Юлия Одинцова
Конспект экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Кем быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
- воспитывать любовь и бережное отношение к родной земле:
учить детей получить знания о природных свойствах предметов череч экспериментирование;
- закрепление знаний детей о животных разных природных зон, о вулкане:
- дать детям возможность почувствовать красоту природы череч удивление;
- нравственное воспитание детей посредством вежливых слов по отношению к природе;
- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности с детьми старшей группы „Кем быть“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
Методы и приё мы: детское экспериментирование, метод проблемной ситуации, игровой, наглядный, практический, словесный.
Материалы к занятию: сундук, закрытый на замок, игрушка-паук. ключ, конверт с письмом, зеркало, карта с обозначениями мест опасности, корзина, резиновые перчатки, таз с загрязнённой водой, вата, марля (бинт, фильтровальная бумага, воронка, стаканчики; макеты природных зон (пустыня, север, смешанный лес); кувшинки, сделанные из бумаги, тарелочки с водой (одна па пару детей) : макет вулкана, сода- моющая жидкость, уксус (для приготовления лавы) : морские камушки, аудиозапись пения птиц.
Предварительная работа: проведение с детьми опытов с водой, магнитом. ’.Знакомство с явлением магнетизма, вулканом.
Ход занятия:
-Проходите ребята, вставайте в круг, берутся за руки и встают в круг.
Наш дом родной, наш общий дом Земля, где мы с тобой живем! Ты только посмотри вокруг Туг речка, там •- зеленый луг. В лесу дремучем не пройдешь. Воды в пустыне не найдешь! А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой. Чудес нам всех не перечес ть, Одно у них названье есть; Леса, и горы, и моря Все называется Земля!
-Ребята, я приглашаю вас сегодня совершить путешествие в чудесную екачочную страну, где тоже есть и моря, и горы, и леса. В этой стране с помощью обычных предметов можно совершить что-то необычное. Принимаете мое приглашение’?
Воспитатель наталкивается на большой ящик, на котором весит замок. Но достать ключ от этого замка не так просто. Сначала нужно найти того, кто его охраняет, а для этою необходимо отгадать загадку:
«Восемь ног, как восемь рук Вышивают шелком крут Мастер в шелке знае т толк Покупайте мухи шелк». (Паук)
- Ключ будет нашим, если мы достанем его, не касаясь ключика рукой.
Как же мы сможем с вами достать ключ, не дотрагиваясь до него рукой’?
Дети: С помощью магнита.
Недалеко от паука находим магни т.
- Вот мы и добыли наш ключ. Теперь сможем открыть сундук и узнать что в нем лежит.
Открываем и находим конверт с письмом.
-Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нем ничего не написано. Давайте откроем, посмотрим, а и друг кому-то нужна наша помощь. (Открываем).
- Посмотрите, странное какое-то письмо. Написано так загадочно «ШТИГОМОП». Как же мы сможем его прочесть? Давайте посмотрим, вдруг в сундуке есть предметы, которые нам помогут прочесть письмо. (Находим в сундуке зеркало и с помощью ею читаем письмо).
«ПОМОГИТЕ!»
- Ребята, но кому мы должны с вами помочь? В большом конверте находим маленький конверт и в нем воспитатель читает: Нашу волшебную страну заколдовали, Всё перепуталось так, что всё живое стало гибнуть. А нашего Горного Короля превратили в огромный камень. Помогите нам! Расколдуйте нашу страну! Л чтобы вам было легче, возьмите с собой карту. На ней и отмечены места опасности.»
- Посмотрите ребята, а вот и карта тех мест, где необходима наша помощь. Но в сундуке есть ещё много вещей. Подумайте, что мы должны взять с собой, что нам может понадобиться для спасения волшебной страны? (Берем корзинку и кладем в неё перчатки, мешок для сбора мусора, воронку, фильтровальную бумагу, бутылочку и аптечку, в который должны быть бинт, вата.).
- Давайте посмотрим, куда ведёт нас дорога’?
- Да, ребята, что-то в этой стране, ни так, слышите как здесь тихо, даже нет пения птиц. А вот и первый знак, говорящий нам о том, что тут не всё в порядке. Это река! Но река слишком загрязнена и в ней очень мусора. Нужно срочно очистить воду и спасти всех подводных жителей.
Очищение реки.
Воспитатель предлагает очистить речку сначала от крупного мусора. Для этою используем перчатки и мешок для мусора.
Физкультурная минутка «Вот мы руки развели!»
Вот мы руки развели, Словно удивились. Речке нашей до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились. Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись. Поклонись и улыбнись.
