Альфия Сагдеева
Конспект НОД «Пословица недаром молвится» (cтаршая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
КонспектНОД
Для детей старшей группы
«ПОСЛОВИЦА НЕДАРОМ МОЛВИТСЯ…»
Цель: Формировать умение составлять и пересказывать пословицу о дружбе по серии картинок.
Задачи:
Образовательные. Дать детям представление о значении пословиц в жизни русского народа. Совершенствовать навыки пересказа пословиц по серии картинок.
Публикация «Конспект НОД „Пословица недаром молвится“ (cтаршая группа)» размещена в разделах
Развивающие: Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом. Активизировать словарь детей по теме труд, дружба.
Воспитательные: Воспитывать интерес к традициям русского народа.
Предварительная работа:
Оборудование: «Волшебная книга пословиц русского народа», презентация «Пословица недаром молвится», ноутбук, экран, проектор.
Раздаточный материал: конверты с карточками русских народных пословиц о дружбе и труде.
Ход занятия:
Воспитатель, одетый в русский народный костюм встречает детей. Зал украшен в русском народном стиле. На столе лежит «Волшебная книга пословиц русского народа». Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель:Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие и детушки малые! Милости прошу, проходите в горницу. Давайте поздороваемся с нашими гостями, и улыбнемся друг другу, подарим частичку добра! (Здороваемся)
Воспитатель:Ребята, скажите, а вы знаете в какой стране вы живете?
( Ответы детей :Да. Наша страна называется Россия).
Воспитатель:Да, Россия необыкновенная, удивительная страна потому, что это наша Родина. Что такое Родина?
( Ответы детей: Родина-это место, где мы родились, живем, и живут наши родные и близкие).
Воспитатель:Ребята, я согласна с вами, что Родина-это место, где мы родились, живем, и живут наши родные и близкие. У каждого из нас есть семья. Расскажите, какая у вас семья? ( Ответы детей: семья у нас дружная, крепкая, мы друг другу помогаем, веселая, гостеприимная т. д.).
Воспитатель: А в старину какие были семьи? ( Ответы детей : в старину семьи были большие, дружные. Дети уважали взрослых, не капризничали, во всем слушались и помогали родителям)
Воспитатель: Родители, бабушки и дедушки учили детей и внуков всему, передавали им жизненный опыт, народную мудрость. А передавали им народную мудрость в сказках, потешках, поговорках, пословицах. А что такое пословица? ( Ответы детей:Пословица - это народная мудрость, которая нас чему то учит, предостерегает нас. Пословица дает совет, чему то учит)
Воспитатель:Скажите, а чем пословицы отличаются от сказки ( Ответы детей:У пословицы нет автора, и мы не знаем место создания пословицы и время).
Воспитатель: Дорогие друзья, а где, еще можно встретить пословицы? Или познакомиться с новой пословицей? ( Ответы детей: в устной речи, в сказках, рассказах, услышать по радио, в интернете, спросить у взрослых).
Воспитатель: Сегодня я хочу поделиться с вами народной мудростью и показать мою «Волшебную книгу русских народных пословиц». Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня беседовать?
( Ответы детей :Мы будем сегодня беседовать о пословицах)
Воспитатель:Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о русских народных пословицах. Вспомним пословицы о труде. Познакомимся с новыми русскими народными пословицами о дружбе и при помощи картинок выучим их. Будем работать совместно и в парах. А по окончании деятельности вы оцените себя и скажите справились ли вы с заданиями, все бы получилось у вас, возникали ли какие то трудности.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним русские народные пословицы о труде. Я вам буду показывать картинку из книги, а вам нужно назвать пословицу и объяснить ее значение. (В книге напечатаны иллюстрации к знакомым пословицам. Дети рассматривают иллюстрации и называют пословицы и объясняют, что они означают).
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
2. Хочешь есть калачи — не сиди на печи.
Воспитатель: Посмотрите, на следующую иллюстрацию и назовите пословицу. (На экране изображение новой пословицы о дружбе. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дети рассматривают и высказывают свои варианты пословицы).
Воспитатель: Эта пословица о дружбе. Звучит она так «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Лучше иметь много хороших друзей, чем много денег. Друзья всегда помогут в беде, поддержат). Русские народные пословицы делятся на разные группы, например бывают пословицы «о труде», с которыми мы уже знакомы, а еще есть пословицы «о дружбе», с которыми мы познакомимся сегодня, также есть пословицы «о Родине», с которыми мы познакомимся позже.
Что-то мы с вами засиделись! Пора немного размяться. Сейчас мы с вами сыграем в русскую народную игру «Золотые Ворота»
(Двое детей встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».Остальные игроки встают цепочкой и проходят под воротами.) Игроки ворота напевают:
Золотые ворота
Пропускают не всегда
Первый раз прощается
Второй запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас)
На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота»)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места. Предлагаю заглянуть вновь в «Волшебную книгу пословиц русского народа».(На экране показывается картинка с изображением пословицы о дружбе).
1. Нет друга, ищи – нашёл, береги. (Друг- человек, который поддержит в трудную минуту, поможет советом. О таком мечтает каждый. Надо найти такого человека. Если нашёл, то береч. Не ругаться и тд.)
2. Друг познается в беде (Настоящее отношение к тебе со стороны другаможно узнать, проверить только в трудной, тяжёлой ситуации.)
Воспитатель:Вот мы и познакомились с новыми русскими народными пословицами о дружбе. А сейчас мы с вами выполним задание, чтобы хорошо запомнить новые пословицы. Будем работать в парах. А помогут нам разбиться на пары цветные ладошки. (Разбиваемся на пары.) Сейчас я вам раздам конверты с пословицами. Вам нужно выложить картинки из конверта, выбрать и составить пословицы о дружбе. (Воспитатель раздает конверты. Дети работают самостоятельно. После выполнения задания воспитатель спрашивает каждую пару, какую пословицу они собрали и ее значение. Помогает при затруднении).
Воспитатель:. Наша волшебная книга закончилась. Скажите, о чем мы сегодня разговаривали? С какими пословицами познакомились? Что узнали нового? Все ли задания были для вас интересны? Возникали ли трудности при выполнении заданий? Те ребята, у кого не возникла трудностей при выполнений заданий подойдите к улыбающемуся солнышку. А те, ребята у кого возникали затруднения, подойдите к грустному. Прежде чем подойти подумайте, над своим решением. (Воспитатель опрашивает итоги выбора по занятию).
Ребята, я тоже сегодня за вами наблюдала, за тем как вы работали.
Воспитатель: Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. Я вам в группу отдаю вот эту «Волшебную книгу пословиц русского народа», чтобы вы тоже передавали народную мудрость своими товарищам, чтобы пословицы вас учили и помогали вам. До свидания.