Галина Ивановна
Духовно-нравственное воспитание дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Поэтому идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
Темочки:
Одной из главных задач является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители, Н. В. Алешина, А. А. Зеленова, JI.B. Логинова, выделяют права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность». Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Следующая ступень развития дошкольника — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, страны, наполнение конкретным содержанием таких понятий, как: «Родной город», «Семья», «Традиции», «Я – гражданин. Мои права».
«Я гражданин. Мои права».
1. «Каждый ребенок имеет право на жизнь».
Ребенок – это дар любви.
Храни его и с ним живи
В единстве и созвучье тонком.
Ты отвечаешь за ребенка.
Игра «Солнышко» ребенку предлагается нарисовать солнышко с лучами, рассказать, кому лучики подарят свое тепло.
Игра «Мое тело» воспитатель предлагает детям рассмотреть разные части своего тела, вспомнить для чего они нам нужны. Воспитатель дает задание – дома расспросить маму и папу, на кого они похожи и чем.
2. «Каждый ребенок имеет право на индивидуальность (имя, фамилия, гражданство).
В каждом имени есть свет,
В каждом - солнышка привет.
С милым, нежным малышом
Свет любви приходит в дом…
Игра «Ласковое имя» воспитатель предлагает детям придумать ласковые имена друг для друга.
Игра «Закрытые глаза» воспитатель завязывает ребенку глаза и просит найти игрушку среди других, надеть варежки и т. д., после этого предлагает обсудить, что дарит человеку умение видеть.
3. «Каждый ребенок имеет право на достойную и счастливую жизнь»
Детство – добрая планета,
Это мир чудес и света,
Это пестрый луг цветущий,
Звонко по утрам поющий.
Музыкальная игра «Солнечный зайчик» воспитатель взмахивает волшебной палочкой и говорит, что превратила всех в солнечных зайчиков. Воспитатель включает музыку и предлагает придумать танец солнечного зайчика.
4. «Каждый ребенок имеет право на дом и семью»
Семья – защита от обид,
Для малышей она как щит,
Как прочная она броня
От холода и от огня.
Всем детям на земле нужна
Семьи волшебная страна,
Чтобы любить их и жалеть,
Чтобы они могли взлететь…
Игровая ситуация «Я в семье» воспитатель предлагает детям выбрать о ком, он будет заботиться (сынок, дочка, домашний питомец, кукла) и показать.
5. «Каждый ребенок имеет право на помощь и на защиту от обид и оскорблений»
Если дети наши плачут,
Их не защитили, значит,
Не пришли на помощь к ним,
Страшно одиноко им.
Придумывание истории «Солнечная страна» воспитатель предлагает детям закрыть глаза и придумать историю, которая произошла в «Солнечной стране».
Игровая ситуация «Ссора» воспитатель показывает двух кукол и говорит детям, что они поссорились, предлагает их помирить.
6. «Каждый ребенок имеет право на собственность (игрушки, книжки, одежда)»
Малыш живет в волшебном мире,
Мир этот не в его квартире,
Он в сказочном дворце, в звезде,
В снежинке, в лучике, в дожде…
Игровая ситуация «У меня отобрали игрушку» воспитатель предлагает детям разыграть ситуацию.
7. «Каждый ребенок имеет право на свободу выражать свои мысли»
Взрослые, послушайте,
Поскорей послушайте
Вы детей своих!
Океаны в них
Мудрости и знания,
Жизни понимания!
Матери, отцы,
Дети – мудрецы!
Игровая ситуация «Новая игрушка» воспитатель показывает детям новую игрушку и предлагает познакомить новенькую с другими игрушками и группой.
8. «Каждый ребенок имеет право на охрану здоровья»
Для красоты твоей здоровье –
Наиважнейшее условье.
Зимой и летом закаляйся,
Любимым спортом занимайся.
Зарядку делать не ленись,
Есть в меру сладкое учись,
Дружи с мочалкой и водой –
И засияешь красотой.
Игровое упражнение «Веселая зарядка» воспитатель включает музыку и предлагает детям придумать веселую зарядку.
Игровое упражнение «Игрушки заболели» воспитатель говорит ребятам, о том что игрушки заболели и просит помочь их вылечить.
9. «Каждый ребенок имеет право на отдых и досуг»
Лучик – солнечный дружок,
Был со мною весь денек.
Мы с ним в салочки играли,
Мы шалили, хохотали.
Игровое упражнение «Необычный концерт» воспитатель предлагает ребятам посмотреть внимательно на предметы в группе, выбрать предмет, придумать для него мелодию и устроить концерт.
10. «Каждый ребенок имеет право на образование»
Почему не любят школы?
Там не делают уколы,
Там не бьют, не обижают,
Там детей не унижают.
Чтобы в школу все бежали,
Чтобы в школе не скучали,
Надо школе измениться,
С нашим детством подружиться.
Сюжетно-ролевая игра «Школа» воспитатель предлагает детям выбрать учителя и провести урок.
Практика показывает, что целенаправленную работу по развитию личности ребенка в аспекте духовно-нравственного воспитания необходимо вести в следующих направлениях:
- духовно-нравственное воспитание личности детей дошкольного возраста;
- формирование гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста;
- развитие представлений о народной культуре.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности дошкольников должны быть включены во все виды детской деятельности. Особый интерес у детей вызывают
- сюжетно-ролевые игры с проблемными ситуациями;
- интерактивные игры;
- обыгрывание и моделирование проблемных ситуаций;
- просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;
Таким образом, индивидуальный подход к духовно-нравственному воспитанию личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Литература:
1. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - Москва «Просвещение», 2009.
2. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маханева О. А., Корепанова О. Н. и др. – СПБ. : «Детство-Пресс», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.