Матрена Ефимова Степановна
Конспект НОД «Хлеб всему голова» во второй младшей группе
МБДОУ ЦРР №16 “Золотинка” г. Якутск
Конспект нод по теме “ Хлеб всему голова”
2 младшая группа.
Воспитатель:
Ефимова Матрена Степановна
Тема: “Хлеб всему голова»
Вид: интегрированный
Подготовительная работа:
1. Рассматривание сюжетных иллюстраций по теме «Хлеб. Хлебобулочные изделия»;
Публикация «Конспект НОД „Хлеб всему голова“ во второй младшей группе» размещена в разделах
2. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Откуда хлеб пришел?»;
3. Беседы «О пользе хлеба», «Как хлеб на стол попадает?»;
4. Чтение художественной литературы: р. н. с «Как курочка хлеб испекла», «Колосок».
Материал для использования:
-Проектор
- Экран
-Ноутбук.
-Презентация: «Хлеб»
- Соленая тесто /лепка/
- Тарелки каждому ребенку
-Каждому ребенку влажные салфетки
-Мука на подносе.
-Вода на стакане, ложка.
-Шапочки каждому ребенку
Баранки /модель баранки приготовить из соленой тесты
1. Раскатать колбаску
2 Соединить концы.
Образовательные области:
1. Коммуникация (беседа)
2. Физическая (разминка)
3. Художественно-эстетическое (лепка)
4. Познание (опыт-эксперимент)
Цель:
Дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле
Задачи:
Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают.
Ознакомление детей со свойствами муки через детское экспериментирование.
Способствовать формированию умения скатывать колбаску из пластилина между ладонями круговыми движениями; умения передавать форму предмета, способствовать обогащению словаря.
Способствовать развитию мелкой моторики, внимания.
Развивать речь детей, воображение, учить отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать интерес к экспериментированию, уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу
Прогнозируемый результат:
У детей пополнится и расширится номинативный словарь по теме; разовьются навыки в образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; активизируются имеющиеся знания детей о хлебе и хлебобулочных изделиях, сформируются представления детей об разнообразии; в процессе занятия дети будут отвечать полными ответами используя речь-доказательство и речь-аргументацию; в процессе экспериментирования научатся размышлять и обобщать результаты опыта.
Ход непосредственно-образовательной деятельности. :
Мотивация
Дети заходят в группу и видят, что на стульчике сидит кукла Маша). Воспитатель подходит к кукле и спрашивает ее, почему она такая грустная.
Воспитатель: Ребята, у нашей куклы Маши сегодня день рождения и ей грустно оттого, что нет гостей. Давайте мы с вами станем гостями. Расскажите, ребята, как мы празднуем день рождения (ответы детей).
Да, Машенька, ребята водят хоровод «Каравай».
(хоровод «Каравай»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое каравай? (Ответы детей)
Каравай – это большой, чаще всего круглый, хлеб, украшенный разными листочками, цветочками, который подавали к именинам в сопровождении хоровода. (Дети рассматривают фотографию каравая).
Беседа-презентация
1 Сначала посадили зерно в землю. Путь от зерна до каравая длинный и трудный. Прежде чем на нашем столе окажется свежий и ароматный хлеб, надо вырастить зерно. Я предлагаю вам совершить экскурсию и узнать, как выращивают хлеб. Думаю, что и кукле Маше будет интересно.
2 Сначала поле нужно вспахать. Пашут землю трактора. Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляется плуг. Семена в разрыхленной почве прорастут быстрее.
3 Затем люди сеют в почву зерна. Сажают хлеб весной и осенью. Во время сева трактор остается надежным помощником хлеборобов. А вы знаете, кто такие хлеборобы? (Ответы детей) Это люди, которые выращивают хлеб.
4 Давайте посмотрим, что происходит, когда после сева проходит немного времени.
Появляются колосья. Для успешного роста зерна нужно солнце и вода.
5 Вот и наступил ответственный период для хлеборобов - жатва (уборка урожая). Уборка урожая – трудный процесс. Здесь нельзя обойтись без машин – комбайнов. Комбайн скашивает растения и сразу обмолачивает их.
Из собранного на полях зерна делают муку. Для этого зерно отправляют на мельницу. Мука бывает пшеничная, ржаная. Из пшеничной муки пекут пекари пшеничный хлеб, мы называем его белый, а из ржаной муки – ржаной или черный, как мы называем.
Давайте, ребята, повторим, какой путь прошло зерно, чтобы стать караваем.
(Дети совместно с воспитателем из картинок создают логическую цепочку:
Зерно- колос- мельница- каравай
Игра-эксперимент «Чудесная мука»
Разминка «Вырос в поле колосок»
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как растут колоски. (Дети поднимают руки вверх, поднимаются на носочки, разворачивают ладошки вверх, качают руки из стороны в сторону. Проводится 2-3 раза)
Опыт№1 Дети располагаются вокруг стола, на котором стоит поднос с мукой.
Дети, посмотрите, перед вами стоит поднос с мукой. Как вы думаете, мука имеет запах? Наклонитесь над подносом и осторожно понюхайте муку.
Вывод : мука не пахнет.
Опыт №2 Ребята, когда бабушка печет оладушки, она просеивает муку сквозь сито. У нас с вами тоже есть маленькие ситечки. Давайте просеем муку!
Посмотрите, что мука умеет делать? (сыпаться)
Вывод : белая, мягкая, легкая, приятная, сыпучая.
Давайте повторим все вместе слово «сыпучая».
Опыт№3 Ребята, когда мы нальем в нее воду, мука станет липкая.
Давайте попробуем. Я вам дам стаканчики с водой. Посмотрите, какая вода в стаканчиках чистая, прозрачная. Осторожно, чтобы не пролить на стол, влейте воду в муку.
(белая)
Почему вода стала белая?
(в нее попала мука)
Чем же нам перемешать?
(ложкой)
Скажите, а сейчас мука сыпучая?
Какая стала мука?
(липкая)
И получилось у нас тесто
Вывод: когда мы добавили в муку воду, она стала липкая и совсем перестала сыпаться. Зато из теста можно лепить.
Лепка из соленого теста:
Из нашего теста мы с вами сегодня слепим баранки.
Воспитатель
(показывает детям баранки)
Какая баранка? Баранка круглая, давайте пальчиками нарисуем кружок.
(Дети вместе с воспитателем рисуют в воздухе пальчиками круг.)
Молодцы, берём тесто и мнём чтобы он стал мягким (показывает).
Теперь раскатываем колбаску (показывает).
Загибаем колбаску, делаем баранку. (показывает).
Выкладываем наши баранки красиво на тарелку.
Итог:
Воспитатель:
Молодцы, хорошие баранки вы налепили, а теперь давайте угостим куклу Машу. Что нужно сказать, когда кого-то угощаешь?
Дети: угощайтесь пожалуйста.
Кто такие хлеборобы?
Кто запомнил, как называется машина которая помогает собирать зерна?
Ребята, понравилось вам играть с мукой?
Из теста какое хлебобулочное изделие мы сделали.