Галина Леканова
Семинар для воспитателей «Планирование и содержание материала по коми региональному компоненту»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Выступление работника музея по этнокультурному образованию дошкольников.
2. Выступление старшего воспитателя по планированию образовательной деятельности по обучению детей коми речи.
Публикация «Семинар для воспитателей „Планирование и содержание материала по коми региональному компоненту“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Республика Коми
- Республика, область, край. Список городов
- Семинар, практикум
- Темочки
Для обеспечения целостного развития личности в нашей республике необходимо учитывать национально-региональный компонент, который предусматривает и обучение дошкольников коми разговорной речи. Как показывает практика и результаты научных исследований, наиболее оптимальным возрастом для организации занятий по коми языку является 4-летний возраст ребенка. Дети в этом возрасте особенно восприимчивы к овладению новым языком, они легко учатся понимать речь на неродном языке, успешно усваивают новую лексику, безболезненно преодолевают языковой барьер. Давайте выделим цели образовательной деятельности по обучению коми языку. Основными целями являются: -Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных ее видах: аудирование (понимание) и говорение. -Овладение звуковой стороной языка. -Овладение необходимым лексическим запасом, необходимым для общения на коми языке. -Формирование у детей положительного настроя и готовности общения на коми языке. -Постижение системы духовных ценностей народа (нормы поведения, характер общения, отношения человека и природы и т. д.) -Создание основы для формирования в будущем личности, как умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций Коми края. При планировании работы необходимо помнить, что использование языка в разных ситуациях дает особенно хорошие результаты, так как он усваивается в непосредственно практической деятельности. Таким образом, воспитателю, организующему образовательную деятельность по коми языку в детском саду, следует планировать свою деятельность с учетом специальной образовательной деятельности(2 раза в неделю по подгруппам) и организации работы в повседневной жизни. Одно занятие можно проводить, как часть познавательного занятия. Необходимо отметить, что виды и формы работы на занятиях могут быть скорректированы с учетом специфики группы и уровня обученности детей. В беседах с родителями необходимо рассказывать им о целях занятий по коми языку, для того, чтобы родители проявляли свою заинтересованность: спрашивали ребенка о его успехах, предлагали, чтобы он прочитал им коми стихотворение, спел песню, показал игру, которой научился в детском саду. Хорошо, когда родители слушают и смотрят радио- и телепередачи на коми языке. А теперь вместе попробуем определить, какие виды работ при организации образовательной деятельности по коми языку можно использовать в работе с детьми: - работа над произношением; -работа с игрушкой или картинкой (изображением предмета); -разучивание и декламация стихов; -разучивание песенок; -инсценировка коротких рассказов, стихов, песенок; -игра в куклы; -игры подвижные, спокойные, тематические; - игра в сказку; -слушание рассказа воспитателя по картинкам; -работа с большими тематическими картинами; -просмотр видеосюжетов, мультфильмов на коми языке; -составление предложения с использованием материальных опор (кубики и полоски разного цвета обозначают слова); -слушание аудиозаписи; -составление диалогов по картине (проводится по следующей методике: воспитатель предлагает внимательно рассмотреть картину, назвать изображенные на ней предметы и действия проводит вопросно-ответную работу, затем дети «оживляют» картину, воплощаясь в персонажей, реплики сопровождают соответствующими движениями) На образовательной деятельности рекомендуется рассаживать детей таким образом, чтобы воспитатель, находясь перед ними, мог хорошо видеть и слышать каждого, а также было удобно для быстрой смены разных видов деятельности. Образовательную деятельность лучше начинать с приветствия и общих указаний воспитателя о подготовке к занятию. Затем фонетическая зарядка, которая помогает ввести детей в языковую среду, нацелить на четкое произношение слов и предложений на коми языке, а также задать занятию темп. Следующим видом деятельности является активизация материала, усвоенного на предыдущих занятиях. В зависимости от содержания материала эта часть занятия проходит в форме ответов на вопросы воспитателя, игры, составления диалога, слушания рассказа педагога, работы с картинками, слайдами и т. д. Затем идет введение нового материала. При введении прилагательных и существительных используются игрушки и картинки; при введении глаголов – имитация движений или организуется подвижная игра. Опыт показал, что на одном занятии можно вводить до 8 новых слов, объединенных одной темой или предложением. Во время занятия проводится 1-2 физминутки. Что же нужно продумать воспитателю при подготовке к образовательной деятельности?
При подготовке к занятию следует продумать следующее: -создание пространства речевого общения; -мотивация и целеполагание детской деятельности; - методы, формы и приемы организации детей на занятии; -анализ результатов речевой деятельности; -определение перспектив на будущее.
Какие же составные части образовательной деятельности должны быть?:
-фонетические упражнения; -повторение пройденного материала; -лексические упражнения (введение новых слов, сравнение и сопоставление их со словами родного языка); - грамматические упражнения (введение новых грамматических форм и синтаксических конструкций); -обучение связной речи (диалог, монолог); -рече-игровые ситуации на закрепление новых слов, словосочетаний, предложений.
Как показывает практика, во время занятий воспитатель должен использовать различные источники мотивации к самому процессу овладения коми языком и к использованию полученных знаний в деятельностном общении вне занятий:
Какие виды мотивации вы используете в работе?
- создание игровой ситуации (мотив игрового действия заложен в процессе игры; игровая ситуация – мнимая, воображаемая, создается словом; правила игры отвечают речевой задаче);
-осознание ребенком цели (что нужно сделать, чтобы удовлетворить мотив; наличие смысла в речевой деятельности, основанного на реальных потребностях и интересах детей);
-мотивация успеха (для дошкольника важна положительная оценка взрослого и сверстников его деятельности, а также осознание собственного успеха, что требует т воспитателя доброжелательности, чуткости и учета индивидуальных особенностей детей);
-эстетическая мотивация (изучение коми языка для ребенка должно стать удовольствием);
-учет индивидуальности (необходимо дать каждому ребенку возможность проявить себя в драматизации, помощи другому ребенку, деятельности в паре, осуществлении группового проекта);
-культуроведческая мотивация (интерес к коми быту, культуре, традициям).
На образовательной деятельности необходимо как можно больше организовывать речевое общение детей друг с другом в различных ситуациях. Какие же?
-разговор по телефону (с мамой, приятелем, врачом, продавцом т. д) -покупка игрушек (продуктов, одежды, посуды) в магазине; -выступление по телевизору; -игра – цепочка (вопрос-ответ каждого ребенка на заданную воспитателем тему) и т. д.
Имеются определенные требования при создании рече– игровых ситуаций, что это за требования (варианты педагогов)
- дети должны владеть по мере возможности достаточным языковым материалом, чтобы в каждой ситуации иметь возможность выбора разных решений; - игровые правила должны исключать возможность механического повторения детьми высказываний друг друга; -выбор языковых средств в игре, интерес к ней и творческая атмосфера могут обеспечиваться применением разнообразных видов наглядности и созданием игровой ситуации.
В целях повышения эффективности своей работы каждому воспитателю следует проверять промежуточные и итоговые результаты усвоения детьми программы.
3.Показ игр и упражнений, подготовленных воспитателями для использования при обучении коми языку.
Источники :
1. Программно-методические материалы для организации занятий по коми языку как государственному в дошкольных образовательных учреждениях» З. В. Остаповой, Т. А. Москвиной
2. Парциальная программа обучения коми разговорной речи «Войвыв дзоридзъяс» Н. М. Ермолаевой