Ольга Петровна Иванова
Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста «Наши друзья — деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 61» г. Чебоксары
Программное содержание:
Образовательные задачи.
Формировать систему элементарных научно – экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Способствовать обогащению и углублению представлений о деревьях; особенности строения и части деревьев (корень, ствол, ветки). Формировать умение называть характерные особенности разных деревьев. Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию дошкольников старшего возраста „Наши друзья — деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивающие задачи.
Развивать познавательный интерес к миру природы.
Воспитательные задачи.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к окружающему миру.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций, презентаций «В чем отличие деревьев от других растений?», «Кто сажает деревья в лесу?», «Какую пользу приносят деревья?», «Как люди заботятся о деревьях?».
Д/и «Зеленый доктор», «Что, где растет?», «Составь картинку», «Вершки и корешки» «К названному дереву беги!», «Узнай дерево по коре», лото «Деревья».
Разучивание стихотворений: И. Токмакова «Береза», А. Прокофьев «Люблю березку русскую», А. Барто «Золотая трава», В. Рождественский «Я знал тебя, моя рябина…», загадок о деревьях.
Игровые упражнения: «Березки», «Ель, елка, елочка», физкультминутка «Выросли деревья в поле».
Материал и оборудование: цветные ленточки, белые листы бумаги, линейка, карточки, обозначающие полезные свойства деревьев.
Музыкальное сопровождение: песня «Вместе весело шагать по просторам», хороводная «Во поле береза стояла…».
Ход:
Воспитатель сообщает детям о том, что перед тем как идти на экскурсию в детский парк, ребятам необходимо вспомнить как можно больше информации о деревьях и закрепить знания правил поведения в лесу, в парке. Для этого воспитатель приглашает детей на прогулку по экологической тропе :
-Ребята, я приглашаю вас сегодня сходить в гости к нашим друзьям – деревьям по знакомой тропинке.
Вы знаете, какие растения называют деревьями?
Ответы детей (у них есть ствол, корни в почве, много ветвей, много листьев).
Воспитатель : Отгадайте, к какому дереву сначала мы пойдем сегодня.
«Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из майских дней,
Май сережки дарит ей».
- Правильно, березка символ русской природы, воспетый многими поэтами во все времена, символ России.
Послушайте стихотворение о березе (чтение стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую» ребенком).
- Как выглядит березка? Из каких частей она состоит? (ствол, ветки, листья, сережки). Какой у этого дерева ствол? (Толстый, мощный, высокий). Попробуйте обхватить его руками. Получилось? (Ответы детей). Такой мощный ствол бывает у дерева, которое на земле живет много лет. Попробуйте вытащить дерево из земли. Получается? (Ответы детей.) Почему? (Дерево очень сильное.) Видно, у этого дерева мощная корневая система, и оно глубоко ушло корнями в почву, крепко держится.
Посмотрите вверх на крону дерева. Что называется кроной? (Все ветви дерева). Что вы можете сказать о расположении кроны на березе. (Она расположена очень высоко, ветви тянутся к солнцу, но их концы опущены вниз.)
Подойдите ближе и погладьте ствол березы. Что это у дерева (Кора) Потрогайте ее, какая она? (Ответы детей.) Правильно, шершавая, грубая. Кора дерева вся с шероховатыми бороздками, как будто лицо старого мудрого человека с морщинами, которому много трудностей пришлось преодолеть.
Зачем дереву нужна кора? (Чтобы защитить от болезней.) Качая ветками и шелестя листьями, береза нам хочет сказать: «Я очень не люблю, когда меня бьют по стволу палкой или царапают коруножом. Мне очень больно и обидно, когда ко мне плохо относятся». А как вы относитесь к деревьям? Любите ли вы отдыхать летом в тени деревьев?
Давайте представим. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем его чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой. И будем с друзьями защищать все живое. (Дети выполняют движения по тексту.)
Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше в гости к следующему дереву и загадка опять вам подскажет к какому.
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы».
-Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.
Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50оС. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе — «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины.
- Кто любит ягоды рябины (дрозды, синицы, скворцы, свиристели, а в городах — и вороны.)
- Назовите рябинку ласково и на каждое слово завяжите красивую ленту на ствол рябине (рябинушка, красавица рябинушка, кудрявая).
Погладьте рябинку по стволу. Какой он? Чем кора рябины отличается от коры березы?
Предлагаю вам проверить как крона этого дерева защищает от солнца. Нужно взять чистый лист и встать под рябину. Посмотрите, есть ли на листе светлые пятна не затененные листвой.
