Получи документы

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»

Cветлана Пурова
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы

Тема: «Занимательные опыты»

Воспитателя МБДОУ д/с №5 «Родничок» г. Ворсма Пуровой Светланы Михайловны

Задачи:

- обследовать предмет, выделяя выраженные качества и свойства;

- развивать мыслительные операции, делать выводы;

- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности;

- формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- активизировать словарь детей.

Публикация «Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы „Занимательные опыты“» размещена в разделах

Предварительная работа:

Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром; игры с магнитной доской, магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования.

Материалы: Магниты, металлические скрепки (шарики). Пластмассовые пуговицы, деревянные карандаши, кусочки ткани; полиэтиленовые пакеты, листы бумаги и воздушные шарики (на каждого ребенка); картинки с изображением свойств воздуха, чеснок, освежитель воздуха.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Мальвина, но она, почему то грустная. Давайте спросим ее, почему она такая грустная? Здравствуй Мальвина. Ты почему плачешь? Что у тебя случилось?

Мальвина: Ах, как мне грустно! Я очень расстроена! Этот несносный мальчишка опять безобразничает.

Воспитатель: О ком ты говоришь Мальвина? Кто опять безобразничает?

Мальвина: Вы хорошо его знаете. Это деревянный мальчик с длинным носом. Воспитатель: Ребята, о ком говорит Мальвина?

Дети: О Буратино.

Воспитатель: Чем же он тебя расстроил Мальвина?

Мальвина: Буратино не хотел заниматься, разбросал все и убежал на улицу.

Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нужно собрать?

Мальвина: Скрепки. Но боюсь, у вас ничего не получится! Он рассыпал целую коробку, это очень много, а ребят мало! А вдруг вы не заметите скрепку и оставите лежать ее на полу. Это очень опасно, можно поранится.

Воспитатель: Не волнуйся Мальвина, мы с ребятами знаем один способ, который поможет нам быстро справиться с работой и собрать все скрепки до одной. Ребята, из какого материала сделаны скрепки?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Правильно, а теперь отгадайте загадку:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Дети: Магнит.

Воспитатель: Молодцы вы отгадали загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.

Опыт№1 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»

Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)

Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту?

Дети: Нет. Только металлические.

Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет, мы можем тоже с помощью магнита.

Опыт № 2 «Все ли притягивает?»

(несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)

Воспитатель: какие предметы вы видите на столе?

Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету.

В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.

Уточнить с детьми, из чего сделаны предметы, находящиеся на столе.

Воспитатель: ребята, а вы хотите послушать рассказ, почему магнит назвали магнитом?

Дети: да.

Воспитатель: По старинной легенде в давние времена на горе Ида, пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис, понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".

Воспитатель: ребята, если мы накроем магнит, сверху бумажным листом будет ли он притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?

Ответы детей.

Воспитатель предлагает провести опыт №3 «Действует ли магнит через бумагу?»

К листу бумаги, поднятому над столом, снизу прикладывается магнит. На листе бумаги находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по листу бумаги.

Дети делают вывод: магнит притягивает железные предметы через бумагу.

Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит тканью будет ли тогда он притягивать предметы?

Опыт №4 «Действует ли магнит через ткань?»

На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.

Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань.

Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей гостье Мальвине, а заодно узнали очень много интересного. Что бы Мальвина, не грустила, давайте подарим ей воздушный шарик (показывает спущенный воздушный шар)

Ой, ребята, у нас только такой шарик и боюсь, он не понравится Мальвине. Как вы думаете, почему шарик такой? Что надо сделать, чтобы он стал круглым и красивым?

Дети: В нем нет воздуха. Нужно его надуть. (Дети надувают шарики).

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в шарике, когда вы его надули, и что помогает ему принимать круглую форму.

Через нос проходит в грудь

и обратный держит путь.

он невидимый, но все же

без него мы жить не можем.

Дети: Воздух.

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Воспитатель: Одно из свойств воздуха, то что он невидим (вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства)

Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Опыт 5. № «Поймаем воздух»

Воспитатель: Ребята возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Воспитатель: пакет наполнился воздухом. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Как узнать, что воздух существует?

Дети делают вывод: его надо поймать и поместить в оболочку. Воспитатель выполняет тот же опыт, только с большим пакетом. Дети делают вывод, что воздух не имеет объема и формы. Воспитатель вывешивает картинку с изображением

«Воздух не имеет формы»

Воспитатель: А можно ли его потрогать руками? (Дети пробуют воздух на ощупь, делают вывод, что его нельзя потрогать, а значит, он не имеет формы). Воспитатель вывешивает

на доску картинку с изображением этого свойства воздуха.

Воспитатель: Давайте наберем воздух в пакет, чуть-чуть откроем его и понюхаем. Чем пахнет воздух?

Дети делают вывод: воздух не имеет запаха. (Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением четвертого свойства воздуха)

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Еще одно свойство воздуха - он не имеет вкуса.

Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. По запаху, перенесенной нашей няней из кухни еды, мы догадываемся, какое блюдо приготовили нам на завтрак и обед.

Воспитатель просит детей закрыть глаза и дает детям понюхать чеснок.

Воспитатель: Чем пахнет воздух сейчас? Ответы детей

Затем подносит детям апельсин. А сейчас чем пахнет воздух?

Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха, а только переносит его.

Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением свойства воздуха - он не имеет запаха.

Воспитатель: Итак, ребята, давайте посмотрим на доску и с помощью подсказок еще раз назовем свойства воздуха.

Рассказ воспитателя. Воздух это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Дети благодарят Мальвину, прощаются с ней и дарят ей шарики.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто»Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе «Испекли мы колобок. Соленое тесто» Уважаемые коллеги, доброе утро! Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Экспериментирование.

Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь»Занимательные опыты для старших дошкольников с водой и со льдом «Месяц февраль — экспериментам государь» Доброго времени суток, друзья и уважаемые коллеги! В завершении многогранной темы «Арктика и Антарктика» мы решили в группе провести занимательные.

Фотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детейФотоотчёт «Невероятное научное ШОУ» — занимательные опыты для детей В начале осени в наш детский сад "Кораблик" приехали сотрудники научной лаборатории с программой " Невероятное научное шоу". Научное Шоу-это.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект НОД «Магнит и некоторые его свойства» по экспериментированию в старшей группе Тема: «Магнит и некоторые его свойства». Цель: Создание социальной ситуации в процессе совместной деятельности: «Магнит и некоторые его.

Конспект по экологическому воспитанию детей «Опыты с водой. Очистка воды» в старшей группе «Опыты с водой - очистка воды» в старшей группе. С использованием технологии системно-деятельного подхода. Цель: С помощью опытно-экспериментальной.

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми»Мастер-класс для педагогов по экспериментированию «Опыты с детьми» Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Опыты с детьми» Цель мастер-класса: повысить профессиональное мастерство педагогов-участников.

Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги»Опыты для детей старшей группы «Знакомство со свойствами бумаги» Задачи: Формировать представления дошкольников о свойствах бумаги на основе проведения опытов, развивать познавательный интерес к свойствам.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Видеоотчет «Занимательные физические опыты в нашей лаборатории» Доброго времени суток, уважаемые педагоги! Хочу поделиться новостями из нашей лаборатории "Хочу все знать". До конца учебного года, а значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»
Опубликовано: 20 июля 2020 в 14:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Пурова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД