Ольга Остапенко
Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!
(Конфуций)
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Публикация «Поиск современных подходов при работе с детьми с ОВЗ посредством экспериментально-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности.
Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии:
• снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов);
• ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов);
• низкая речевая активность;
• несформированность умений планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат.
Перечисленные особенности затрудняют умение детей выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения об увиденном, рассуждать, делать вывод и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях. В нашей группе ведется работа над проблемой «Организация экспериментальной деятельности, как средство повышения речевой активности».
В результате этой работы
• Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
• Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
• Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
• В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям:
• живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
• неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);
• человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.)
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
В нашей группе создан уголок экспериментирования, в котором находятся необходимые для проведения опытов предметы
В группе с детьми были проведены эксперименты с различными веществами и предметами. В ходе проведения опытов дети пытались сами делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями.
Выводы по опытам:
воздух не виден в комнате. Он прозрачен. Чтобы увидеть воздух, его надо поймать;
воздух движется;
когда воздух через трубочку поступал медленно, горошины двигались медленно; сила воздуха увеличивалась, и скорость движения горошин возрастала;
полоска бумаги легкая, поэтому она реагирует на движение воздуха.
Опыты с водой
Выводы по опытам:
вода легко окрашивается в любой цвет;
при соединении синей и красной краски вода в стакане стала коричневой;
у одной горошины, которая была в ватке с водой появился росточек, а у другой – нет. Следовательно, для роста растений нужна вода;
растениям легче дышится, если почву взрыхлить и полить;
талая вода не пригодна для питья.
Опыты со льдом
Выводы по опытам:
Лёд наощупь холодный и скользкий;
лёд тает быстрее в воде и на теплой ладони;
выталкивающая сила воды больше веса льда, поэтому даже огромные айсберги не тонут. Айсберги большую опасность представляют для кораблей.
Опыт с солью «Тонет- не тонет»
Вывод: в пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В солёной воде яйцо плавает, т. к. солёная вода за счёт содержания соли плотнее, чем яйцо. Итак, плотность солёной воды больше, чем плотность пресной воды
Опыты с магнитом
Выводы по опытам:
Магнит притягивает только металлические предметы;
магнетизм действует на железные предметы и через другие материалы: крупу, бумагу, ткань, пластик;
чем больше магнит, тем он сильнее;
у магнита есть магнитное поле. Он способен намагничивать предметы.
Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.
В нашей группе создано несколько коллекций по разным темам.
В создании коллекций принимали и принимают активное участие и дети, и родители. Все коллекции находятся в свободном доступе, дети могут брать их, рассматривать, пополнять их новыми экспонатами.
Представляем вашему вниманию коллекцию насекомых, камней, ракушек, значков, пуговиц, перьев, поздравительных открыток.
С помощью родителей мы собрали коллекцию ракушек. Разнообразие экспонатов вызвало желание создать «Мини- музей ракушки». С детьми была проведена познавательная беседа о морских обитателях. Знакомство с ракушками дети продолжили в самостоятельной деятельности, используя лупу. (по кольцам на раковине можно узнать, сколько моллюску лет)
Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто возможна, а необходима! Это в первую очередь связано с индивидуальными особенностями, характерными для всех детей с ОВЗ: у них отмечается недостаточный уровень познавательной активности, недостаточность внимания, незрелость мотивационной сферы, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.