Широка река.
Высоки берега!
- Мы освободили речку от тяжести, собрали весь мусор, но вода по-прежнему грязная. Дети придумывают разные способы очистки воды, воспитатель предлагает свой способ.
- Давайте попробуем отфильтровать воду. В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и фильтровальную бумагу.
Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод (При фильтровании воды через бинт, вода очищается не полностью, в воде остаются мелкие частички грязи. При фильтровании волы через вату и фильтровальную бумагу воду удалось отфильтровать, полностью на фильтре видны следы грязи.).
Вспомнить все свойства воды.
Воспитатель предлагает детям набрать чистой воды в бутылочку и взять сё с собой.
-Ну что, ребята, пора двигаться дальше посмотрите по карте, где нужна ещё наша помощь9 (дети смотрят на карту, видят три круга разного цвета 1 желтый, 2- зелёный, 3 белый)
-Как выдумаете ребята, что означают эти круги («пустыня», «лес», «север»). Значит и там злой колдун постарался навредить, но ничего мы ведь сможем помочь и этим жителям. Посмотрите, он переселил всех жителей, перепутал им дома. Нужно спешить иначе животные могут погибнуть. Воспитатель спрашивает у детей, из-за чего обитатели одной природной зоны не смогу т выжить в другой.
Задание:
- выбрать животных пустыни.
- выбрать животных леса.
- выбрать животных Крайнего севера.
Дети распределяют животных по месту обитания и возвращают каждого в свою природную зону.
По карте идём ’дальше.
-Посмотрите, что это? (Дети смотрят в сторону, показанную воспитателем).
-Как вы думаете, что это (Горы). В этих горах, наверное, и находится замок Горного короля. Мы почти у цели, идем в горы? (Да). Но для начала нужно подумать, как мы снимем заклинание. Находим ещё одно письмо. «Для того, чтобы узнать, что сможет помочь в снятии заклинания, вам необходимо найти подсказку в распустившихся кувшинках.»
Закрытые бутоны цветов лежат на столе. - Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили? Вы правы. Для того нам нужна вода.
Воспитатель наливает из бутылочки воду в тарелочки. - Теперь у нас сеть свои маленькие водоемы, давайте опустим бутоны цветков туда.
Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинаю!’ распускаться.
(В каждом цветке ребенок находит по одной букве; из всех букв собираю!’ слово «вулкан»)
- Догадались ребята, с помощью чего мы сможем снасти волшебную страну’/ (с помощью вулкана). Да, наверное, в момент, когда проснется вулкан у подножия замка Горного Короля, колдовство потеряет свою волшебную силу. Король вернётся в свой прежний облик и всё встанет на свои места. Находим вулкан. Давайте мы попробуем, разбудить его.
Опыт «Извержение вулкана».
Заранее воспитатель но определенной формуле приготавливает лаву.
- Для того, чтобы вулкан проснулся, необходима очищенная вода. Наливаем в жерло вулкана оставшуюся в бутылочке очищенную воду. Воспитатель просит детей вспомнить все волшебные, добрые слова, которые дети должны проговаривать про себя.
Наблюдаем извержение вулкана.
После того, как вулкан проснулся, звучит музыка с пением птиц.
-Ну, вот ребята, мы победили колдунов и спасли всех жи телей этой замечательной страны.
-Наступил мир и покой в сказочной стране. Понравилось вам путешествие? (Да). Л больше всего что понравилось. (Ответы).
И мне ребята понравилось путешествовать с вами, а Польше всего я осталась довольна тем, что вы были добрыми я чуткими. И в благодарность жители Горной страны дар ил вам всем ракушки с морского дна.
Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад (Под музыку дети с гостями и уходят в группу).
• губка;
• металлическая машинка. Опыт: «Что быстрее растворится?»
• морская соль;
• мыло;
• шампунь.
Кухня - тоже место для эксперимента. *1* Опыт: «Растворяется. не растворяется». Что растворится, а что нет:
• соль;
• рис;
• сахар;
• мед;
• сода;
• мука.
*** Опыт: «Вулкан». Сделайте вулкан аз пластилина, насыпьте в него соду и добавьте уксус.
*** Опыт: «Почему идет дождь?». Возвращение воды в жидкое состояние: Налейте воды в кастрюлю и поставьте на плиту, когда вода закипит, накройте кастрюлю крышкой (на крышке образовались капли воды).
Исследовательская деятельность может стать одним из условий развития детской любознательности, и в конечном итоге познавательных интересов ребенка.