Марина Ефимова
Конспект НООД по экологическому воспитанию «Природа — наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема непосредственно организованной образовательной деятельности: «Природа – наш общий дом»
Цель: Расширение представлений детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.
Психолого-педагогические задачи:
Образовательные задачи:
- создавать условия для развития познавательного интереса к миру природы;
- определить понятие «эколог», дать четкую формулировку;
Публикация «Конспект НООД по экологическому воспитанию „Природа — наш общий дом“» размещена в разделах
- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
-формировать правильное речевое дыхание.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; Развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища.
Воспитывающие :
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал и оборудование (раздаточный и демонстрационный)коробка с глобусом, экологические карточки «Как нельзя себя вести в лесу», сладкие призы для детей, свеча, тарелка, ватные диски,смайлики, дид игра «Пятый лишний», 4 ведра, карточки с мусором.
Части НООД
1 часть – вводная
Цель:
Создание образовательной ситуации Станем рядышком по кругу.
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «привет» и «добрый день»;
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется.
Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго дня. Дети здороваются с гостями.
А сейчас тихонько на свои места садимся. Построение в круг.
Мотивация детей
на предстоящую деятельность
- Ребята, сегодня нас ждет очень интересная работа, а для этого вам нужно хорошо слушать, быть внимательными и активными.
- Дети, вы бы хотели найти клад?
-А что это такое?
- Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся.
- Ребята посмотрите, нам в группу прислали посылку. Прежде чем ее открыть послушайте загадку, и мы поймем, что же там лежит:
На нём уместилась
вся наша Земля:
моря, океаны,
леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь
В руках унесёшь. (глобус)
Показать глобус и спросить, что такое глобус
2 часть – основная
Цель:
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
- Каким цветом обозначена на глобусе суша?
- Много ли на нашей планете воды?
- Каким цветом она обозначена на глобусе?
-Дети, мы с вами знаем, что наша планета Земля – самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери. И конечно же, всю эту красоту, всё богатство природы мы должны любить, ценить и беречь. Как вы думаете нужно беречь природу на нашей планете Земля?
-Верно, ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в мир природы. Тема нашего занятия называется: «Защити природу — наш общий дом».
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым
Этот мир такой разнообразный и неповторимый. А давайте вспомни, что такое природа?
Все, что нас окружает, не созданное руками человека называется природа. Природа бывает живая и неживая.
Почему мы называем природу живой?
Что относится к живой природе?
-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа».
(Воспитатель произносит слова, относящиеся к живой и неживой природе, а дети хлопают в ладоши, если слышат то, что относится к живой природе).
Солнце, кошка,звезда, ветер, муха, луна, цветок, рыба, земля, помидор, ракушка, камень, ребёнок, снежинка.
Разрешение проблемной ситуации.
- Дети рассмотрите иллюстрацию.
Ребята нарвали большой букет цветов для воспитателя, но она не обрадовалась, а расстроилась.
- Почему, как вы думаете?
Ребята, а как нужно себя вести на природе?
Молодцы ребята. Вы любите природу. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.
Игра «Правильно назови знаки».
-Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Не шуметь, не оставлять костер не потушенным, не рвать цветы, не ломать ветки, не трогать гнезда птиц.
-Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух
-Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
-Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
-Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю.
-Ребята, вы все верно назвали, молодцы.
-Вы все добрые и заботливые, знаете много стихов о защите живой природы, выходите и расскажите
1. Нас в любое время года учит мудрая природа
Птицы учат пению. Паучок - терпению
2. Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит солнце доброте, учит снег нас чистоте.
3. У природы круглый год обучаться нужно.
Ведь лесной народ учит крепкой дружбе.
-Ребята, о чем говорится в стихотворении?
-Чему может научить природа?
-Ребята, вы уже знаете, что в лесу живут дикие животные, птицы и разные насекомые.
Предлагаю вам поиграть в игру «Пятый лишний» (работа в парах)
1. Кот, лиса, белка, волк, медведь.
2. Свинья, овца, собака, лиса, кот.
3. Снегирь, синица, божья коровка, воробей, голубь.
4. Воробей, оса, божья коровка, бабочка, муравей. И т. д.
-Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились.
-А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть
Физминутка:
«Вместе по лесу идём»
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг!
(Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
-Ребята, я хочу вас познакомить с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но в начале отгадайте загадку:
Он природу охраняет,
Нам здоровье сберегает,
Окружающий мир дорог,
Его профессия (эколог)
-Эколог- это учёный, который оберегает всё, что растёт и всех, кто живёт в природе от исчезновения, помогает животным и растениям, учит людей как правильно заботиться о природе. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её. Ребята так кто же такие экологи?
-Да, они помогают природе, вместе с учеными нашли способы очистки воды, земли, воздуха от вредных веществ.
-Вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете, чем мы можем помочь животным и растениям?
-Правильно! Зимой делать кормушки для птиц, весной скворечники, сажать цветы и деревья, не рвать и не ломать их.
Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека.
Все это загрязняет воздух.
ОПЫТ:
(Зажигает свечу)
-Что вы видите?
Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Да, это Копоть.
Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала (Дети берут ватные палочки и проводят по тарелке.)
Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе : дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Как защитить воздух от дыма?
-Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
(
-На какой планете вы хотели бы жить?
Я приглашаю вас на прогулку подышать свежим воздухом.
Дыхательное упражнение
«В лесу»
Представьте, что мы пришли в лес и чтобы вы не заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау».
Детям раздаются карточки, на которых размещены картинки с изображением насекомых, птиц, животных. Ребёнок называет, какая из пяти картинок лишняя и почему.
Этап осуществления самостоятельной деятельности детей
-Ой, ребята, а что это такое? (-Похоже, что здесь побывали люди, которые не знают правил поведения на природе. Что же делать?
-Ребята, давайте дружно уберём мусор.
-А куда же нам девать этот мусор?
Что мы будем делать с ним?
Правильно, мы его отправим в контейнеры для мусора. А оттуда он попадёт на перерабатывающий завод.
Для раздельного сбора бытовых отходов на улицах стоят мусорные контейнеры со значками. В них складывают соответствующий мусор. Вы тоже сегодня должны распределить мусор по контейнерам. Перед вами 4 контейнера со значками.
1. Контейнер (значок «Огрызок») – пищевые отходы.
2. Контейнер (значок «Книга») – бумага, газеты, журналы, картон.
3. Контейнер (значок «Стекло») - стеклянные отходы.
4. Контейнер (значок «Пластиковые бутылки») – бутылки, пластик. обратить внимание на полянку с мусором
предположения детей по поводу мусора.
Дети собирают различный «мусор» (картинки) и сортируют его в «контейнеры»
3 часть – заключительная
Цель:
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
-Ребята, сегодня вы мне очень хорошо помогали. Вы настоящие защитники и помощники природы.
Наше занятие подходит к концу.
Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?
-что нового вы узнали?
А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие?
Что именно вам понравилось?
Посмотрите, у вас на столе лежат смайлики с эмоциями. Выберите смайлик с такой эмоцией какая осталась у вас после нашего занятия и покажите мне.
-Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность
-Помните, что я вам говорила - знания это клад, и мы этот клад сегодня точно нашли, вы узнали много нового, работали хорошо и активно. И я подготовили вам подарки: новую игру по экологии и сладкие призы для хорошей мозговой деятельности – шоколадные медальки.
-Давайте скажем гостям «До свидания!» и пойдём в раздевалку.
Дети получают призы, прощаются и уходят.