Ольга Куртасова
Конспект НОД по экспериментированию «Свойства воды» с детьми 4–5 лет
Цель: сформировать представления о свойствах воды
Задачи по образовательным областям:
Развитие речи:
-развивать связную речь
- активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет
запаха)
Познавательное развитие:
- развивать любознательность, мышление
- формировать познавательный интерес к свойствам воды
- вызвать интерес к процессу выявления свойств воды
- сформировать представления о свойствах воды
Социально-коммуникативное развитие:
- уточнить значение воды для всего живого
Публикация «Конспект НОД по экспериментированию „Свойства воды“ с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
-воспитывать бережное отношение к воде
Художественно – эстетическое развитие:
- учить слушать звуки прибоя
Оборудование:
Буратино, картины с изображением реки, моря, океана, эмблема, стаканы с водой,салфетки, стаканы с соком, запись шума прибоя.
Методические приемы:
1. Игровой (внесение игрового персонажа Буратино)
2. Прослушивание шума прибоя (релаксация).
3. Загадка о воде.
4. Наглядный (панно «Кому нужна вода», «Для чего нужна вода»).
5. Практический (опыты).
6. Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы).
7.
Ход занятия
Вводная часть.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель (с Буратиной) : Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Буратино. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что дети очень мало, знают о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему докажем, что довольно много знаем о воде.
Дети: Да. Докажем.
Воспитатель: Буратино, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?
Воспитатель: Ребята, Буратино нам принес конверт с картинками, давайте посмотрим, что на них изображено.
Дети: Река, море, океан.
Релаксация под шум прибоя.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать шум прибоя.
Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Лето, жара, синее море.
Воспитатель: а что объединяет все эти картины? А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды).
Дети: Вода.
(Прочитать стихотворение о воде)
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками?
Дети: Да.
Воспитатель: А сейчас давайте пройдем к столам
Воспитатель: а кто мне ответит, что такое вода?
Дети: Жидкость.
Воспитатель: правильно, ребята, вода – это жидкость
Опыт № 1 «У воды нет вкуса»
Воспитатель: А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Перед вами стоят сок и вода. Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Дети: Вкусный, сладкий.
Воспитатель: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду.
Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?
Дети: Вода безвкусная!
Воспитатель: А теперь давайте попробуем поменять вкус воды с помощью белого вещества (показывает детям рафинированный сахар).
опустите кусочек белого вещества в стакан с водой. Возьмите на разносе маленькую ложку и размешайте воду. Попробуйте воду на вкус.
Какая вода стала на вкус?
Дети: Вода стала сладкая.
Воспитатель: А что за белое вещество вы положили в воду?
Дети: Сахар.
Воспитатель: Правильно, это вещество называется сахар, он и изменил вкус воды.
Молодцы. Значит, сделаем вывод – у воды нет вкуса.
Опыт № 2 «У воды нет запаха».
Воспитатель: Ребята, скажите, когда вам мама печет пироги, булочки, готовит вкусный обед, вы чувствуете аппетитный запах?
Дети: Да!
Воспитатель: Возьмите стаканы с водой и поднесите к носу и понюхайте воду.
Воспитатель: Скажите, вода имеет запах?
Дети: Нет. Вода не имеет запаха.
Воспитатель: А давайте изменим запах воды. Я сейчас каждому в стакан с водой капну фруктовую капельку сока. Что изменилось?
Дети: Вода пахнет лимоном.
Воспитатель: Ребята, что произошло с соком лимона?
Дети: Сок лимона растворился.
Воспитатель: Правильно. Сок лимона растворился в воде, и вода приобрела запах
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
Воспитатель: Ребята, справа на разносе лежит камешек. Возьмите камешек правой рукой и опустите в стакан с водой. Что произошло?
Дети: Камни упали на дно.
Воспитатель: А камни видны в воде?
Дети: Да, мы их видим.
Воспитатель: А как вы думаете? Почему мы их видим?
Дети: Потому что вода прозрачная.
Воспитатель: Правильно, вывод - вода прозрачная. Молодцы.
Опыт № 4 «Вода растворитель».
Воспитатель: Ребята, я еще знаю один очень интересный опыт с водой. Для этого нам нужны краски и кисти. Возьмите в правую руку кисть и наберите на кисть краску любую и опустите в воду. Что произошло с водой?
Дети: Вода изменила цвет.
Воспитатель: Каким цветом стала вода?
Дети: Красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.
Воспитатель: Почему вода стала красной, желтой, синей?
Дети: Краска в воде растворилась, и вода стала разноцветной.
Воспитатель: Правильно. Вода изменила цвет, потому что краска в ней
растворилась.
Молодцы.
Ребята, вам понравилось делать опыты?
Дети: Да!
Заключительная часть.
Воспитатель: Я считаю, что вы были настоящими волшебниками и хочу вас спросить, как настоящих волшебников, о чем мы с вами сегодня говорили, давайте напомним Буратино? Расскажите об этом.
Дети: Мы сегодня говорили о воде.
Воспитатель: Зачем нам нужна вода?
Дети: Пить, поливать растения, умываться и т. д.
Воспитатель: А кому еще нужна вода?
Дети: Растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, людям.
Воспитатель: Да, я согласна с вами. Все верно.
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас делали в детской лаборатории?
Дети: Проводили опыты.
Воспитатель: Что это были за опыты?
Дети: Опыты с водой.
Воспитатель: Что вы узнали из опытов?
Дети: Что вода прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха, вода растворяет вещества.
Воспитатель: Молодцы. Ну что я думаю, что вы внимательно все слушали и многое узнали о воде.
Воспитатель:. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.
Буратино: спасибо, ребята. Я своим друзьям расскажу и покажу фокусы про воду. До свидания ребята!