Такуи(Тамара) Атоян
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Цели: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
- развивать навыки проведения лабораторных опытов:
-активизировать речь детей
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе „Удивительные свойства воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: развивать социальные навыки: умение работать в группе; учитывать мнение партнёра; отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту,
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
3. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Разрезные картинки».
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за мельницей
Демонстрационный материал:
Стаканчики с водой, блюдце, ложки, кисточки, салфетки, соль, сахар, краска, камушки, лед, термос с кипяченой водой.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, почтальон мне передал письмо, как вы думаете от кого (Ответы детей).
-Как вы догадались? А кто такие ученые? Чем они занимаются?
Дети: Ученые, это люди, которые задают себе вопрос, а потом пытаются на них ответить.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем просят нас ученые в письме: чтобы узнать прочитаем.
«Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут профессор Почемушкин. Мы с моими друзьями учеными проводили опыты с водой, но результаты не запомнили. Вы не могли бы нам помочь провести исследование и сделать заключение»
Воспитатель: Ребята, как можно помочь ученым? (Ответы детей).
-А где работают ученые?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Хорошо, но перед тем как начать наши опыты ответьте, пожалуйста, на вопросы.
Воспитатель: Скажите ребята, где и какую воду вы сегодня видели? (Ответы детей)
-В кране, чайнике.
-Для чего нужна вода, и как мы ее используем?
-Варим, моем, стираем, поливаем.
-Ребята, а давайте, представим, что на земле исчезла вода. Что с нами будет?
(ответы детей)
-А что нужно делать, чтобы этого не случилось? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу волшебную лабораторию. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими помощниками. Вспоминаем правила безопасности в лаборатории, наденем халатики и проходим в лабораторию.
Опыт№1 «Вода — это жидкость без вкуса и без запаха»
Воспитатель: Возьмите бутылочку с водой и выливайте немного воды в стакан. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке (Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ребята, почему мы смогли перелить воду из бутылочки в стакан? (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью. А давайте попробуем ее на вкус. Какая она?
Ответы детей: чистая, без куса.
Воспитатель: а теперь понюхайте, чем пахнет?
Ответы детей: без запаха.
-Значит, что еще мы можем сказать о воде?
Ответы детей: она без вкуса и без запаха.
Воспитатель: а теперь на столе найдите кусочек лимона положите в стаканчик и перемешайте ложкой. Понюхайте (Дети выполняют).
-Чем пахнет? (Ответы детей)
- Попробуйте теперь на вкус. Какая она? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда вода меняет вкус?
Ответы детей: когда в воду добавляем другие вещества, она приобретает вкус и запах.
Воспитатель: Ребята, ученые попросили сделать заключение и передать им. Мы же не умеем писать, как же мы запишем результаты? (Ответы детей). Дети рисуют на карточке нужный знак.
Вывод: Вода — это жидкость без вкуса и без запаха
Опыт№2 «Вода не имеет формы»
- А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Возьмите стаканчик с водой и перелейте из него воду в посуду разной формы. Что происходит с водой? Какую форму она принимает? Правильно, вода приняла форму той посуды, в которую её налили. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода? (ответы детей)
Какой вывод мы можем сделать?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают (Дети рисуют на карточке нужный знак).
Опыт№3 «Вода бесцветная»
Воспитатель: Ребята, мы продолжим наше исследование. У вас на столе есть камушки. Положите камушек в стаканчик с водой, вы видите камушек? Значит, вода, какая? (Ответы детей)
- А сейчас положите камушек в стакан с молоком. Внимательно посмотрите, вы видите камушек? А почему не видите? (Ответы детей)
-Какой вывод мы сделаем?
Вывод:Вода бесцветная
Д/игра «Хорошо - плохо»
Воспитатель: Ребята, работа ученых очень интересная, но не легкая им тоже нужен отдых. Я предлагаю поиграть в игру "Хорошо - плохо". Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: "Вода - это хорошо. Почему?". Другая команда отвечает на вопрос: "Вода - это плохо. Почему?"
- Итак, начали: "Вода — это хорошо. Почему?"
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы. Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду.
" Вода - это плохо. Почему?"
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Опыт №4 «Вода растворитель»
Воспитатель: Ребята найдите на столе сахар и положите в воду. Что происходит? (Ответы детей). Добавьте в стакан краску (соль). Что происходит? (Ответы детей).
-Правильно вода является растворителем для сахара и краски. А все ли вещества, растворяются в воде, как вы думаете? Если в воду добавить масло, оно так же растворится как сахар? Добавьте в стакан несколько капель масло и перемешайте. (Самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Что произошло с маслом?
Дети: Масло не растворилась в воде, оно плавает на поверхности стакана. Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? (Дети рисуют нужный знак).
Вывод: Вода растворитель, но не все вещества в ней растворяются
Опыт № 5 «Лед – это тоже вода и она бывает твердой»
Воспитатель: Ребята, для следующего опыта, нам понадобится вещество, отгадайте какое?
Когда зимой мороз и стужа,
Покрыты им и пруд, и лужа.
-Это лед (Раздаю лёд детям). Ребята положите лёд на ладошку. Что происходит? Во что превращается лёд? Почему?
Ответы детей: Потому, что лёд тает. Лёд, это твердая вода. В тепле лёд тает.
Воспитатель: а когда вода превращается в лёд?
Ответы детей: Когда холодно.
Воспитатель: Значит, вода, ещё какая бывает? (Дети рисуют нужный знак).
Вывод: «Лед – это тоже вода и она бывает твердой»
Опыт№6 «Пар – это вода»
Воспитатель: Ребята, а теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать и шипеть? Когда это происходит?
Дети: Когда её сильно нагревают.
Воспитатель: А какая кипящая вода?
Дети: Можно ей обжечься?
Воспитатель: Ребята у меня в термосе кипяченая вода, поэтому, этот опыт проведу я, а вы понаблюдайте внимательно. (Наливаю воду в стакан).
–Посмотрите ребята, что это поднимается над стаканом? Правильно это пар, откуда он взялся? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас мы это проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром. Что вы видите на зеркале? Оно запотело, и появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода).
Вывод: «Пар - это тоже вода, очень сильно нагретая».
Воспитатель: Ребята, Что мы узнали? Какие свойства у воды? (Ответы детей). Мы эти рисунки положим в конверт и отправим ученым.
Рефлексия
Чем мы сегодня занимались? Как вы думаете, мы справились нашими задачами? Если вы считаете, что мы справились, возьмите улыбающиеся смайлик, если нет, то грустный.