Карякина Ирина Сергеевна
Конспект-НОД по технологии деятельностного метода «Ситуация» для детей средней группы «Зимние узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию
«Зимние узоры» технология деятельностного метода
по Л. Г. Петерсон для средней группы
Цели:
1. Познакомить с новым способом создания абстрактной композиции - свободное, безотрывное движение пастельного мелка и кисти.
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя.
Публикация «Конспект-НОД по технологии деятельностного метода „Ситуация“ для детей средней группы „Зимние узоры“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
3. Продолжать вызывать у детей интерес к созданию изображения красками. Совершенствовать технику рисования акварельными красками (часто промывать и смачивать кисть, свободно двигать ею во всех направлениях).
4. Закреплять у детей представление о зиме, о зимних узорах полученных в результате собственных наблюдений и собственного опыта.
5. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, вариативное и логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
Материал и оборудование:
• Игрушка «Снеговик», письмо от Дедушки Мороза, с картинками.
• Белые постельные мелки, разных размеров кисточки,акварельные краски, баночки с водой, соль.
• Заготовки бумаги в виде «окна».
• Влажные салфетки.
• Готовый рисунок «Зимних узоров», выполненный воспитателем.
Ход образовательной ситуации
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи:
мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает около себя детей и спрашивает о том, какое сейчас время года. (Зима).
- Чем вам нравится заниматься зимой на улице? (Кататься с горки, играть в снежки, лепить снеговика и т. д.)
- Послушайте загадку и отгадайте, кто сейчас придет к нам в гости.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза - угольки,
Холодный, большой.
Кто я такой?
- Кто же он такой? (Снеговик)
- Молодцы! Вы отгадали загадку.
В группу вносится игрушка «Снеговик»
Снеговик с собой принес письмо от Деда Мороза, для детей. В письме лежат разноцветные картинки с зимними узорами на стекле. Одна картинка по дороге разбилась, и воспитатель предложил собрать ее, и разобраться,что нарисовано на картинках.
- Хотите помочь Снеговику разобраться с изображением на картинах и нарисовать еще картины для его друзей?
- Сможете?
2. Актуализация знаний
Дидактические задачи:
актуализировать знания детей о цвете и оттенках цвета.
тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение
развивать образное мышление, память, речь, коммуникативные качества.
- А каким образом мы можем помочь Снеговику? (варианты детей – рассмотреть картины и понять о чем они, спросить у педагога)
- Отличное предложение.
Педагог показывает детям четыре композиции на которых нарисованы зимние узоры на стекле.
Поясняет детям, что это такие особые картины, которые рисует Мороз на своем стекле. Так, если мы внимательно посмотрим на эти четыре картины, то можно увидеть,что на каждом стекле разные узоры, они не похожи друг на друга. Откуда же берутся зимние узоры на стекле? Узоры получается, когда теплый воздух из комнаты, в котором всегда присутствует водяной пар, прикасается к стеклам на окнах, за которыми стоит морозная погода. В такую погоду стекла на окнах очень холодные, такие холодные, что пар превращается в лед. Но почему же тогда окно не просто покрывается корочкой льда, а превращается в волшебные узоры?
Это зависит от тех условий, при которых происходит замерзание: от температуры воздуха, от количества в нем водяного пара, от наличия примесей в воздухе, от чистоты стекла и расположения на нем мельчайших царапинок и трещинок. Одинаковые условия дважды никогда не повторяются. Поэтому, как и снежинки, рисунки на окнах никогда не бывают одинаковыми. Каждый раз это новый волшебный лес, или туманное поле, или загадочные значки из пересекающихся черточек.
- Снеговик, а тебе нравятся такие узоры?
- Очень нравится! Нарисуйте, пожалуйста, ребята, для моих друзей зимние узоры.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания
формировать опыт фиксации затруднения под руководством педагога
- У нас с вами сложная задача, поэтому мы должны работать как профессионалы.
- А настоящие художники умеют передавать множество разных свободных линий, форм, оттенков цвета, даже если композиция будет состоять из одних холодных цветов.
Можно приступать к работе.
Возникает затруднение.
- Вы сами сможете нарисовать такие картины? (Нет.)
- Почему не сможете?
- Значит, что нужно сделать?
4. Открытие нового знания.
Дидактически задачи:
формировать представление о цветовом многообразии и способе получения новых оттенков.
- А что можно сделать, если что-то не знаешь? (Спросить, прочитать и т. д.)
Дети обращаются к педагогу с вопросом: «Как нарисовать такие узоры на бумаге?»
Показывает детям как с помощью постельного белого мелка, наносить узоры на чистый лист. Свобода линии, завитушек, крючков, снежинок. Далее, после нанесения основной части мелком, воспитатель, покрывает заготовку разными холодными оттенками акварели (голубой, синий, фиолетовый), чтобы создать тон зимнего окна.
5. Включение нового знания в систему знаний и умений детей.
Дидактические задачи:
формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка
закреплять умение рисовать акварелью по мокрой бумаге; совмещать в рисунке разные материалы и способы рисование; дополнять рисунок по желанию.
- Приступаем к работе
Дети наносят мелками узоры на бумагу, открывают акварельные краски, смачивают их водой, сбрызгивая капельки с чистой кисточки. Педагог предлагает передать зимнее настроение и сначала «поговорить» о синем цвете. Но для начала, нужно размять пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на голову,
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика.
Педагог создаёт условия для свободного экспериментирования с акварельными красками в поисках «говорящих» цветов и оттенков.
А теперь вы нарисуйте свои зимние узоры. Пока дети рисуют картинки,в кабинете играет музыка П. И. Чайковсокго «Зима». На фоне музыки, воспитатель читает стихотворение.
Стихотворение
«Зима»
(Виктор Лунин)
На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
Но порой блеснут на ней
Средь поляны ватной
Красногрудых снегирей
Солнечные пятна.
6. Осмысление
Дидактические задачи:
формировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, позволившие его достичь
Дети закончили свои работы. Педагог собирает детей около себя.
- Что мы с вами сегодня делали? Кому помогали?
- Помогли понять Снеговику, что нарисовано на картинах?
- Нарисовали для друзей Снеговика, зимние узоры?
- Почему вам удалось создать такие узоры? Что нового мы узнали?
Педагог хвалит детей и говорит, что теперь Снеговик многое узнал и сможет подарить эти картины своим друзьям.