По окончании опыта дети делают вывод о густоте кроны дерева.
А кто знает народные приметы, связанные с рябиной? (Ответы детей)
Поздний расцвет рябины — к долгой осени.
Если уродится рябина — рожь будет хороша.
В лесу много рябины — осень будет дождливой, если мало — сухой.
Воспитатель. Рябина приглашает вас поиграть. Я буду рассказывать, а вы выполняйте.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(потягивание руки в сторону)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Потягивания-руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд.)
Вправо-влево. Взад-вперёд-
Так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, взад-вперёд.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем.)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
Воспитатель : Предлагаю вам послушать стихотворение о рябине.
(Чтение стихотворения ребенком)
Я знал тебя, моя рябина.
Ты на околице села
Над серой крышею овина
Под небом северным росла.
Тебя трепала непогода,
А ты — всем горестям назло
— Росла и крепла год от года,
Глядясь в озерное стекло.
(В. Рождественский)
Воспитатель : Ребята, а знаете ли вы, где растет дерево, про которое я вам сейчас загадаю следующую загадку?
Что же это за девица,
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ответы детей) По дороге к названному месту звучит песня В. Шаинского и М. Матусовского «Вместе весело шагать».
Дети с воспитателям подходят к молодым елям.
Воспитатель : Нас встречают красавицы ели. Они растут здесь не очень давно. Скажите, пожалуйста, на что похожа крона ели? (на конус) Какой ствол у этого дерева, кора? (Ствол прямой. Кора красновато-бурая.) Попробуйте его потрогать. Получилось?
Что расположено на ветках ели? (иголки, т. е. хвоя) А как расположены ветки на стволе? (Вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие.)
Каким деревом является ель? (хвойным). А какие вы ещё знаете хвойные деревья? (сосна, пихта, лиственница).
Наша ель вас тоже приглашает поиграть. Игра «Ель, елка, елочка»
Воспитатель : Представьте себе, что вы старые большие ели. (Дети становятся на носочки, сцепив руки за спиной и вытягиваясь) А теперь вы елки, которые украшают к новому году. (Дети разводят руки в сторону вниз и выполняют полуприсед)а до этого вы были маленькими елочками. (Дети приседают, подняв руки вверх)
Воспитатель называет вразброс слова «ель», «елка», «елочка» и дети выполняют соответствующие движения.
Предлагаю послушать еще одно стихотворение.
(Чтение стихотворения ребенком)
Даже ёлку мы в начале от сосны не отличали,
Раз торчат иголочки, значит, это ёлочка
А когда на ветку ели мы получше посмотрели,
Оказалось, что она не такая как сосна.
Воспитатель : Дерево ель растет медленно : маленькая елочка, которой 3-5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста. Хотите узнать, сколько лет этой ели? Для этого нужно сосчитать снизу вверх ряды ветвей.
Дети считают ряды веток и делают вывод о возрасте дерева.
Наше дерево совсем молодое, поэтому нужно очень бережно к нему относиться.
А сейчас я предлагаю вам поиграть и для этого нам нужно дойти до молодых березок. Подойдите к ним, поздоровайтесь с ними, прижмитесь спиной к стволу и почувствуйте, как они вам отвечают.
А теперь слушайте стихотворение и выполняйте движения.
Разбежались по лужайке,
Беззаботной, легкой стайкой,
Словно девицы подростки,
Белоствольные березки,
За руки взялись и вот, закружился хоровод.
Березки дарят свои листочки на память детям. Но листочки не простые, а с картинками, напоминающими нам о пользе деревьев. Попробуйте их объяснить.
Дети объясняют значение картинок
- А теперь мы пообещаем деревьям заботиться о них и быть им друзьями.
Клятва деревьям.
Обещаем вам, деревья,
Тонких веток не ломать,
Обещаем вам, деревья,
Нежных листиков не рвать.
Обещаем вам, деревья,
Кору вашу не сдирать.
Острым ножиком блестящим
Свежих ран не ковырять.
Обещаем вам, деревья
Птиц певучих не пугать,
Обещаем вам деревья,
Лейкой землю поливать.
Обещаем вам, деревья,
Землю твердую рыхлить,
Ствол могучий или тонкий
Вам весною побелить.
Обещаем вам деревья,
Стать к вам чуточку добрее,
Обещаем вам деревья,
Стать вам ближе и роднее.
Чтобы жить нам вместе с вами
Настоящими друзьями.
Воспитатель : Я уверена, что вы эту клятву не забудете и станете для деревьев друзьями. А мы с вами еще будем навещать наши деревья и узнаем о них много интересного.