СВЕТЛАНА БУТЫРИНА
Образовательная деятельность в детском саду «Волшебница соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I. Организационная информация Бутырина С. С. МБДОУ № 5 г. Сорочинск Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие и речевое. Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная. Согласно ФГОС ДО
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности «Волшебница соль»
Публикация «Образовательная деятельность в детском саду „Волшебница соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Элементарные опыты, наблюдения, сюрпризный момент, беседа, проблемные вопросы, напоминание.
3. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; познавательное развитие.
4. Возрастная группа: Старшая А группа 5- 6 лет
5. Цель:
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
6. Задачи
6.1 Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
6.2 Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
6.3 Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
7. Планируемые результаты
7.1 У детей сформируется познавательный интерес к происхождению, добычи, и использовании соли.
7.2 разовьются элементарные навыки следовательской деятельности;
7.3 дети получат новые знания о соли и ее свойствах.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Соль пищевая, (мелкая, крупная) морская. Одноразовая посуда для эксперементов. Панно для решения задачи, .Цветной лед. Макет озер Соль-Илецка. 2 сырых яйца. Мини галерея Соль-Илецка. Цветная соль. Панно солевой оры со смайликами-эмоциями. Медальки «Юнный исследователь». Буклет «Необычное применение обычной соли»
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Проведение бесед и рассматривание иллюстраций. Просмотр презентаций, познавательных фильмов по теме.
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Ритуал приветствия
«В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём»
1.2 Мотивация деятельности детей Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) .
Ребята, сегодня необычный день, Наша группа превратилась в научную лабораторию,
Что такое лаборатория? (в ней проводят разные опыты и эксперименты). А кто работает в лабораториях? (ученые).
Помогут нам стать ученными наши гости, оденут нам специальную одежду
II. Основная часть:
А вот А с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать
Загадываю вам загадку
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
.Я вам предлагаю поэксперементировать с солью.
- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты
-Здесь находится очень много различного оборудования.
- Что бы правильно выполнять опыты, нужно внимательно слушать.
- И давайте вспомним правила безопасности
Которые надо соблюдать во время работы с солью :
1- не трогать руками глаза,
2- соблюдать тишину
3- не толкать соседа во время работы
4- сначала посмотри, а потом повтори
5- выполнил и положи на место
-И так внимание.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
- Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
-Что вы можете сказать о её внешнем виде?
- Действительно, что с виду соль похожа на порошок?.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
-Что вы видите?
- Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
-Понюхайте ее. Имеет она запах (без запаха)
-Как вы думаете какая на вкус соль (соленая)
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
- У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой,
-Что вы сделали с солью насыпали или налили (насыпали)
- Значит соль какая? (Сыпучая, рассыпчатая.)
- Размешайте ее ложечкой-Что произошло с солью? (Растворилась)
- Значит, какой можно сделать вывод (соль растворяется в воде)
- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Нам, на наш компьютер прислали задачу и мы должны её решить.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с губкой. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем
Пригласить детей
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую с губкой. Что легче? (губка).
Значит, какому ослику было легко идти? (который нес губку, а который нес соль, ему было тяжело.)
Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью?
(она растворилась.)
А теперь возьмите губку и намочите его в этой воде. Проверьте, что тяжелее мешочки где была соль или губка? Давайте подумаем,какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась.)
Какому ослику было плыть тяжело? Почему?
(губка впитала воду.)
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, губка впитала какую воду?
(соленую)
-Ребята, а нужна ли нам соль? Где мы ее используем?
-Ребята соль применяют везде : в быту, в косметике, в медицине.
-А еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем.
- Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, посмотрите и послушайте, что происходит. (трещит и растапливает лед)
-А как в медецине применяют соль? (Дышат в солевых шахтах, полоскают солью горло)
-Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и представим,что мы находимся в солевой пещере и сделаем дыхательную гимнастику. Укрепим носоглотку, верхние дыхательные пути и лёгкие.
1. «Подыши одной ноздрёй».
2. «Ёжик».
3. «Пускаем мыльные пузыри».
А еще соль интересный материал для творческой деятельности. Солью можно рисовать, делать аппликации из соленого теста можно лепить. И сегодня, наша простая стеклянная баночка превратится в произведение искусства. А нам в этом поможет (цветная соль).
А теперь нас ждет необычное путешествие.
Физ. минутка
(Ходьба по солевой дорожке и губке, как профилактика ОРЗ.)
«По дорожке мы идем, топ-топ-топ
по дорожке не простой, по дорожке солевой,
будем ножки закалять и здоровье укреплять.»
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять
-Ребята, вот мы с вами оказались в необычном городе, который находится у нас, в Оренбургской обл. Этот город славится своими необычными озерами
(называется Соль-Илецк,
-Вы что-нибудь слышали об этом месте?
-В Соль-Илецк приезжают со всей России, не только отдыхать, но и лечиться. Эти озера называются солёное-Развал, пресное- Новое и Грязевое- Тузлучное (лечебная грязь)
-Кто из вас был на этих озёрах?
-Что вам показалось необычным? (В этой воде невозможно утонуть, лечатся грязью)
- Я хочу показать вам ещё один опыт
Подходят к макету озёр (пресного и соленого).
- Ребята, а кто это плавает в озерах? (это рачок)
Рачок выделяет биологически активные вещества, из-за которых, лечебная грязь обладают целебными свойствами. Отмирающие тельца рачков накапливались столетиями на дне озер, вперемешку с илом и солью,они образовали толстый слой грязи, обладающей лечебными свойствами. Живут они только в соленых озерах Соль Илецка.
-Для этого опыта мне понадобятся два куриных, сырых яйца. Мы сейчас узнаем, что будет, если мы опустим яйцо в озеро с чистой водой, а второе яйцо в озеро с соленой водой. Что получилось?
(Оно опустилось на дно в чистой воде, а в соленой плавает.)
- Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Гимнастика для глаз
Панно
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
- Ребята, посмотрите, здесь есть необычная солевая гора. Как вы знаете соль состоит из чего? (кристаллов)
- Вот наша гора состоит из необычных кристаллов-смайликов. Вы сейчас выберите кристаллы для себя: если вам понравилось занятие вы выберите смайлик с улыбкой Если вас что-то удивило,то смайлик-удивление. И если вам не понравилось занятие, то возьмите грустный смайлик.
А нам пора возвращаться в нашу лабораторию. Возьмемся за руки и скажем раз, два, три вернемся в лабораторию мы.
Вот на этом работа в научной лаборатории заканчивается.
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
- И в подарок я хочу подарить вам медальки «Лучший исследователь»
А нашим гостям мы приготовили буклет с полезной информацией по необычному применению обычной соли.
До свидания!
IV. Дальнейшая разработка темы
Провести повторное мероприятие с отстающими детьми.