Cветлана Пурова
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы «Занимательные опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментированию для детей старшей группы
Тема: «Занимательные опыты»
Воспитателя МБДОУ д/с №5 «Родничок» г. Ворсма Пуровой Светланы Михайловны
Задачи:
- обследовать предмет, выделяя выраженные качества и свойства;
- развивать мыслительные операции, делать выводы;
- воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности;
- формировать у детей элементарные представления о свойствах магнита;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- активизировать словарь детей.
Предварительная работа:
Беседа: «Живая и неживая природа», рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулке за ветром; игры с магнитной доской, магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования.
Материалы: Магниты, металлические скрепки (шарики). Пластмассовые пуговицы, деревянные карандаши, кусочки ткани; полиэтиленовые пакеты, листы бумаги и воздушные шарики (на каждого ребенка); картинки с изображением свойств воздуха, чеснок, освежитель воздуха.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла Мальвина, но она, почему то грустная. Давайте спросим ее, почему она такая грустная? Здравствуй Мальвина. Ты почему плачешь? Что у тебя случилось?
Мальвина: Ах, как мне грустно! Я очень расстроена! Этот несносный мальчишка опять безобразничает.
Воспитатель: О ком ты говоришь Мальвина? Кто опять безобразничает?
Мальвина: Вы хорошо его знаете. Это деревянный мальчик с длинным носом. Воспитатель: Ребята, о ком говорит Мальвина?
Дети: О Буратино.
Воспитатель: Чем же он тебя расстроил Мальвина?
Мальвина: Буратино не хотел заниматься, разбросал все и убежал на улицу.
Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем. Правда, ребята? Что нужно собрать?
Мальвина: Скрепки. Но боюсь, у вас ничего не получится! Он рассыпал целую коробку, это очень много, а ребят мало! А вдруг вы не заметите скрепку и оставите лежать ее на полу. Это очень опасно, можно поранится.
Воспитатель: Не волнуйся Мальвина, мы с ребятами знаем один способ, который поможет нам быстро справиться с работой и собрать все скрепки до одной. Ребята, из какого материала сделаны скрепки?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Правильно, а теперь отгадайте загадку:
Бывает маленьким, большим,
Железо очень дружит с ним,
С ним и незрячий непременно,
Найдет иголку в стоге сена.
Дети: Магнит.
Воспитатель: Молодцы вы отгадали загадку. Мы знаем, что магнит притягивает металлические вещи. И с его помощью мы быстро все соберём. Стоит нам только провести магнитом сверху по всей поверхности, то все металлические вещи сами притянутся к нему.
Опыт№1 «Металлические предметы можно легко собрать с помощью магнита»
Вызвать несколько детей для выполнения (дети собирают магнитом скрепки с пола)
Воспитатель: Ребята, а все ли вещи притягиваются к магниту?
Дети: Нет. Только металлические.
Воспитатель: Значит, чтобы проверить сделан предмет из металла или нет, мы можем тоже с помощью магнита.
Опыт № 2 «Все ли притягивает?»
(несколько металлических предметов, пластмассовые пуговицы, карандаши и лоскуты ткани)
Воспитатель: какие предметы вы видите на столе?
Дети подносят магнит поочередно к каждому предмету.
В ходе эксперимента дети определяют, что магнит притягивает только железные предметы, а остальные нет.
Уточнить с детьми, из чего сделаны предметы, находящиеся на столе.
Воспитатель: ребята, а вы хотите послушать рассказ, почему магнит назвали магнитом?
Дети: да.
Воспитатель: По старинной легенде в давние времена на горе Ида, пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис, понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
Воспитатель: ребята, если мы накроем магнит, сверху бумажным листом будет ли он притягивать металлические предметы, или его магнитная сила исчезнет?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает провести опыт №3 «Действует ли магнит через бумагу?»
К листу бумаги, поднятому над столом, снизу прикладывается магнит. На листе бумаги находится металлическая скрепка. Она притягивается магнитом и перемещается вслед за ним по листу бумаги.
Дети делают вывод: магнит притягивает железные предметы через бумагу.
Воспитатель: А как вы думаете, если накрыть магнит тканью будет ли тогда он притягивать предметы?
Опыт №4 «Действует ли магнит через ткань?»
На столе под салфеткой находится металлическая скрепка. К середине салфетки дети подносят магнит. Салфетка поднимается вслед за магнитом. Развернув салфетку, дети видят, что в ней находится металлическая скрепка.
Дети делают следующий вывод: магнит притягивает металлические предметы через ткань.
Воспитатель: Магниты - это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы. Но магнит притягивает только некоторые металлы: железо, сталь, никель. Другие металлы: (алюминий) магнит не притягивает. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.
Воспитатель: Ребята ну вот мы и помогли нашей гостье Мальвине, а заодно узнали очень много интересного. Что бы Мальвина, не грустила, давайте подарим ей воздушный шарик (показывает спущенный воздушный шар)
Ой, ребята, у нас только такой шарик и боюсь, он не понравится Мальвине. Как вы думаете, почему шарик такой? Что надо сделать, чтобы он стал круглым и красивым?
Дети: В нем нет воздуха. Нужно его надуть. (Дети надувают шарики).
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в шарике, когда вы его надули, и что помогает ему принимать круглую форму.
Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же
без него мы жить не можем.
Дети: Воздух.
Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
Воспитатель: Одно из свойств воздуха, то что он невидим (вывешивает на доску картинку с изображением этого свойства)
Воспитатель: Невидимый! Может, его и нет вовсе? Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 5. № «Поймаем воздух»
Воспитатель: Ребята возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Дети: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воспитатель: пакет наполнился воздухом. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. Значит, воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух? Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
Как узнать, что воздух существует?
Дети делают вывод: его надо поймать и поместить в оболочку. Воспитатель выполняет тот же опыт, только с большим пакетом. Дети делают вывод, что воздух не имеет объема и формы. Воспитатель вывешивает картинку с изображением
«Воздух не имеет формы»
Воспитатель: А можно ли его потрогать руками? (Дети пробуют воздух на ощупь, делают вывод, что его нельзя потрогать, а значит, он не имеет формы). Воспитатель вывешивает
на доску картинку с изображением этого свойства воздуха.
Воспитатель: Давайте наберем воздух в пакет, чуть-чуть откроем его и понюхаем. Чем пахнет воздух?
Дети делают вывод: воздух не имеет запаха. (Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением четвертого свойства воздуха)
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? Дети: Без вкуса.
Воспитатель: Еще одно свойство воздуха - он не имеет вкуса.
Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. По запаху, перенесенной нашей няней из кухни еды, мы догадываемся, какое блюдо приготовили нам на завтрак и обед.
Воспитатель просит детей закрыть глаза и дает детям понюхать чеснок.
Воспитатель: Чем пахнет воздух сейчас? Ответы детей
Затем подносит детям апельсин. А сейчас чем пахнет воздух?
Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха, а только переносит его.
Воспитатель вывешивает на доску картинку с изображением свойства воздуха - он не имеет запаха.
Воспитатель: Итак, ребята, давайте посмотрим на доску и с помощью подсказок еще раз назовем свойства воздуха.
Рассказ воспитателя. Воздух это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.
Дети благодарят Мальвину, прощаются с ней и дарят ей шарики.