Маргарита Загребельная
Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
онспект НОД по рисованию в старшей группе на тему
Тема: «Городецкая роспись».
Вид НОД - рисование.
Возрастная группа - старшая группа.
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по рисованию в старшей группе „Городецкая роспись“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные задачи: Продолжать знакомить с историей возникновения Городецкого промысла, росписью. Учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка, учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
Методы и приемы:
Наглядные - Рассматривание иллюстраций изделий с городецкой росписью, образца воспитателя, показ воспитателя.
Словесные - Рассказ о городецкой росписи, чтение стихотворения «Город-сказка-Городец», объяснение воспитателя.
Практические - Прорисовка листика и ромашки, прикладывание кисти к бумаге, самостоятельная деятельность детей.
Здоровьесберегающие (игровые) - пальчиковая гимнастика, русская народная игра «Шла коза по лесу».
Словарная работа: Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка.
Оборудование:
Демонстрационный материал - иллюстрации изделий с городецкой росписью (доска, солонка, тарелка, закладка для книг, иллюстрации, образец воспитателя, бумага, кисти, краски гуашевые для частичного показа.
Раздаточный материал - бумага формата А4, гуашь, кисти (белка №2, клеенки, стаканчики с водой, ватные палочки, полоски бумаги в форме закладок, салфетки.
Предварительная работа:
Предварительная работа воспитателя - подбор стихотворений, иллюстраций декоративно-прикладного искусства с городецкой росписью, изготовление образца.
Предварительная работа с детьми - Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, знакомство с легендой Городецкой росписи, просмотр презентации.
Длительность - 25 минут.
Ход НОД:
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня мы с вами побываем в удивительном мире городецкой росписи. Я вас приглашаю на выставку изделий городецких мастеров. Мастера нам прислали иллюстрации своих изделий, которые они изготавливают на городецкой фабрике.
Основная часть:
Воспитатель: Внимательно рассмотрите иллюстрации, а я расскажу вам об истории промысла.
Наша страна Россия богата народными умельцами. На берегу Волги, раскинулся древний город Городец. Много-много лет назад в городе возник промысел. Умельцы-мастера делали из дерева все: от детских игрушек до предметов мебели. Все эти деревянные изделия мастера украшали нарядными, яркими узорами. Отсюда и название Городецкая роспись.
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире.
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться, рада
Съездить в город Городец.
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
Мастера изготавливали изделия из дерева: прялки, коробки для рукоделия, детскую мебель, игрушки (конь-каталка, матрешка, декоративные панно, солонки. Городецкие мастера изображали различные сцены из жизни горожан : чаепитие, застолье, гулянье, свидание, сцены на охоте, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами. Картины дополняли пышными яркими цветами и ветками.
Воспитатель: Понравилась вам выставка изделий?
Дети: Да.
Воспитатель: Чем вам понравилась выставка?
Дети: Яркие краски, цветы, кони красивые, как в сказке.
Воспитатель: Из какого материала все эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, городецкая роспись выполняется только по дереву.
Давайте рассмотрим внимательно, из каких элементов состоит эта роспись – розан, ромашка, купавка, бутон, листик.
Воспитатель: Какие краски используют мастера?
Дети: розовую, красную, голубую, зеленую, белую, черную, оранжевую.
Воспитатель: Дети, какое настроение вызывает у вас городецкая роспись?
Дети: Радостное, веселое…
Воспитатель: Раз сегодня мы говорим о народном промысле, то я вам
предлагаю поиграть в русскую народную в игру «Шла коза по лесу»
Шла коза по лесу, по лесу,
Нашла себе принцессу, принцессу.
Давай коза попрыгаем, 3 раза
Ножками подрыгаем,3раза
Ручками похлопаем, 3 раза
Ножками потопаем, 3 раза
Воспитатель: Ребята, приглашаю вас в нашу мастерскую, сегодня вы будете сами мастера.
Воспитатель: Посмотрите, какую красивую закладку для книг мы изготовим сегодня своими руками.
Что вы видете на ней? (растительный узор из листьев и ромашки).
Воспитатель: Присаживайтесь, посмотрите внимательно, как мы будем рисовать листики и ромашку.
Показ воспитателя.
Воспитатель: А теперь посмотрите, в какой последовательности мы рисуем ромашку:
1. Выбираете цвет ромашки.
2. Рисования основы – круга.
3. Рисования серединки белым цветом способом тычка.
4. Рисования лепестков способом бокового мазка (примакивания) при расположении кисти от центра к краю круга.
5. Напоминаю, что у крупных листьев рисуется контур и закрашивается, а маленькие листочки можно изобразить боковым мазком кисти.
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя.
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: Ребята, давайте подождем, пока наши работы подсохнут, чтобы нанести ромашку и оживку, и разомнем наши пальчики и поиграем.
Пальчиковая гимнастика:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать).
Вот все пальчики мои (сжимаем и разжимаем кулачки,
Их как хочешь поверни (раскрытые ладони вертятся,
И вот этак и вот так,
Не обидятся никак (вращение кистей).
1,2,3,4,5 (хлопки ладонями,
Не сидится им опять (сжимание и разжимание пальцев в «замке»,
Постучали, повертели (по тексту,
Рисовать мы захотели (встряхивание кистями рук).
Самостоятельная работа детей. Индивидуальная работа воспитателя
(во время занятия обращаю внимание на тех детей у кого не получается. Подбадриваю, помогаю.). Звучит русская народная мелодия.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?
Дети: На выставке мастеров городецкой росписи.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.
Воспитатель: Чему мы научились?
Дети: рисовать узоры из листиков и ромашки. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, ромашка, листья).
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?
Дети: Всё!
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые закладки мы с вами расписали! Вам нравится?
Дети: Да!
Поощрение детей. Рассматривание готовых работ.
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это всё для Городца.
Воспитатель: А какие работы нравятся больше всего? Почему?
Дети: Алисы, Леры, Алеши! Потому что закладки аккуратные, красивые, яркие.
Воспитатель: Все дети сегодня постарались.
Давайте повесим все наши работы на выставку, а когда ваши папы и мамы придут, тоже полюбуются ими.
Выставка работ.