Оксана Васильева
Конспект НОД по экологии «Земля» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с особенностью нашей планеты и историей изучения Земли.
Программные задачи.
1. Продолжить знакомство детей с интересными фактами и сведениями о планетах Земной группы и о планете Земля.
2. Уметь ярко, эмоционально охарактеризовать планету Земля с опорой на имеющиеся знания, полученные ранее.
3. Учить детей делать выводы и умозаключения на основе проведения игры «Вращающаяся Земля».
4. Развивать связную монологическую речь детей – (рассказ ребенка).
5. Упражняться в порядковом счете планет.
Методы и приемы:
Публикация «Конспект НОД по экологии „Земля“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Словесный:
а) объяснение с показом «Как происходит смена времен года на Земле?»
б) игровой – «Встреча с инопланетянином», «Назови время года».
Практический:
а) опыт «Вращающаяся Земля»;
б) Поделка «Земля в разрезе»
Наглядный:
а) таблицы Солнечной системы, астрономический знак Земли, рассматривание фотоснимка Земли из космоса.
б) Игрушка Инопланетянин.
Ход: I часть (Вносится глобус).
• Дети, на что похожа наша планета? (ответы).
• Правильно, наша планета похожа на огромный шар, она круглой формы. У нас есть уменьшенная копия – макет нашей Земли – это глобус.
• А всегда ли люди знали, что Земля – это огромный шар? (Нет).
• Как же люди в древности представляли Землю? (Рассказы детей, показ иллюстраций).
Представьте, дети, что за чудо –
Земля, похожая на блюдо!
На плоском блюде – лес и горы,
Равнины, реки и озера.
Как будто твердым потолком
Земля прикрыта колпаком.
Днем он прозрачный, голубой,
И Солнце по нему плывет,
А ночью – звездами, Луной
Украшен темный небосвод.
II часть
Инопланетянин: «Слушайте сообщение! Слушайте сообщение! На вашей улице приземлился межпланетный корабль. Меня зовут – Эги. Я хочу познакомиться с вашей планетой – Земля, чтобы рассказать о ней жителям своей планеты из далекой галактики».
Пригласим инопланетянина к нам на занятие? Расскажем ему о нашей планете?
III часть
Эги: «Я хочу знать, почему на Земле происходит смена дня и ночи».
Опыт «Вращающаяся Земля».
Материал: пластилин, тонкая заостренная палочка.
Ход: «На что похожа наша Земля?» (на шар). Земной шар постоянно вращается. Сделаем модель, делая пояснения (шарик – это земной шар, палочка – ось Земли, которая проходит через центр шарика, только на самом деле она невидима). Педагог предлагает детям раскрутить палочку, удерживая ее за длинный конец.
Вывод: Земля вращается вокруг своей оси. Она совершает полный оборот за сутки (24 часа). Вращаясь, планета подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую – на освещенной половине – день, на неосвещенной – ночь.
Эги: «Спасибо, дети, я понял. А как происходит смена времен года на Земле?» (объяснения педагога с показом).
Сейчас я зажгу лампу – это будет Солнце. Наша Земля – это глобус. Земля движется вокруг Солнца по своей орбите, то приближаясь, то удаляясь от него, потому что орбита Земли представляет собой форму овала. Мы с вами знаем, что ось вращения Земли немного наклонена к плоскости земной орбиты. При движении Земли вокруг Солнца наклон земной оси не меняется. Поэтому, в течение года, Земля оказывается наклоненной к Солнцу попеременно, то северным, то южным полюсами. Та часть планеты, которая, обращена к Солнцу, получает больше света и тепла, поэтому там наступает лето. А на том полушарии, которое удалено от Солнца, наступает зима.
• Почему? (эта часть планеты получает мало света и тепла).
• Давайте поиграем! Я поставлю человечка на модель Земли и буду вращать «Землю» вокруг «Солнца», а вы говорить, какое время года там. Где человечек.
Педагог: Дети, за сколько месяцев Земля совершает свой оборот вокруг Солнца? (за 12). Назовите их (Январь). Правильно! Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за 12 месяцев (365 дней, что составляет земной год. А сколько времен года сменяется на Земле?
(Верно. Четыре времени года).
Эги: «Спасибо! Мне было очень интересно узнать, почему на Земле наступает то лето, то зима! Дети! Расскажите теперь об особенностях вашей планеты!»
Педагог: Эги! Астрологический знак нашей планеты. По размеру Земля больше Венеры, но меньше Урана (показ схемы). У нее есть спутник – Луна. «Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса. Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета! Эги, нам бы очень хотелось иметь фотоснимок нашей планеты из космоса.
Эги: «Спасибо, земляне! Я так много узнал о вашей прекрасной планете! Берегите ее! Я хочу подарить вам фотоснимок вашей «голубой» планеты из космоса.
Педагог: «Спасибо, Эги!»
Педагог и дети рассматривают фотоснимок, отмечают, где вода, суша и облака.
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней,
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы.
Творчество:
Модель Земли из пластилина. В конце разрезаем зубной нитью, смотрим Землю в разрезе.
Продолжение рассказа:
Педагог: Дети, мы знаем, что планета Земля входит в состав Солнечной системы. Но также есть ее одна особая группа. Она так и называется – Земная группа. Существуют четыре планеты Земной группы в нашей Солнечной системе: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Планеты Земной группы нашей Солнечной системы также известны как внутренние планеты, потому что эти планеты ближе всего расположены к Солнцу.
По данным Международного астрономического союза, планета Земной группы представляет собой небесное тело, которое:
• имеет мало спутников или не имеет их вообще;
• имеет слабое магнитное поле;
• имеет близко расположенную орбиту по отношению к другой планете Земной группы;
• не имеет систему колец.
Планеты Земной группы также имеют изменяющийся ландшафт, например, вулканы, каньоны, горы и кратеры.
Еще одна общая черта среди планет Земной группы : у них очень мало, либо совсем отсутствуют спутники. Меркурий и Венера совсем не имеют спутников, у Земли – один, у Марса – два крошечных спутника. Кроме того, планеты Земной группы не имеют планетарных колец.
Вопросы:
Какие планеты входят в Земную группу?
Что у них общего?
Что вы узнали о Земле?
Почему сменяется день и ночь?
Почему сменяются времена года?
Домашнее задание: В следующий раз я расскажу вам о людях, которые летают в космос, исследуют небесные тела – о космонавтах и астронавтах. А чтобы Эги смог не только рассказать жителям своей планеты о Земле, но и показать ее, предлагаю вам дома нарисовать рисунки о Земле. Рисуем землю на черепахе, китах, под стеклянным куполом.