Юлия Сергеевна Тращенкова
Конспект НОД «Форма: круг, квадрат, треугольник» в старшей возрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме:
«Форма : круг, квадрат, треугольник» (старшая возрастная группа)
Составила: Тращенкова Ю. С
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Цель: создать условия для выделения общего признака предметов: цвета, формы.
Задачи:
- формировать представления о форме, цвете; размере, умение разбивать множество на классы по цвету и форме; пересчитывать и записывать полученные числа;
Публикация «Конспект НОД „Форма: круг, квадрат, треугольник“ в старшей возрастной группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Квадрат. Геометрическая фигура
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круг, овал. Геометрические фигуры
- Старшая группа
- Темочки
- ориентироваться на плоскости относительно себя; формировать понятие о пространственных отношениях: слева, справа, верхний правый угол, нижний левый угол, центр (середина);
- развивать внимание, память, поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу, умение работать по плану, предложенному педагогом, планировать свои действия, делать выводы;
- воспитывать умения помогать друг другу при выполнении заданий, желание прийти на помощь.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская.
Формы организации : фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах.
Форма реализации детских видов деятельности: дидактические игры, решение проблемной ситуации,
Оборудование: геометрические фигуры разного цвета, формы и размера; четыре большие коробки ( три из них для классификации по цвету: на одной красная клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая и одна коробка с изображением круга); счетные палочки; цветные карандаши, коврограф, переносная доска, пособие «Моя математика»; рисунок с изображением «коврика», коробочки с разными по цвету и форме геометрическими фигурами (на каждую группу детей).
Предварительная работа: дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Два мешочка», «На что похоже», «Что лишнее?», «Найди похожее!», «Составь узор».
Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
I. Вводная часть
1. Дидактическая игра, подводящая к открытию и
формированию нового : «Наведем порядок на столе»
(игра по знакомым правилам).
У воспитателя три коробки: на одной красная
клякса, на другой – синяя, на третьей – желтая.
- Давайте поиграем. Я – хозяйка дома, а вы мои
помощники. Представьте, что мы с вами вернулись
домой, а дома беспорядок.
- Посмотрите, что у вас лежит на столах?
- Они сейчас разбросаны в беспорядке. Давайте
наведем порядок: разложим фигуры в нужные
коробки. Рассмотрите свои фигуры и подойдите к На столах разложены геометрические фигуры красного, синего и желтого цвета. Среди них 3 круга разного цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). - Разные фигуры. Дети собираются в три
нужной коробке, но не кладите фигуры в коробку сразу. 2. Затруднение в игровой ситуации. 3. Открытие нового. Формирование темы и основной цели НОД. - Какие фигуры мы не можем положить ни в одну коробочку? - Почему? - Какое слово все время повторялось? - Что это значит? - Какой же у них общий признак? - Какую коробку нам надо заготовить для этих предметов? - Так что же мы сегодня будем делать? команды, каждый ребенок показывает свою геометрическую фигуру и объясняет, почему он решил, что относится к этой команде. - У меня зеленый треугольник, положу его в коробку с зеленой кляксой. Все остальные слушают, и. если объяснение дано верно, фигура кладется в коробку. Но у трех ребят фигуры другого цвета, и они не попадают ни в одну команду. - Маленький зеленый круг. - Большой оранжевый круг - Фиолетовый круг. - Круги другого цвета. - Круг. - У всех этих фигур одинаковая форма. - Форма. - Коробку, в которую можно складывать круги. - Собирать предметы одинаковой формы.
II. Основная часть
1. Игра по новым правилам.
Ставит перед детьми коробку, на которой
изображен круг.
- Положите в эту коробку все круги.
- Присаживайтесь удобнее. Открываем книжку на В коробку кладутся в первую очередь карточки тех детей, которые не могли участвовать в общей игре, а затем дети перекладывают из других коробок круги красного, желтого и синего цвета. -Геометрические фигуры.
закладке. - Расскажите, что вы видите на рисунке? - Придумайте к рисунку вопросы со словом «сколько». - Называйте, отсчитывайте и зачеркивайте по одному кругу, выкладывайте счетные палочки, ставьте точки на числовой карточке рядом с изображением круга. - Сосчитайте число треугольников самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? - Сосчитайте число квадратов самостоятельно. - Расскажите, что у вас получилось? - Поднимите правую руку, положите ее на правую страницу. Рассмотрите рисунки на этой странице. На верхнем рисунке надо обвести фигуры одинаковой формы линией одного цвета, а фигуры другой формы – линиями другого цвета. Показывает образец работы на переносной доске, на которой изображения фигур, аналогичные тем, что даны в пособии: обводит какую-либо группу фигур сплошной линией. - Сейчас мы будем работать в парах. Внимательно слушаем задание, советуемся и помогаем друг другу. - Возьмите карандаш красного цвета. Обведите только круги. - Сосчитайте число кругов, поставьте столько же точек на числовой карточке рядом с изображением круга. - Расскажите, как вы будете отсчитывать круги? - Считайте. - Какое число получилось? - У кого получилось другое число? - Сколько здесь треугольников? - Сколько на картинке квадратов? - Сколько на столике кругов? - Всего два треугольника, записал это число точками на числовой карточке. - Записал число три. Столько же точек, сколько квадратов. - Найду первый круг, зачеркну его, положу одну счетную палочку, нарисую одну точку на числовой карточке. Буду считать круги до тех пор, пока не зачеркну их все. По просьбе педагога кто-то один из пары отвечает на поставленный вопрос, а второй его внимательно слушает; если педагог посчитает нужным, он предлагает второму ребенку в паре уточнить ответ. Дети обводят цветными карандашами фигуры
- Обведите каждую группу фигур линиями другого цвета самостоятельно. - Сколько получилось разных групп? - Посмотрите на нижний рисунок. Как можно собрать эти фигуры в группы, по-другому? - Обведите фигуры одинакового цвета линией одного цвета, а фигуры другого цвета – линиями другого цвета. Показывает детям образец работы на переносной доске: обводит какую-либо группу фигур сплошной замкнутой линией. - Сколько получилось разных групп? - Мы навели порядок в комнате. Разложили предметы по коробкам. Теперь давайте постелим в этой комнате такие же коврики, как на рисунке, чтобы стало уютнее и красивее. - Расскажите про этот коврик: какие фигуры его украшают? Как они расположены? - Будем работать в группах, помогая друг другу. Педагог распределяет детей по группам : у коврографа, на ковре, у переносной доски, где в коробках лежат разные по цвету и форме геометрические фигуры. - Найдите нужные геометрические фигуры и сделайте такой же коврик, как на рисунке. - Молодцы! Посмотрите, как мы украсили группу! одинаковой формы. Ответы детей. - По цвету. Дети обводят фигуры одинакового цвета. Ответы детей. Ответы детей (справа, слева, в центре, в верхнем правом углу, в нижнем левом и т. д.) Дети советуются друг с другом, сравнивают свою работу с работами других детей. Если найдена ошибка, то дети называют их.
III.Заключительная часть
- Что мы сегодня делали?
- Что нового узнали?
- Что получилось?