Летова Наталья Александровна
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «Берегите лес»
Конспект НОД по экологии в подготовительной группе
«Берегите лес!»
Цель:- формировать у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной группе „Берегите лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать у детей желание знать правила поведения в лесу и выполнять их; закрепить знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу; закрепить знания детей о лесе; развивать представления о том, как действия людей вредят природе;
• Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать коммуникативные навыки; развивать кругозор, внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций; связанную речь, развивать мелкую моторику рук.
• Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу; воспитывать чувство коллективизма, вызвать радость и удовлетворение от того, что сумели помочь лесу;
Предварительная работа:
- прогулки.
- уборка территории детского сада вместе с родителями и воспитателями. - изготовление и развешивание кормушек (совместно с родителями); чтение стихов и рассказов о природе,
-рассматривание иллюстраций леса, природы.
- раскрашивание экологических знаков;
- беседы о жизни животных и растений в лесу и правилах поведения в природе; - составление рассказов о природе по опорным схемам и мнемодорожкам; - проведение дидактических игр («Кто где живёт», «Кто лишний», «Хорошо или плохо», «Найди отличия»)и подвижных игр
- игровые экологические ситуации по правилам общения с животными; - инсценирование сказок о животных (игры-драматизации);
- релаксация «Звуки леса»
Материалы и оборудование: экологические знаки, аудиозаписи «весенний лес», макеты деревьев, «мусор» :коробочки от сока, фантики от конфет, пустые пакетики от чипсов, пустые бутылочки из-под йогуртов, напитков, мешок для мусора, (нарисованные цветы, волшебная коробочка, медали защитники леса, гнездо, насекомые, пеньки деревьев
Ход НОД.
- Ребята, отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем.
(лес)
Сорока:-«Внимание! Внимание! У нас в лесу может случиться большая беда!
Многих животных и растений мы можем не увидеть никогда!
Помогите! Помогите!»
Воспитатель:
Да, ребята, что-то случилось серьезное в лесу. Что же делать?
Ответы детей: Поможем спасти животных, растения и лес.
Вы знаете, похоже кто-то нарушал правила поведения в лесу. И я их подзабыла, напомните пожалуйста их.
Воспитатель подводит детей к знакам- правилам поведения в лесу.
Дидактическая игра «Что означает знак»
«Нельзя уносить детёнышей диких зверей домой»
«Нельзя рвать полевые цветы»
«Нельзя оставлять после себя мусор»
«Нельзя разрушать муравьиные дома»
«Нельзя разорять гнёзда птиц»
«Нельзя рубить деревья в лесу»
- Ребята, а что может случиться, если люди не будут выполнять правила поведения в лесу? (исчезнут цветы, погибнут муравьи, засохнут деревья, улетят птицы….)
- Да ребята, совершенно верно, если выполнять правила, то лес может погибнуть.
- Молодцы! Правила вы все знаете, теперь мы можем идти на помощь лесу.
- А знаки, я предлагаю взять с собой, мне кажется, что они нам пригодятся.
- Итак, мы отправляемся в лес.
- Ну, ребята, вперёд! Пойдёмте по тропинке, друг за дружкой, осторожно.
Почему мы вошли в лес осторожно, по тропинке?
(Чтобы не нарушить жизнь птиц и животных, не наступить на насекомых, не помять цветов).
Звучит музыка.
Выходят на полянку, где разбросан мусор.
- Что за лес? Ой, как грустно, скучно и грязно.
Посмотрите внимательно вокруг и скажите, чего не должно быть в лесу?
Дети: Пакетов, бумаги, бутылок…
- Правильно, мусора. Что же делать, как помочь лесу?
Дети: Давайте уберем весь мусор на полянке.
И тогда наш лес и все его жители будут очень рады.
(Очищают лес от мусора).
- Какой знак нам нужно поставить в лесу, чтобы больше такое не повторилось на этой полянке.
Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор.
(Дети ставят знак в лесу).
Звучит музыка, идем дальше.
Дети идут дальше и выходят на полянку, на которой ничего не растет.
-Ребята на этой полянке росли когда-то красивые цветы. Как вы думаете, что произошло с ней? Почему она так выглядит? Нравится вам такая полянка? Что можно сделать, чтобы она стала красивой (ответы) Давайте посадим на ней цветы. Скажите, а кто знает, как надо сажать цветы (Посадить семена.)
