Ирина Литвинова
Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по совершенствованию лексико-грамматических представлений
и развитие связной речи в старшей группе
Тема: Умелые руки не знают скуки (материалы и инструменты)
Цель: совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
Формировать обобщающие понятия, умение рассуждать, закрепить названия инструментов, их виды.
Публикация «Конспект НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в старшей группе» размещена в разделах
Учить образовывать сложноподчинённые предложения с союзом ПОТОМУ ЧТО с активизацией в речи слов по темам : «Инструменты», «Профессии».
Закреплять способы изменения слов в творительном падеже с помощью, образования новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов.
Развивающие :
Развивать слуховое внимание, вербальную память, словесно-логического мышление,
смекалку.
Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, сенсорную память, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к профессиональным видам деятельности, желание помочь другим.
Предварительная работа : рассматривание инструментов для разных профессий, дидактические игры на закрепление названий и назначения инструментов, знакомство с произведением Н. Носова «Незнайка в цветочном городе».
Оборудование: Кукла Незнайка, коллаж «Инструменты», «чудесный мешочек» с игрушечными инструментами, презентация с картинками инструментов: пила, молоток, гвоздь, отвёртка, рубанок, дрель, иголка, лейка, грабли, лопата; картинка Цветочного города с его жителями, картинка страны великанов, мяч, мелкие игрушечные инструменты из пластилина, цветной пластилин.
Ход НОД
I Этап. Организационный.
Логопед: здравствуйте, ребята! С Добрым утром!
Как важно и нужно, чтоб сразу с утра
Тебе от души пожелали добра,
Приятного утра, везенья во всем!
Чтоб радость своим укрывала теплом.
И мы всем гостям скажем дружно: с добрым утром!
II Этап. Мотивационный. (Дети садятся полукругом)
Логопед: к нам в гости сегодня пришёл Незнайка (игрушка, который очень расстроен. Он принёс картинку, где все предметы перепутались, и он не знает, что там нарисовано.
Помогите разобраться, какие предметы спрятаны на картинке? (называют, перечисляя) Как их называют одним словом? (Это инструменты)
Логопед: Незнайка задумался: - А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов? «А!» — он говорит: догадался: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент. Вот мамина сумка – инструмент, она ведь тоже с ручками. Ещё ручка есть на двери – значит она тоже инструмент!» (дети смеются)
Логопед: Ребята, вы согласны с Незнайкой? Незнайка что-то перепутал? Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами? (рассуждения детей)
Логопед подводит итог: Инструментом называют тот предмет, которым производят какую-то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?
Дети: инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.
III Этап. Практический
1. Логопед: Незнайка вас благодарит, говорит, что шел к вам не с пустыми руками, с красивыми картинками на компьютере, но в компьютер попал какой-то вирус, и все картинки исчезли. Чтобы они вновь появились нужно отгадать загадки про инструменты. Вы готовы помочь Незнайке?
Загадки:
Заготовит дров в один момент,
У неё есть зубы, остры, а не тупы.
Догадались, что была это нужная (пила) Мы на стройках слышим звук:
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Забиваем гвозди в стену.
Больно стукнет по колену.
Из досок собьёт лоток.
Трудолюбец … (молоток)
Без головы, а в шляпе,
одна нога,
Да и то без сапога. (гвоздь) Каждый день в работе,
Слесарю нужна,
С винтами и шурупами,
Она всегда дружна. (отвёртка)
Внешне он не бросок,
В миг обтешет доску.
С ним тружусь я спозаранок.
Что в руках моих? - … (рубанок) Жужжит, а не пчела, не муха.
Звук громкий - но не шмель.
Повесить чтоб картину -
Возьми скорее (дрель)
Нитку за собой ведёт,
Вышивает, платья шьёт,
Очень остренька и колка,
Догадались, что? … (иголка) У ведёрка длинный носик,
Дождиком течёт водица.
Все цветы хотят напиться,
Жалобно её все просят:
Нас скорей полей-ка, дорогая… (лейка)
Листья, опавшие в кучу гребли,
Землю на грядке рыхлили, скребли
Долго трудились - ослабли.
Спят между грядками (грабли) Очень важный инструмент.
Сотни лет тем инструментом
Люди всюду роют землю.
Ищут клады с ней, руду,
Золото и ерунду.
Для окопа всем солдатам
Тоже выдают … (лопаты)
Логопед: Незнайка вас благодарит, но хочет уточнить, чем мы выполняем разные действия – боится перепутать. Помогите Незнайке.
2. Назови предмет для действия. Чем мы:
рубим дрова – топором; пилим дрова-, пришиваем пуговицы-, наливаем суп-,
измеряем температуру-, подметаем двор-, сгребаем сухие листья-, режем хлеб-, подстригаем волосы и режем бумагу-, белим и красим стены-, копаем песок и землю -, разливаем воду над грядкой., пишем-, рисуем-… и т. д.
3. Открытие нового знания.
Логопед: Вы молодцы – помогли Незнайке, ничего не перепутали. И Незнайка предлагает вам новую игру, хочет проверить, какие вы внимательные, помните ли, какие инструменты нужны для работы представителям разных профессий. Дидактическая игра «4-й лишний».
