Наталья Литвинова
«Новоселье». Конспект НОД по речевому развитию за 1 полугодие в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи за 1 полугодие в
подготовительной логопедической группе.
Тема «Новоселье»
Воспитатель Литвинова Н. А.
МДОУ д/с №1 «Светлячок»
январь 2025г.
Тема: «Новоселье».
Цель: обобщить и расширить знания детей по разделам: формирование словаря, грамматический строй речи, связная речь.
Образовательные задачи: - освоение умения составлять описательный рассказ о предметах мебели;
- расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и общения знаний о строительных профессиях;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- формировать навыки образования и употребления форм родительного падежа множественного числа имен существительных.
Развивающие задачи: - развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; - совершенствование и развитие речевого дыхания; - активизировать познавательную деятельность через игровые проблемные ситуации и развивающие игры;
- продолжение работы по автоматизации правильного произношения всех поставленных ранее звуков.
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к людям труда, воспитывать культуру быта, самоконтроль.
Предметно – развивающая среда: смайлики 3 цветов по количеству детей; мяч; картинки с изображением людей разных строительных профессий (каменщик, экскаваторщик и т. д.); пластиковые бутылки 0,5л, наполненные цветными пенопластовыми гранулами, трубочки для коктейля; мольберт, указка, схема описательного рассказа «Мебель», карточки с изображением предметов мебели; коробка с кукольной посудой, 3 стола с символами кухонной, чайной и столовой посуды; предметные картинки (носки, гольфы, сапоги, туфли, ботинки, валенки, варежки, брюки, джинсы, платье, шорты, полотенце); модель – схема «Угощение»; 3 смайлика (веселый, грустный, задумчивый).
Организация и методика проведения.
Организационный момент.
Перед началом занятия воспитатель прикрепляет к одежде каждого ребенка выбранный им цветной смайлик, предлагает встать в круг:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое.
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем
И беседовать начнем
Дидактическая игра с мячом «Быстро отвечай, жилище называй».
Каждый житель на планете,
Каждый зверь на этом свете,
Насекомые и рыбки,
Птицы, змеи и улитки –
Все уютный домик ищут –
Для детенышей жилище.
Мяч ловите, не зевайте.
Громко жилище называйте:
У муравья - …муравейник, у медведя -…берлога, у лошади -…конюшня, у улитки -…раковина, у белки -…дупло, у коровы -…коровник, у пчелы -…улей, у волка -…логово, у курицы -…курятник, у птицы -…гнездо, у лисицы -…нора, у собаки -…конура.
Оценка деятельности детей.
Дидактическая игра «Составим алгоритм строительства жилого дома».
Ребята, как вы объясните пословицу: «Дом построить - не шапку на голову надеть!»
(Для того чтобы дом построить, нужно много потрудиться. Это только шапку на голову можно быстро надеть.)
Воспитатель выслушивает ответы детей, подводит их к выводу:
Мы сейчас живем в красивых, теплых и удобных домах. В каждой квартире есть электричество, горячая вода, проведен газ. Чтобы построить такой дом, нужны люди разных строительных профессий. Подойдите к столу, каждый возьмите по1 картинке, на них изображены люди строительных профессий (архитектор, бульдозерист, экскаваторщик, крановщик, каменщик, кровельщик, плотник, стекольщик, сантехник, электрик, штукатур, маляр)
Рассмотрите, подумайте и постараемся составить алгоритм строительства жилого дома.
Дети выстраивают последовательность, называя профессию и выполняемую работу этим мастером. Оценка деятельности детей.
Дыхательная гимнастика «Бетономешалка».
Я предлагаю помочь строителям. Ведь для фундамента, для скрепления кирпичей, штукатуру, чтобы выровнять стены нужен раствор. В этом нам поможет бетономешалка. Возьмите бетономешалки. (Дети берут пластиковые бутылки 0,5л, наполненные цветными пенопластовыми гранулами, с трубочкой для коктейля)
Цемент и песок насыпаем,
Воду туда добавляем,
Включаем бетономешалку,
Чтобы раствор был похож на сметанку.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Составление описательного рассказа «Мебель».
Дом построен, для переезда в новую квартиру я предлагаю купить и новую мебель. Приглашаю вас в мебельный магазин.
Какую мебель мы называем мягкой? (диваны, кресла, пуфы- набитые чем-то мягким и обтянутые тканью) Зачем придумали мягкую мебель? (чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты)
Какая мебель может быть круглой формы? (стол, стул, табурет, пуф)
Что может быть общего у человека и стула? (спина-спинка, ноги-ножки)
Продавец в магазине должен рассказать о мебели, посоветовать нам что купить. Продавцом у нас будет Алина, что она посоветует купить. Вызванный ребенок составляет описательный рассказ по схеме о предмете мебели. Чья реклама товара вам понравилась больше всего и почему?
Физминутка.
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.
Дидактическое упражнение «Расставим посуду»
В новой квартире мебель расставлена, теперь нам нужно расставить посуду из моей коробки. По каким признакам можно разделить посуду? Воспитатель выслушивает предположения детей, подводит их к выводу:
Посуду можно разделить по цвету, по форме, по материалам, из которых она изготовлена, и по применению. Я предлагаю вам разделиться на 3 команды по цвету ваших смайликов. Команда, у которой на столе чай и печенье, какую посуду выберете из коробки? (чайную) На вашем столе плита, какую посуду вы возьмете из моей коробки? (кухонную) А тем кто садиться обедать нужна своя посуда. Какую посуду вы заберете у меня? (столовую) Встаньте друг за другом в 3 колонны. По очереди будите брать необходимый вам предмет и относить на свой стол. 1-2-3-начало игры!
Когда всю посуду разберут, воспитатель просит 1 ребенка из команды перечислить те предметы, которые они собрали, и сказать, какая у них посуда. Например, сковорода, мясорубка, разделочная доска, дуршлаг – это кухонная посуда.
Дидактическая игра «У меня нет…».
Продолжаем наводить порядок. Разложим одежду и расставим обувь.
Воспитатель показывает каждому ребенку предметную картинку: «У меня платье». Ребенок должен ответить, используя форму родительного падежа множественного числа: «У меня нет платьев» (носки – носков, гольфы – гольфов, сапоги – сапог, туфли – туфель, ботинки – ботинок, валенки – валенок, варежки – варежек, брюки – брюк, джинсы – джинсов, шорты - шорт, полотенце – полотенец)
Дидактическая игра «Угощение».
На новоселье принято звать гостей и готовить угощение. Что приготовит Давид, Макар? Дети используя модель – схему выбирают угощение, согласуя существительные с прилагательными (малиновый сок, малиновое варенье, малиновый пирог и т. д.) Оценка деятельности.
Итог.
Воспитатель приглашает детей подойти с столу, на котором расположены 3 смайлика (веселый, задумчивый и грустный). Ребята, спасибо вам за помощь и работу. А теперь, ребята, если вам понравилось наше новоселье, поместите свой смайлик рядом с улыбающимся смайликом, если не понравилось – рядом с грустным, а если вы захотели узнать ещё что – то новое, пусть ваш смайлик будет рядом с задумавшимся смайликом.
Дети раскладывают свои смайлики. Воспитатель использует полученную информацию для планирования дальнейшей совместной деятельности с детьми.