елена замотина
Конспект НОД по рисованию «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушки для детей созданы тысячи лет тому назад.
Задача игрушки - дать в руки ребенку часть
познаваемого им мира.
Игрушка – это мост в сознании ребенка
между реальной жизнью и его воображением.
Б. А. Рыбаков
Конспект НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие»
Тема: «Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка»
Цель: познакомить детей с историей возникновения каргопольской игрушкой.
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Такая непростая, загадочная эта каргопольская игрушка“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Задачи:
• познакомить детей с обозначениями элементов росписи;
• познакомить детей с этапами заготовки глины для игрушки;
• познакомить со знаменитой мастерицей каргопольской игрушки У. И. Бабкиной;
• познакомить детей с символикой самих игрушек, что они обозначают.
Ход занятия:
Каких только игр и игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов, импортные и отечественные… А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом?
Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение.
В 150 километрах от нашего поселка Североонежск, в южном направлении, расположен город Каргополь.
Знаменит этот город своими церквями, а ещё тем, что около него берет своё начало наша красавица река Онега. Археологические раскопки на территории Каргополя показывают, что люди жили здесь еще четыре тысячелетия назад и уже в это время занимались керамическим искусством. Причем орнаменты на древних находках те же, что и на современных каргопольских игрушках. «Распевные» утушки точно повторяли некоторые старые образцы, черепки от которых находили в давно нетронутой почве. И каждый из этих знаков узора имел магическое значение. Значения этого современные игрушечники зачастую не помнят, но продолжают рисовать на груди и боках полканов, коньков и оленей, на платьях барышень, на свистульках - утушках старинные магические знаки - круги, кресты, зигзаги с точками. Значения - то не помнят, а назначение известно - оберегать человека, привлекать ему на помощь добрые силы и отгонять злые.
Процесс изготовления игрушки очень сложен и труден. В прошлом изготовление игрушки не являлось отдельным промыслом. Ее лепили из остатков глины, используемой для изготовления посуды и для того, чтобы порадовать своих детей.
Приготовление глины к работе:
• Заготовка глины в летний период.
• Просушить глину на печи.
• Толкли в деревянных корытах, заливали кипятком.
• Два дня подряд мешали лопаткой.
• Мяли, выбирая при этом мелкие попавшие камешки.
Так на приготовление лишь небольшого корытца глины уходило в среднем четыре дня. Затем глину резали на полосы, и, как много столетий назад, на ручных деревянных кругах лепили горшки. А из остатков глины «стряпали» величавых, словно застывших в молчании баб, домашнюю живность и лесное зверье, петушков и звонкоголосых утушек, особо любимых детворой. Делали мастера и «распевные» свистульки с несколькими отверстиями: подуешь в нее, закрывая попеременно то одну то другую дырочку, и польется переливчатая мелодия.
Готовая посуда и игрушки два дня сохли на воронце - полочке под потолком избы. Потом их обжигали в домашних русских печах или в обжигальнях, специально устроенных в поле за деревней. Часть обожженных горшков «обваривали» в «болтушке» из овсяной или гороховой муки. Мука пригорала к стенкам сосуда, и он покрывался черными, словно затейливый кружевной рисунок, пятнами. Точно так же поступали и с игрушками.
Затем игрушки расписывали. Элементы росписи были очень просты, но они были очень символичны, каждый символ что – то обозначал.
Капля - обозначает зерно, полоски - пашня, полоски с точками - засеянное поле,
различные кресты - это солнце, которое светит на все четыре стороны.
Цвет в росписи тоже имеет значение:
Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость
Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня
Синий - небо Черный – горе, зло, неправда.
Крынки и горшки продавали сотнями, даже целыми возами скупщикам или продавали на предвесенних ярмарках и базарах. Эти базары приходились на время так называемого «великого поста». Во второй половине 19 века Алексеевская ярмарка проводилась с 12 по 17 января.
Свой товар крестьяне расставляли прямо на снегу: горшки с крышками - «кровельками», «латки» и масленки, «жарехи» и лотки, цветочники и кадиленки. И обязательно был «мелочный» (дешевый) товар: глиняные птицы - свистульки и лошадки, фигурки медведей, оленей, зайцы и «бабы».
Знаменитой мастерицей каргопольской игрушки была Ульяна Ивановна Бабкина (бабушка Ульяна). Ей даже памятник в Москве поставили. Жила она в покинутой всеми к 1970 – м годам деревушке Гринево, расположенной в 17 километрах от Каргополя.
Всю жизнь она занималась тем, что лепила свою глиняную сказку. Делала она игрушки с любовью, всегда разговаривала с ними, шутила. Лепила она Полкана и о нем рассказывала:
- В старину жил такой, хлеб помогал растить, землю от врагов оберегать.
Руки у Полкана будут сильные, грудь могучая, а на груди - солнце.
Ноги, что у коня быстрые. А на ногах золотые копыта.
Про «Мужика» она так говорила:
-Мужика надо ражего (хороший, крепкий, деловой, здоровый) делать, телом крепкого, нравом удалого, характером веселого. Лицо улыбчатое, носик небольшой, и глаза, что угольки.
Один из любимых образов Бабкиной - коровушка. Лепила она ее и приговаривала:
-Губы тебе сделаю толстые, чтобы травку щипала, рот большой, чтобы весело мычала, реветь хочет, так пусть ревит…Рога - словно два полумесяца, и вымечко полнехонько. У этой коровы молочка много - деткам на радость. Пусть пьют, раз охота.
Сами игрушки тоже являлись символами (слайды). Среди ее образов звучала тема народной жизни и быта. Простой русский человек Севера в ее глазах - нравственно здоровый, способный и дельный, одним словом – «красный».
Расписывала свои игрушки Ульяна Ивановна самодельной, приготовленной на молозиве и олифе краской. А в последние годы ее жизни краски ей привозили и присылали ее многочисленные гости и заказчики.
Своей жизнью и творчеством соединила Ульяна Ивановна прошлое и настоящее старинного промысла, дотеплила его огонек до наших дней и показала путь его дальнейшего развития. Ее ремесло подхватили семьи Дружининых и Шевелевых. В 80-е годы прошлого века была организована мастерская каргопольской игрушки.
Д. В настоящее время в Каргополе работает цех по изготовлению игрушки. В нем для всех желающих проводят мастер – классы. А музей игрушки расположен в бывшем Доме пионеров.
Рассмотрев содержание основных сюжетов каргопольской глиняной игрушки, нетрудно заметить, что все они тесно связаны с сущностью хозяйственной и трудовой жизни человека: с заботами об урожае и поголовье скота, с думами о будущем своего «рода – племени», его благополучии и довольстве. Каргопольская игрушка по духу своему подлинно народная: ее делали крестьяне своим детям, крестьянским детям она и была предназначена.
Глиняные фигурки игрушками называются в наши дни только по традиции. В руки детям они попадают все реже и реже и служат лишь занятным сувениром.
Предложить детям рассмотреть игрушки, выбрать несколько символов – элементов росписи и зарисовать в своих альбомах.
Примечание: Знакомство с каргопольской игрушкой я провожу в подготовительной группе. Так как детям этого возраста уже доступно для понимания значение символов и элементов росписи. Это больше всего и привлекает детей в каргопольской игрушке. Сама ведь игрушка по своему колориту и элементам уступает ярким, нарядным дымковским и филимоновским игрушкам. Это первое, вводное занятие. Дальше провожу несколько занятий по лепке и росписи игрушек.