Лилия Ибрагимова
Конспект НОД по экспериментированию «Поможем Смурфикам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной ситуации «Поможем Смурфикам»
в старшей группе
Направление: Познавательное развитие.
Автор: Ибрагимова Лилия Васильевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надым»
Время проведения: совместная деятельность взрослого и детей.
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Цель: познакомить с понятием фильтрация, научить фильтровать воду.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Поможем Смурфикам“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• учить детей самостоятельно находить способ выхода из затруднительной ситуации; применять новые полученные знания на практике;
• познакомить детей с понятием «фильтрация», фильтр
• учить фильтровать воду при помощи подручных средств.
• Расширять знания детей о свойствах воды и её значении в жизни человека.
• Закрепить правила безопасности при проведении опытов.
• Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами
Развивающие:
• Развивать социальные навыки: умение договариваться, учитывать мнение партнера, высказывать своё мнение.
• развивать мышление, память, воображение,
• развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, через фиксацию в речи причин затруднения;
• развивать умения детей действовать с опорой на мнемотаблицы.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к воде, желание помогать друзьям оказавшимся в трудных ситуациях;
Виды деятельности: познавательная (опытно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Материалы и оборудование: стеклянные колбочки разной формы, стаканы с водой, сахарный песок, подсолнечное масла, апельсин в кожуре и очищенный, камни, халаты для детей, компьютер, интерактивная доска.
Совместная деятельность взрослого и детей.
Ход занятия
-Ребята, я сегодня, придя на работу на почте своего ноутбука, обнаружила письмо. Это Смурфики нам написали. У них большая проблема и они просят помощи. У них очень грязная вода и они не могут приготовить себе еду и пить тоже не могут. Ну как ребята, вы хотите помощь им (ответы детей)
-А как вы им поможете?
- Вы умеете очищать грязную воду? Как вы это будете делать?
- А если вы не умеете это делать, что вы можете сделать, чтобы узнать? (ответы детей)
- Ребята, я думаю я вам смогу помощь. Но хочу вас спросить где в природе можно встретить воду? (в речке, на озере, водопаде и т. д)
-Что умеет делать вода? (бежит, течёт, капает, журчит,и т. д)
-А какая бывает вода? (горячая, холодная, чистая, сладкая и т. д)
-Назовите свойства воды ребята. (прозрачная, жидкая, без вкуса, нет запаха)
-Представьте себе, что на земле не осталось воды. Как вы думаете, что тогда будет. (ответы детей)
-Ребята вы довольно много знаете о воде, но с водой волшебницей происходит много чудес. Мы сейчас в нашей лаборатории, попробуем выяснить, что происходит с различными предметами оказавшись в воде, какими еще чудесными свойствами обладает вода.
-Ребята, но давайте вспомним правила безопасного поведения которые мы должны соблюдать.
1) не толкай соседа во время работы.
2) сначала посмотри потом повтори
3)убери и на место положи
4)будь внимателен и осторожен
Проходим в лабораторию
(дети одевают халаты – 2 халата с красным кружком, 2 халата с синим кружком, 2 халата с зеленым кружком, 2 халата с оранжевым кружком)
-Ребята, я как и обещала, хочу показать и научить вас очищать воду из подручных средств.
-Ребята вы знаете как называется процесс очищения воды?
- Процесс очищения воды называется -фильтрация. (спросить 2-3 детей как называется процесс очищение воды)
-Здесь у меня грязная вода и для того чтобы её очистить мне понадобиться фильтр. Фильтром может служить марля, салфетка, платочек и т. д. Самый простой фильтр из салфетки (сложенная вчетверо, хорошо если есть воронка. У меня она есть. Установим фильтр в воронку, затем воронку вставим в чистый стакан. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, фильтруем воду т. е её очищаем.
-Что мне служило здесь фильтром? (салфетка)
-Как вы думаете, что ещё может служить фильтром? (ответы детей)
-Ребята мы с вами очистили воду, вы сейчас сможете научить, Смурфиков фильтровать воду? (ответы детей)
-Хорошо, но раз мы уже с вами в лаборатории давайте сначала проведем опыты с водой, а потом пойдем на помощь к Смурфикам.
-За этим столом будут работать дети с красными кружочками в халатах. А мы с вами будем наблюдать и делать выводы.
1)-Ребята перед вами камушки попробуйте их отпустить осторожно в воду, что с ними произошло? Почему? (камень тяжелый и тонет в воде)
-А что происходит с водой? (вода поднимается вверх, увеличивается в объёме)
- За этим столом будут работать дети с синими кружочками в халатах.
2)-Посмотрите, здесь вы видите апельсины на одной тарелке они очищенные, а на другой апельсины в кожуре. Давайте узнаем тонут ли апельсины в воде?
-Сначала положите в воду очищенный апельсин. (тонут)
-А сейчас апельсин в кожуре? (не тонет)
-А знаете почему так происходит? (ответы детей)
-Ребята кожура апельсина пористая в ней много пузырьков воздуха они выталкивают апельсин на поверхность воды.
-За этим столом будут работать дети с оранжевыми кружочками на халатах.
3)-Сейчас ребята в стаканчики которые перед вами положите ложечку сахара и помешайте. Что произошло с сахаром? (он растворился) А сейчас положите ложечкой подсолнечное масло. Что произошло? (масло в воде не растворяется- оно либо растекается по её поверхности тонкой пленкой; либо плавает в воде в виде чистых капелек.)
-За этим столом будут работать дети с зелеными кружочками
4)-На этом столе стоят стеклянные предметы. Обратите внимание на их форму. Форма разная одни высокие и узкие, другие широкие, третьи- пузатые и т. д. Давайте перельём воду из ваших стаканчиков в любой другой сосуд по вашему выбору. Посмотрите вода та же самая, а форма у неё стала другой. Получается вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда в который её наливают. А если выплеснем воду на плоскость стола, пола, то она растечется лужицей.
- Ребята, вы не забыли о Смурфиках. о чем они нас просили?
Работа на интерактивной доске.
-Нам нужно помочь правильно выбрать предметы с помощью которых можно фильтровать воду. (работа на доске)
(составляем алгоритм работы)
Чистая ёмкость-воронка-фильтр-грязную воду вливаем через фильтр в пустую ёмкость. (дети проговаривают, 2 ребенка показывают)
-Ну ребята смогли помочь Смурфикам? А какие знания вам помогли им помочь? Чему вы научились? Что мы узнали нового, интересного работая в лаборатории?