Инна Мелешина
Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы Тема: «Путешествие по Краснодарскому краю»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы
Тема : «Путешествие по Краснодарскому краю»
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по региональному компоненту с детьми старшей группы Тема: „Путешествие по Краснодарскому краю“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
Развивать познавательный интерес о животном, растительном, водном мире, природных памятниках Краснодарского края (реки - притоки реки Кубань, озёра, искусственные водоёмы); память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление. Углублять знания о природе и экологии края. Воспитывать бережное отношение к природе. Воспитывать любовь к своей малой Родине – Кубани.
Материал: экологическая карта Краснодарского края, компас, презентация памятников природы Краснодарского края, ярко оформленные остановки.
Ход НОД:
– Дети, сегодня мы с вами отправимся путешествовать в мир знаний по разным частям света (на север, восток, юг, запад).
– Ребята, а если вы потерялись, например, в лесу, что будете кричать? – Ау!
– А как еще можно звать на помощь? – Кричать имя.
– А чтобы не потеряться, мы должны правильно ориентироваться. А поможет нам компас.
Первая остановка у нас находится на востоке.
(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).
Первая остановка «Животный и растительный мир».
- Дети, кто знает, какие животные обитают в Краснодарском крае? Раскажите. (Дети рассказывают).
- На равнине обитают лисица, ласка, хорек, заяц-русак, грызуны. В горных лесах - бурый медведь, волк, шакал, енотовидная собака, барсук, рысь, лесной кот, куница, кабан, благородный олень, косуля. черный дятел, клест - еловик, снегирь. коршун, совы. сычи, куропатки. На берегах рек - норка и выдра, ондатра. В лиманах живут водоплавающие птицы, пеликаны. Чайки, чибисы. кулики, гуси, цапли. Высоко в горах - западнокавказский тур, серна, снежная полевка, кавказские тетерева.
- А вы знаете, что загрязненность почвы и воздуха привела к резкому сокращению численности насекомоядных птиц: скворцов, ласточек, воробьев. Зато увеличилось количество ворон, голубей.
- Кто расскажет о растительном мире?
-В горах - широколиственные леса (дубовые, буковые, в районе Сочи - смешанные колхидские) и хвойные (пихта, ель). Высоко в горах - альпийские луга, степи.
– Следующая остановка на севере.
(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти заданное направление).
Вторая остановка «Водный мир».
-Это экологическая карта краснодарского края. Если посмотреть на неё и сфотографировать с самолёта, то она будет полосатая, как тигр. А почему? Как вы думаете (ответы детей).
-Синие полоски обозначают реки, которые текут в разных направлениях и их очень много на Кубанской земле.
Работа с картой.
-Самой важной рекой является Кубань. Горные ледники дают начало истокам Кубани. Исток – это начало реки. Она мчится по ущельям – это русло реки. Затем петляет по равнине. Вода в реке мутная, пресная и без неё не обойтись. Она нужна людям в хозяйстве, без неё не смогут работать электростанции. Кубань полезная река. По ней ходят суда. Они перевозят людей и грузы. А можно просто отдохнуть, порыбачить на берегу. Впадает река в Азовское море – это устье реки.
- Дети, кто расскажет о малых реках Краснодарского края, которые являются притоком Кубани? (ответы детей).
-Это такие реки как Лаба, Белая, Пшиш, Псекупс (показ на карте). Это горные реки, а ещё все они питаются атмосферными осадками и грунтовыми водами.
-Кто из вас ребята расскажет что это за воды? (ответы детей).
-Тают ледники и небольшим прозрачным ручейком начинается река.
-На юго-западе наш край омывается водами Чёрного моря. На северо-западе Азовского моря и Керченского пролива. Чёрное море очень тёплое, не замерзает даже зимой. Оно неспокойное и бурное, т. к. часто штормит. В нём много рыбы и других морских животных. Вода в нём солёная. Азовское море меньше, чем Чёрное. Это самое маленькое и мелкое море. Вода в нём сильно прогревается и поэтому там быстро растут водоросли и мельчайшие животные, которые служат кормом для рыб. Вода менее солёная, поэтому зимой оно замерзает.