Слушайте меня внимательно, определяйте, что лишнее из названных мною инструментов, объясняйте, почему.
Грабли, градусник, лопата, лейка. Что лишнее?
Ребё нок: лишний градусник, потому что он не нужен садовнику, а грабли, лопата и лейка нужны.
Логопед: верно. Ведро, мастерок, иголка, шпатель. Что лишнее?
Ребё нок: лишний шприц, потому что он не нужен строителю, а ведро, мастерок и шпатель нужны.
Логопед: верно. Фонендоскоп, лекарство, парашют, градусник. Что лишнее?
Ребенок: лишний парашют, потому что он не нужен врачу, а фонендоскоп, лекарство и градусник нужны.
Логопед: верно. Терка, поварешка, отвертка, нож. Что лишнее?
Ребенок. Лишняя отвертка, потому что она не нужна повару, а терка, поварешка и нож нужны.
Логопед: верно. Барабан, скрипка, тяпка, флейта. Что лишнее?
Ребенок. Лишняя тяпка, потому что она не нужна музыканту, а барабан, скрипка и флейта нужны.
Логопед: Нитки, топор, ножницы, иголка. Что лишнее?
Ребенок. Лишний топор, потому что он не нужен портному (швее, а нитки, ножницы и иголка нужны.
Логопед: Мольберт, краски, шприц, кисти. Что лишнее?
Ребенок. Лишний шприц, потому что он не нужен художнику, а мольберт, краски и кисти нужны.
Логопед: Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы и дали толковые объяснения.
Динамическая пауза.
Логопед: Незнайка живёт в волшебном Цветочном городе и приглашает вас к себе в гости. Согласны? (Дети встают в свободном порядке)
Слушайте и повторяйте движения за мной. (игра малой подвижности «Едем в цветочный город…»)
До Незнайки нам, братцы,
Очень трудно добираться! — руки к щекам, покачать головой.
На машине мы поедем, — перед собой «крутим руль».
И на поезде помчимся, — согнутыми в локтях руками движения вперед-назад
В самолете полетим — руки в стороны, как крылья.
Сверху землю оглядим — пальцы «биноклем» к глазам.
На корабле по океану — волнистые движения руками.
Плывем с отважным капитаном. — «отдаем честь».
Вот впереди видна земля —ладонь ко лбу, вглядываемся вперед.
Приплыли в Цветочный город мы, друзья! — хлопаем в ладоши.
4. Игра малой подвижности с мячом «Измени слово».
(На экране картинка цветочного города с его жителями, дети стоят в кругу)
Логопед: Незнайка живёт в волшебном Цветочном городе, где жители, его друзья, очень маленькие, просто коротышки: малыши и малышки. Больше всего жители Цветочного города любят работать с землё й: копать, садить, поливать, окучивать, грести листья, выращивать огурцы, ягоды и цветы. Они - садоводы. Все инструменты у них очень крошечные. У нас метла, у коротышек – метёлочка. Становитесь в круг, ловите мой мяч и назовите правильно инструмент, которым работают коротышки. Помните, они маленького размера.
Кисть-, мольберт-, краски-, ножницы-, игла-, отвёртка-, молоток-, лопата-, лейка-, грабли-, ведро-….
Логопед: а по соседству с цветочной страной живут великаны, у них всё очень большое, огромное, как они сами. У нас рука, а у великанов – ручища. И инструменты тоже были большие. Назовите правильно огромные инструменты, которыми работают великаны.
Нож-, поварёшка-, барабан-, рубанок-, кисть-, лопата-, топор-, грабли-…
5. Игра «Чудесный мешочек» (дети садятся на стульчики полукругом, «чудесный мешочек» на столе)
Логопед: посмотрите, что нам приготовили жители Цветочного города. В этом мешочке разные инструменты. Может, мы попробуем угадать инструмент на ощупь? (детям по одному предлагается в мешке отыскать и угадать на ощупь игрушечный инструмент).
Логопед: молодцы. Вы правильно отгадали все инструменты.
Вот мы и погостили в цветочном городе. Нам было здесь весело? Тогда заводим моторы, расправляем крылья и полетели в детский сад. (руки в стороны, как крылья, гудим, летим, садимся на стульчики)
IV этап. Рефлексивный
Логопед: ребята, как вы думаете, Незнайка, запомнил, что такое инструменты? Предлагаю напомнить ему ещё раз.
Дети: инструменты – это предметы, которыми делают какую-либо работу.
Логопед: что больше всего любят делать коротышки и какими инструментами больше всего любят работать? (Все жители Цветочного города-садоводы, любят работать с землёй, копать, садить, поливать, окучивать, грести листья.)
Логопед: правильно, молодцы, ребята! Вам понравилось наше путешествие в цветочный город? У меня на столе лежат кусочки пластилина красного, синего и желтого цвета. Кому сегодня очень понравилось заниматься – тот возьмёт кусочек желтого пластилина, кому не очень понравилось – возьмёт кусочек синего пластилина, а кому совсем не понравилось - пусть возьмёт кусочек красного пластилина. Спасибо за ваш выбор! А сейчас вы немного отдохнёте и потом сможете из своего пластилина сделать маленькие садовые инструменты и подарить их коротышкам из Цветочного города.
Занятие окончено.