Кияева Елена Борисовна
Конспект НОД «Семья» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Кияева Елена Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ «Д/с № 21 о. в.» г. Магнитогорска
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей представление о семье, закреплять умение называть членов своей семьи;
- учить детей слышать и понимать вопросы воспитателя и отвечать на них;
- формировать умение решать логические задания;
- активизировать словарный запас детей;
Публикация «Конспект НОД „Семья“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
- закрепить названия фруктов и овощей;
- обогащать словарь детей словами (сын, дочь, бабушка, дедушка, брат, сестра, семья).
Развивающие:
- развивать познавательную активность, внимание, память, креативное мышление, творческие возможности с помощью элементов методики Макато Шичида;
- развивать связную речь детей, слуховое восприятие и фонематический слух, память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
- воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам своей семьи;
- воспитывать заботливое отношение к близким людям, чувство взаимопомощи в семье. Дать ребенку почувствовать радость и гордость за то, что у него есть семья.
Материалы: картинки семьи, мяч, Мишутка, указка, посуда (3 тарелки, 3 ложки, 3 чашки, инструменты (молоток, отвертка, пила, (фен, губная помада, зеркало, корзинки для игры, овощи, фрукты, сладкое угощение.
Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий; отгадывание загадок; заучивание имени родителей; сюжетно-ролевая игра «Дом»; разучивание стихотворений о маме, папе, семье; рассказы детей о своих близких; разучивание пальчиковых игр.
Методы и приемы:
Игровые: создание воображаемой ситуации, игра.
Словесные: беседа, художественное слово, рассказ педагога и детей.
Наглядные: демонстрация иллюстраций, рассматривание фотографий.
Практические: пальчиковая гимнастика.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Помните мы говорили, что у каждого человека есть семья. Семья – это близкие и родные люди, живущие вместе, это дом, где царят любовь, преданность, дружба. Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Вот сегодня мы вспомним что такое семья, кто является ее членами, что они делают. Но я пришла к вам не одна, а с Мишуткой из сказки «Три медведя». Увидела его рядом с нашим детским садом. Он громко плакал, потому что потерялся. Он рассказал мне о своей семье. Его семья небольшая: всего трое папа Михайло Потапович, мама Настасья Петровна и он -Мишутка. Что он очень любит своих маму и папу. Они его тоже любят, они заботятся друг о друге и Мишутке. И он хочет скорее вернуться к ним.
Поможем Мишутке?
Дети: да.
Воспитатель:
Садитесь в паровозик и поехали искать родителей Мишутки.
Вот едет наш поезд, колеса стучат
А в поезде в этом ребята сидят.
Чух-чух-чух, чух-чух-чух, пыхтит паровоз.
Далеко-далеко ребят он повез.
А пока мы едем, давайте отгадаем загадки:
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо —
Лучше всех на свете…
Дети: мама.
Воспитатель:
Как маму можно назвать ласково?
Дети: мамочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
Артем скажи Мишутке как зовут твою маму?
Таня кто ты для мамы? (дочка)
Алиса Как мама называет тебя ласково?
Воспитатель:
А теперь послушайте следующую загадку:
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш.
Дети: папа.
Воспитатель: правильно!
Как папу можно назвать ласково?
Дети: папочка.
Воспитатель: как зовут твоего папу?
Кто ты для папы?
Воспитатель: послушайте следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.
Дети: бабушка.
Воспитатель: правильно!
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш.
Дети: дед.
Воспитатель: как деда можно назвать ласково?
Дети: дедушка
Воспитатель:
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой.
Дети: братишка.
Воспитатель:
У кого есть братишка? Как его зовут?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель:
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая.
Дети: сестренка
Воспитатель:
У кого есть сестренка? Как зовут?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Видишь Мишутка у наших ребяток тоже есть семья.
Семья - это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
В семье все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
Воспитатель:
Ребята, а вас любят в семье?
