геометрических фигур квадрат, под которым изображена черепаха Тортила.
На ширме появляется кукла Тортилы: Здравствуйте, ребята? По какому делу вы пришли?
Воспитатель:Мы ищем Буратино. Зашифрованное письмо привело нас сюда.
Тортила: Что ж, я вам помогу, но сначала вы помогите мне. (Указывает на выложенные на полу круг и прямоугольник из ткани голубого цвета). Посмотрите, в моём пруду нет ни одной рыбки, а мост через ручей, который протекает рядом с прудом, разрушен. Запустите рыбок в пруд и постройте мост через ручей- иначе вам дальше не пройти.
Воспитатель: Давайте поможем Тортиле. Около пруда лежит много геометрических фигур. Как они называются? (Треугольники). Из них нужно сделать рыбок. Каждая рыбка должна состоять из четырёх треугольников одного цвета.
Около ручья тоже много разных геометрических фигур. Тут же лежит и схема, по которой вы должны построить мост. Но схема не закончена, и вам нужно будет самим понять, как надо достраивать мост.
Подсказка: Обратите внимание, что геометрические фигуры имеют свою последовательность.
Дети делятся на две группы : одна выкладывает рыбок, другая строит мост.
Воспитатель:Ну что, Тортила, справились дети с твоим заданием?
Тортила: Молодцы! Спасибо! За помощь я даю вам подсказку, но будьте внимательны, эта подсказка непростая.
Воспитатель берёт у Тортилы лист с подсказкой.
Воспитатель: Это опять какой-то шифр: здесь мы видим какие –то стрелочки и цифры. Попробуем расшифровать его, но сначала разомнём пальцы. Садитесь за столы.
Проводится пальчиковая игра «Разыграть» (по И. и М. Галянт).
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики?
(Прячут руки за спину).
Пошли пальчики с утра
(Шевелят пальцами).
В гости к тёте Разыгра.
(Хлопают в ладоши).
На скамеечке сидели
(На большой палец левой руки, сжатой в кулак, ставят поочерёдно пальцы правой руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели.
(Складывают перед глазами пальцы обеих рук в виде бинокля).
Напились чаю, чаю-разыграю.
(Чередуют хлопки в ладоши и показ больших пальцев).
Солнышко ладошку
Погладило немножко.
(Гладят, слегка массируя, ладони).
Пальчики подняли-
Лучиками стали.
(Выпрямляют и разводят пальцы рук).
Воспитатель. Теперь вы готовы к работе шифровальщиков.
Проводится графический диктант.
Воспитатель напоминает, что стрелочки обозначают направление движения карандаша (-вверх, -вниз, -вправо, -влево, а цифры- количество клеток.
Дети проводят простым карандашом линию на листочках в клеточку в соответствии с демонстрационной карточкой - шифром:
2 3 5 3 2 6 1 1 1
2 1 3
Воспитатель: Изображение какого предмета получилось (Изображение ключа).
Тортила: Я думаю, это ключ от двери, за которой спрятан Буратино. (Протягивает детям золотой ключик). Спешите, время не ждёт.
Воспитатель: Спасибо, Тортила! Нам пора отправляться дальше. Какую следующую геометрическую фигуру нужно найти?
Дети, сверяясь с алгоритмом геометрических фигур, называют многоугольник. Выбирают его из набора геометрических фигур. Под многоугольником изображена лиса Алиса.
На ширме появляется кукла.
Лиса Алиса: Кто это сюда пожаловал? Какие-то дети! Это вы нашли нашу зашифрованную карту? Но чтобы пройти дальше, вы должны решить мои задачки.
Воспитатель: Решим задачки лисы Алисы? (Да)
Воспитатель берёт у лисы Алисы лист с текстом задач (на экране отображаются их условия). Дети решают задачи, поднимают карточки с правильными ответами.
Воспитатель:Алиса, дети решили твои задачки.
Лиса Алиса: Молодцы! Что ж, так и быть, можете идти дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую следующую геометрическую фигуру нужно найти.
Дети, сверяясь с алгоритмом, называют овал. Выбирают его из набора геометрических фигур. Под овалом изображён пудель Артемон.
Воспитатель: Мы попали в гости к Артемону, только его нигде не видно. Наверно, Артемон сейчас на тренировке, ведь он очень спортивный пёс. Давайте тоже немножко разомнёмся.
Проводится электронная разминка «Буратино».
Дети выполняют движения по показу на слайдах.
Воспитатель: Вот мы и отдохнули, снова пора в путь. Какую же следующую геометрическую фигуру нам нужно найти?