Так как у нас лес волшебный, то семена у нас будут - загадки, слушайте внимательно. (загадываю загадки про цветы)
Есть чудак цветок весенний
Удивляет своим цветеньем.
Из сугроба появляется,
Лучам солнца улыбается.
(подснежник)
Желтый фонарик показался весной,
Летом превратился в пух луговой.
Он лечебный и красивый,
Его мед подарит силы.
(одуванчик)
Белые горошины на стебле повисли.
Будто снежные комочки
На листе широколистном.
(ландыш)
Вот полянка, вся в цветочках,
Словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки
Голубые.
(незабудки)
Мы несли грибы в корзине
И еще цветочек синий.
Этот синенький цветок
Назывался.
(василек)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Он похожий на звоночек
Это милый.
(колокольчик)
- Посмотрите, ребята, красивая у нас получилась полянка?
-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы больше не произошла такая беда в лесу? (ответы) Давайте поставим знак (ребенок выбирает нужный знак).
- Молодцы, ребята.
Звучит музыка, идем на следующую полянку.
(дети идут дальше и проходят на полянку, на которой видят дерево с гнездом, дупло, пенек с муравейником, животных)
- Ребята, посмотрите внимательно на дерево, что вы видите (гнездо)
-Зачем птицы строят гнезда? (ответы)
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей) Перелё тные : соловей, жаворонок, скворец, грач, ласточка, кукушка.
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей) Зимующие :сорока, воробей, синица, дятел, ворона, голубь.
— А как вы, ребята, можете помочь птицам зимой? (ответы детей)
- Какое правило мы знаем про птиц? (ребенок выбирает знак, объясняя, что он означает)
- Теперь давайте поиграем. Сейчас я вам буду называть разные слова, а вы как только услышите название птиц- хлопайте в ладоши, а если я буду называть другие слова –топайте.
Игра на внимание «Птицы»
-Ребята, а что это на дереве? (обращает внимание на дупло) Кто его построил? (ответы)Как вы думаете, кто живет в дупле? (ответы) Чем белочка питается? Какие еще животные живут в лесу (ответы) Лиса, медведь, заяц, волк. Чем они питаются?
- Ребята, а можно забирать животных домой? (Правильно, нельзя)
Люди очень часто ведут себя нехорошо, забирают их домой.
- Какой надо поставить знак (Ставят знак, запрещающий брать животных домой.)
- Вы наверно заметили, что у нас на полянке есть муравейник. Скажите, какую пользу приносят муравьи лесу?
Правильно, муравьи очень полезны, они истребляют множество вредных насекомых. Муравейники нельзя разрушать, разрывать их палкой – ведь вы разрушаете большой муравьиный дом.
- Ребята, а какой еще можно поставить знак на полянке?
Дети ставят знак "Нельзя разрушать муравьиные дома"
Молодцы ребята!
А теперь, я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть на полянке.
Игра "Лиса и заяц"
Ну вот, мы с вами отдохнули.
– Ребята, а какие деревья растут в лесу (Ответы детей). Ель, береза, клен, дуб
Как вы думаете, зачем нужны деревья ( Ответы детей: Они очищают воздух. Под ними есть норы животных, они там живут. На деревьях строят гнезда птицы.)
-Много времени необходимо, что бы дерево выросло и стало большим. К сожалению, люди не берегут деревья и срубают их топором. Их становится все меньше и меньше.
-Какой знак нужно поставить здесь?
(ребенок выбирает нужный знак, объясняя свой выбор)
- Молодцы Природу надо беречь! Как хорошо в лесу, посмотрите, как в лесу стало светло, чисто и красиво.
Воспитатель находит под деревом коробочку.
-Посмотрите, ребята, какая коробочка, наверное, сорока нам оставила.
Открывают коробку, в ней медали «Юный эколог»
Дети получают медали.
Рефлексия:
-Как вы думаете, ребята, мы помогли лесу? (ответы) Что мы сделали?
А теперь давайте дадим друг другу обещание, что будем беречь и любить природу!
Не бросайте, люди, мусор!
Может стать большим он грузом.
Дар природы берегите,
Ей внимание дарите!
Присмотритесь, как красиво!
Воды рек, морей, озёр.
это - чудо, это - диво!
Лес, луга, поля и бор.
Всем природа дарит пищу,
Чистый воздух и покой.
Вы всю жизнь её любите.
В холода и в летний зной.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
- До свидания!