Ксения Мазайло
Конспект НОД по познавательному развитию в форме игры-путешествия «Масленица» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Создать условия для знакомства детей с народным праздником Масленицей.
Задачи:
Образовательные:
-Познакомить с русским народным праздником – Масленица.
-Сформировать представление о русских народных традициях, обычаях, играх, песнях.
Развивающие :
-Развивать память, разговорную речь, любознательность.
-Развивать ловкость, умение работать в паре.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народным праздникам.
Оснащение:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в форме игры-путешествия „Масленица“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Средняя группа
- Темочки
Русская печь из модулей, самовар, сковорода -3 шт., плоскостное изображение блина – 3 шт., ведро – 4 шт., коромысло – 2шт., обруч – 2 шт., кубики – 6 шт., шапка медведя, две лошадки – игрушки на палке, чучело масленицы, игрушечные санки, бубен, магнитофон, диск с русской народной музыкой. Русский народный костюм – взрослый- женский, детские-мужской и женский.
Предварительная работа:
Семейный познавательно-творческий конкурс «Масленица – рукодельница».
Утром:
* Беседа по этнокалендарю «Масленица».
*Дидактическая игра «Эволюция вещей».
* Конструирование печки из модулей.
* Альбомы, материал на ковроплен, раскраски: «Русский народный костюм», «Масленица».
Ход занятие:
Звучит русская народная музыка. Дети под музыку входят в группу.
Воспитатель
В русском народном костюме встречает детей.
Здравствуйте, детушки – мальчики и девочки, проходите в мою горницу.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Проходите, посмотрите, что в моей горнице есть.
Дети рассматривают предметы обихода, одежду и т. д.
И я сегодня необычно одета. Кто-нибудь из вас знает, как моя одежда называется?
Дети.
Ответы детей
Воспитатель: На мне сарафан, рубашка, платок- русский народный костюм. Такую одежду носили давно – давно наши бабушки и прабабушки.
А хотели бы вы со мной отправиться в путешествие и узнать об одном русском народном празднике, который очень любили отмечать наши бабушки и дедушки?
Дети: Да.
Воспитатель: Может кто-то из вас знает, как называется этот праздник?
Дети: Ответы детей. Масленица.
Воспитатель: Правильно Масленица. А вы знаете что-нибудь о Масленице?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: В Масленицу мы зиму провожаем, а весну встречаем. А длится Масленица аж целую неделю?
Масленицу всегда ждали с большим нетерпением, потому что это был самый веселый праздник. Начинался он с встречи.
Золотые ворота, проходите господа…
Воспитатель берет одного ребенка в пару и организует детей на игру.
«Золотые ворота»
Ход:
Воспитатель и ребенок встают лицом друг к другу, поднимают вверх руки, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят (или поют) :
Золотые ворота-
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.
Ворота закрываются при последних словах. Ловят того, кто не успел пройти.
Игра повторяется до тех пор, пока все дети не станут воротами.
Воспитатель: Вот и встретили гостей. Присаживайтесь гости дорогие.
Дети рассаживаются на стулья.
А какое же путешествие без горячего чая? Может кто-то знает, в чем наши бабушки и дедушки кипятили воду для чая?
Дети: Ответы детей. Самовар.
Воспитатель: Самовар – это старинное изобретение для нагревания воды.
А самовар то у нас пустой. Чтобы поставить самовар что же нужно?
Дети: Ответы детей. Вода.
Воспитатель: А где мы ее возьмем?
Дети: Воду можно взять из водопроводного крана, на кухне, …
Воспитатель: Да, сейчас мы набираем воду из крана. А раньше водопровода не было и воду брали где?
Дети: Ответы детей. Из колодца.
Воспитатель: А Может быть кто-нибудь из вас был в деревне и брал воду из колодца? Как вы это делали?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Тяжело было нести два ведра с водой и поэтому был вот такой предмет, который помогал.
Воспитатель показывает детям коромысло.
Может быть вы знаете, как называется этот предмет?
Дети: Ответы детей. Коромысло.
Воспитатель: А вы бы хотели попробовать пронести воду на коромысле?
Дети: Да.
«Пронеси ведра на коромысле»
Ход:
В игре участвуют по 4 человека. Под музыкальное сопровождение 2-берут по коромыслу, 2 по 2 ведра. Идут на другой конец группы к обручу-колодец. Изображают набор воды, вешают ведра на коромысло и возвращаются назад.
Дети повторяют игру 2-3 раза.
Воспитатель: Ребята, воду мы наносили, а кто-нибудь из вас знает, какое главное угощение на масленицу?
Дети: Блины.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо, чтобы испечь блины? А как ваши мамы пекут блины?
Дети: Ответы детей. Чтобы испечь блины нужна мука, молоко, яйцо, соль, сахар. Пекут на сковороде, на плите…
Воспитатель: А в старину не было газовой плиты и люди пекли блины на русской печке.
Воспитатель обращает внимание на печь, построенную из модулей.
А вы бы хотели попробовать испечь блины?
Дети: Ответы детей. Да.
«Переверни блин»
Ход.
Под музыкальное сопровождение дети подбрасывают блин в воздухе и переворачивают его на другую сторону, так чтоб блин упал на сковороду.
В игре участвуют по два ребенка, игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А вы знаете, что на Масленицу на Руси проходили самые смешные и веселые игры? Особенно русский народ любил быструю езду на лошадях. А вы бы хотели прокатиться сегодня на лошадке.
Дети: Да.
Воспитатель: Так давайте покатаемся.
«Езда на лошадях»
Ход.
В игре участвуют 2 человека. Участники под музыкальное сопровождение садятся верхом на лошадь (игрушка – лошадка на палке) и едут верхом на лошади.
Игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: Понравилось кататься на лошадях?
Дети: Да.
Воспитатель: На русских народных праздниках устраивались ярмарки на которых выступали дрессированные медведи, которые смешили, веселили народ. Ой, посмотрите и у нас дрессированный мишка. Может и наш дрессированный мишка нам что-то покажет. Вставайте ребята скорее вокруг медведя.
«Дрессированный медведь»
Ход:
Один из детей изображает медведя (шапка медведя). Остальные дети встают вокруг него. Воспитатель бьет в бубен и приговаривает: «Мишенька поклонись, Мишенька потанцуй…» (медведь выполняет команды)
Какой мишка смышленый у нас оказался. Понравился ребята вам медведь?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: На масленицу делали чучело масленицы. И вы со своими родителями делали чучелко на конкурс.
Воспитатель показывает детям Масленицу.
Воспитатель: Масленицу делали из соломы, лица у Масленицы не было.
Очень любили в старину катать Масленицу на санях. Давайте и мы нашу Масленицу прокатим на санях.
«Прокати Масленицу»
Ход:
Масленицу сажают на санки и катают по группе под музыкальное сопровождение. Участвует в игре один ребенок, игра повторяется 2-3 раза.
Воспитатель: А ещё, на масленицу, все просят друг у друга прощения. Прости меня, Алина, прости меня Богдан.
«Прощение»
Ход:
Ребята и воспитатель обнимаются друг с другом и просят прощения под музыкальное сопролвождение.
Воспитатель: Масленица, масленица, мы тобою хвалимся…на горах катаемся?
Дети: Катаемся.
Воспитатель: Блинами объедаемся?
Дети: Объедаемся.
Воспитатель: А еще что делаем?
Дети: Ответы детей. На лошадях катаемся, на санках катаемся, блины едим.
Воспитатель: Вот, наше занятие подошло к концу. А сейчас вы мне расскажите, что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: У меня для вас сегодня есть небольшой сюрприз.
Воспитатель угощает ребят блинами.