Дети, сверяясь с алгоритмом, называют круг. Выбирают его из набора геометрических фигур. Под кругом изображён кот Базилио. На ширме появляется кукла.
Кот Базилио:Здравствуйте, дети! Лиса Алиса сообщила, что вы хотите спасти Буратино. Но я вредный и вас не пропущу, пока не выполните мое задание.
Воспитатель: Задавай, наши ребята с любым справятся.
Кот Базилио: Я очень люблю денежки. У меня много монет, только я не знаю, как их сосчитать. Поможете мне?
Воспитатель: Конечно, поможем. (Берет у кота Базилио раздаточный материал и объясняет задание). Каждая монета на образце изображена под своей цифрой. Вам нужно правильно расставить цифры над остальными монетами.
Дети садятся за столы и выполняют задание на логику и внимание «Расставь цифры». Считают количество монет каждого вида.
Воспитатель: Посмотри, Базилио, ребята определили, сколько всего у тебя монет.
Кот Базилио: Спасибо, что помогли мне. Я теперь такой богатенький! Так и быть, помогу вам. Мы с Алисой подкинули вам неправильную подсказку, по ней вы не найдете Буратино, ведь мы подменили последнюю геометрическую фигуру.
Воспитатель: Так вы хотели нас обмануть? Ребята, какая геометрическая фигура в нашей подсказке последняя?
Дети, сверяясь с алгоритмом, называют треугольник.
Воспитатель:Базилио, скажи, какая фигура там должна быть на самом деле?
Кот Базилио: Если выполните еще одно мое задание, то узнаете, какую геометрическую фигуру вам нужно найти. У вас на столах лежат волшебные дорожки. Если вы правильно по ним пройдёте в соответствии с подсказками, то к ней и придёте.
При правильном выполнении задания все дети «приходят» к изображению прямоугольника.
Воспитатель: Какую фигуру нам нужно искать? (Прямоугольник). Спасибо, Базилио, за подсказку. А мы поспешим дальше.
Дети выбирают прямоугольник из набора геометрических фигур. Под ним изображен Карабас- Барабас. На ширме появляется кукла.
Карабас-Барабас: А-а-а, попались ребятишки! Пришли Буратино выручать?
Дети: Да!
Воспитатель: Карабас-Барабас, отдай нам, пожалуйста, Буратино. Без него очень грустно.
Карабас-Барабас: Да, пожалуйста! Только доберитесь до него. Ведь я спрятал Буратино в сундуке, а сундук – на необитаемом острове посреди моря. Туда можно доплыть на корабле. Но я не помню, в каком из двух кувшинов находится топливо для корабля. Знаю только, что его должно быть больше, чем жидкости в другом кувшине.
Воспитатель: Ребята, как нам это определить?
Дети с воспитателем обсуждают проблему и приходят к выводу, что надо измерить количество жидкости мерным стаканчиком и определить, в каком кувшине ее больше. Вызванный ребенок выполняет задание.
На экране появляется плывущий корабль.
Воспитатель: Посмотрите, наш корабль поплыл, значит, мы сейчас окажемся на необитаемом острове.
На экране появляется изображение острова, на котором стоят три сундука с замками.
Воспитатель: Вот и необитаемый остров, а на нем сундуки. Сколько их?
(Три).Я думаю, в одном из них Буратино. Но на всех сундуках висят замки. Чем их можно открыть? (Ключом). Может быть, ключ, который дала нам черепаха Тортила, подойдет к одному из замков? Посмотрите внимательно.
Скважины замков имеют разную геометрическую форму. Дети подбирают ключ к замку и «открывают» сундук.
На ширме появляется кукла Буратино.
Буратино: Ура, я спасен! Ребята, ваши знания, умения, дружба и сплоченность помогли победить злого Карабаса-Барабаса и освободить меня. Спасибо вам большое!
Воспитатель:Буратино, мы рады были помочь тебе, ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад. До свидания!
Дети прощаются с Буратино. Тот прячется за ширмой.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в стране кукольного театра. Вы выполнили много заданий, чтобы помочь Буратино.
Какие задания вам понравились больше?
Какие задания были трудными? (Ответы детей).
Покажите, с каким настроение вы сегодня трудились.
Дети показывают карточки –эмоции.
Использованная литература:
1. Кангина Н. Н., Тихомиров О. В. Математика в детском саду. Изд-во: Академия Развития, 2012 г.
2. Новикова В. П. Математические игры в детском саду 5.7 лет. Изд-во: Мозайка-Синтез, 2011 г.
3. Шевелев К. В. Математика для дошкольников. Учусь писать цифры. Изд-во: ЮВЕНТА, 2014г.