-Дети! Послушайте загадку.
Начинается на «о»
Оно в горах встречается
Нигде не повторяется
И кончается на «о»
Значит это (озеро)
-Озеро – это большое природное углубление (замкнутый водоём с водой)
-И у нас на Кубани есть много озёр. Большинство из них находятся в горах.
-Самое крупное пресноводное озеро Краснодарского края находится недалеко от Новороссийска на гористом полуострове Абрао. Оно так и называется - Абрао.
-Есть озёра степные горько-солёные - Большое и Малое, недалеко от г. Армавира. Они богаты лечебной солью. Озеро Ханское около г. Ейска известно своими лечебными грязями.
-У нас в Краснодаре тоже есть озёра. Какие? (ответы детей)
-Это Карасунские озёра - старинные озёра. Раньше это была река Карасун, но построив на ней дамбы образовались озёра – прекрасное место для отдыха и рыбной ловли. Но надо сказать, что состояние всех водоёмов края вызывает тревогу в связи сих загрязнением.
-Дети, а кто из вас знает об исскуственном водоеме? (ответы детей)
- Это Краснодарское водохранилище. Оно обеспечивает водой рисовые поля, в нём разводят ценные породы рыб, а ещё это хорошая зона отдыха.
- Много мы сегодня говорили о воде, которая играет важную роль в жизни людей, животных, растений. Это часть нашей природы, которую надо любить и охранять. Есть такая пословица о природе: «Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить!»
Физкультминутка: «Найди части света».
(Дети становятся по стрелке компаса лицом на «Север». Вытягивают руки в стороны: правая рука будет показывать на «Восток», а левая рука на «Запад». За спиной у детей остается «Юг». Воспитатель дает команду – «Юг», дети поворачиваются на «юг» и т. д.)
-Следующее направление на запад.
(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).
Третья остановка «Памятники природы».
– Дети, а кто знает, чем славится наш Краснодарский край?
– Какие природные памятники вам знакомы? Расскажите о них.
(Воспитатель показывает презентацию, а дети рассказывают).
– Слайд «Скала Парус» – памятник природы, находящийся в 17 км от курорта Геленджик, вблизи села Прасковеевка, получил свое название благодаря уникальности очертаний скального массива, расположенного по берегу Черного моря. Это вертикально стоящий пласт песчаника, по всем очертаниям напоминающий парус.
– Слайд «Биосферный заповедник». Мостовской район находится на юго-востоке Краснодарского края. Большая часть территории района входит в Кавказский биосферный заповедник. По природно-климатическим условиям территория района ничуть не уступает швейцарским Альпам. Климат в заповеднике умеренно континентальный, в году 8 теплых месяцев. Зима короткая, часто случаются оттепели. В июле средняя t° воздуха +25° С, в декабре –5° С
– Слайд «Ейская коса» – намывная песчаная коса в Азовском море. Разразившимся в 1914 году сильным ураганом часть косы была смыта, ее окончание оказалось отрезанным и превратилось в остров, в последствии названная Зеленым островом.
– Слайд «Дольмены» (в переводе – «каменный дом») – гигантские гробницы, рассеянные в горах Западного Кавказа, сложенные из каменных плит весом до 30 тонн. Дольмен – это усыпальница для знатных членов рода, место совершения культовых обрядов, смысл которых был утерян, или вообще сначала там просто жили, как в землянках, а хоронить стали уже потом. Так появились «города для мертвых» – дольменные некрополи. Народы Кавказа называют их «дома карликов», «пещеры», «древние могильные дома»,«вместилища костей», а русские – «богатырскими хатами».
- Следующее направление на юг.
(Воспитатель передает компас детям и предлагает найти направление).
Четвертая остановка «Итог».