Дети: да, любят.
Воспитатель: А как вы догадались, что вас любят?
Дети: (меня целуют, ласкают, говорят хорошие слова, жалеют, играют со мной, заботятся обо мне.)
Воспитатель: а за что вас любят в семье?
Дети: (слушаюсь, кушаю хорошо, маму и папу люблю, папе и маме помогаю, игрушки убираю.)
Воспитатель: молодцы! Значит, вы тоже заботитесь о своей семье. Слушаетесь родителей, помогаете им, убираете свои игрушки. Не хотите расстраивать взрослых: маму, папу, бабушку, дедушку, братиков и сестренок – всю свою семью. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья! А давайте покажем Мишутке свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: посмотрите ребята тут преграда на пути. Чтобы дальше нам проехать и привезти Мишутку домой, надо убрать предметы, которыми пользуется папа - в зеленую корзину, а которыми пользуется мама - в розовую.
Дидактическая игра «Кому, что подходит». (предметы лежат на столе).
Воспитатель: назовите какими предметами пользуется папа?
Дети: молоток, пила, топор и т. д.
Воспитатель: назовите какими предметами пользуется мама?
Дети: фен, помада, духи и т. д.
Воспитатель: путь свободен можно ехать дальше. А пока мы едем давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо». Я буду бросать мяч и задавать вопрос, тот кто поймает его, будет отвечать на мой вопрос хорошо это или плохо.
(воспитатель бросает мяч детям и задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы). (Метод Макато Шичида)
• Разбросали по комнате все игрушки
• Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок
• Порвали книгу
• Подрались с другом
• Убрали игрушки на место
• Научились сами одеваться
Воспитатель: вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!
Воспитатель: иногда бывает, что в семье происходят ссоры, но нужно уметь прощать и мириться. Давайте покажем Мишутке как.
Игра-драматизация «Помирились».
Плохое настроение у нас в семье с утра
И потому в семье у нас не ладятся дела. (голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты головы вправо, влево)
У дедушки у нашего весь день болит спина (наклониться вперёд, руки за спину)
У бабушки, у старенькой, кружится голова (круговые движения головой)
Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (стучим кулачками друг о друга)
У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)
Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить (сделать замок)
Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу)
Дружно все обнимемся и тогда помиримся! (встают парами, обнимают друг друга).
Воспитатель: Мишутка, посмотри, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.
Воспитатель: вот мы и приехали:
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Дети: три медведя
Воспитатель: правильно. А вот и дом Михайло Потаповича и Настасьи Петровны. Давайте зайдем.
(Дети заходят в дом к Настасье Петровне).
Воспитатель: посмотрите стол накрыт. А что на столе стоит?
Дети: кружки, ложки, тарелки
Воспитатель: как назвать одним словом?
Дети: посуда
Воспитатель: сколько тарелок?
Дети: три
Воспитатель: сколько ложек?
Дети: три
Воспитатель: сколько кружек?
Дети: три
Воспитатель: Настасья Петровна хотела сварить суп и компот и перепутала все овощи и фрукты. Давайте поможем ей. В розовую корзину соберите фрукты, а в зеленую овощи.
(Дети должны рассортировать продукты по их назначению – овощи в суп, фрукты в компот. В конце дети перечисляют, что лежит в обеих корзинах)
Воспитатель: назовите какие овощи вы положили для супа в зеленую корзину?
Дети: картошка, капуста, свекла и т. д.
Воспитатель: назовите какие фрукты вы положили для компота в розовую корзину?
Дети: яблоко, груша, апельсин и т. д.
Воспитатель: вот мы и помогли Настасье Петровне. Теперь она сварит вкусный суп и компот для своей семьи.
Воспитатель: ребята, Мишутка говорит вам спасибо, что привезли его к маме и папе. Он рад, что у каждого из вас тоже есть дружная семья. И хочет угостить вас конфетками.