Светлана Василькова
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление детей с произведениями кубанских авторов»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Ознакомление детей с произведениями кубанских авторов»
Цель:Знакомство со стихами кубанских поэтов- фронтовиков о Великой Отечественной войне.
Программные задачи:
Образовательные: Дать представление разнообразии поэтических произведений на примере стихов кубанских авторов; формировать у детей представление о ВОВ, защитникахОтечества.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Ознакомление детей с произведениями кубанских авторов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие : Развивать у детей желание выражать свои впечатления и переживания после прочтения художественных произведений. Упражнять в подборе синонимов к заданным словам.
Воспитательные: Воспитывать у детей на литературном материале чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами. - Пробуждать чувство уважение к людям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
Методы и приемы: поощрение, худ. слово, объяснение, показ.
Оборудование: портреты «Кубанские писатели-фронтовики», слайд-презентация «По дорогам войны», аудиозапись «На окраине села» сл. И. ф. Вараввы муз. Г. Ф. Пономаренко, картинки награды, подборка книг кубанских поэтов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой праздник к нам приближается? Когда мы поздравляем ветеранов, возлагаем цветы возле вечного огня ветерам, которых уже с нами нет.
Дети: Праздник 9 мая.
Воспитатель: Правильно, как здорово что вы знаете этот праздник. А что случилось летом 1941 года?
Дети: Началась война.
Воспитатель: Да, много лет назад, 22 июня 1941 года фашистские захватчики вторглись в пределы нашей Родины. Началась Великая Отечественная война. Ребята, а вы хотите больше узнать о Великой Отечественной войне?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель:Тогда, мы с вами сейчас и узнаем больше о войне. А как вы понимаете, что такое война?
Дети: Это ужас, горе, страдания, смерть.
Воспитатель: Правильно. Кто напал на нашу Родину? И Зачем?
Дети: Это фашисты, которые хотели заставить наш народ работать на себя.
Воспитатель: Как какие вы умнички, как много вы знаете. Почему войну назвали Отечественной?
Дети: Потому что в ней принимал участие весь народ: солдаты на фронте, партизаны.
Воспитатель: Верно, на защиту Родины встали все – от мала до велика, рабочие на заводах, и даже колхозники в полях. О подвиге русского народа сложили немало стихов, песен. Сегодня мы с вамипознакомимся со стихами поэтов Кубани о войне. В судьбе многих поэтов и писателей была Великая Отечественная Война. Послушайте стихотворение Кронида Александровича Обойщика «Дядя Павел» (Чтение стихотворения,воспитатель показывает детям презентацию с изображениями Кубанских поэтов).
Дядя Павел Увезти их не успели. В День Победы К детям полз уже огонь. Надевает ордена. Сбил солдат его шинелью, Знают нашего соседа Одеялом, сапогом. Весь наш двор Из огня И вся страна. Солдат советский В этот день Среди тысячи смертей Сержант Кудинов, Выносил ребят немецких Несмотря на малый чин, Словно собственныхдетей. Персонально Он испуганным малышкам Из Берлина Говорил в тот горький час: Поздравленье получил. «Тише, дети, С ветераном интересно. Киндер, тише, Мы вокруг садимся тесно, Будет гут… Молча слушаем рассказ Сейчас… Сейчас…» Про походы и сраженья И про то, как в наступленье … После боя отдыхали Он детей немецких спас. Утомлённые бойцы. А случилось это так: На руках детей держали, Бой упорный был. Их слезинки утирали, Восемь вражьих контратак Обнимали, как отцы. Батальон отбил. Понимали все солдаты, В город воины вступали, Что в большой людской беде Шли по улицам в дыму. Не бывают виноваты Вдруг услышал дядя Павел Дети малые Крики детские в дому. Нигде. Он – туда. На броне и на лафете, А там сидят Как солдаты на войне, Двадцать маленьких ребят. Спали маленькие дети, Двадцать маленьких ребят, Мамы снились им во сне. Все испуганно глядят, По-немецки говорят. Воспитатель: Что услышал дядя Павел?
Дети: Крики маленьких детей.
Воспитатель: Правильно, дядя Павел услышал крики детей и спас всех двадцать ребятишек. Кронид Александрович Обойщиков с первого дня войны в качестве штурмана самолета участвует в боевых действиях. Награжден тремя орденами и пятнадцатью медалями. Крылатым воином был Кронид Обойщиков. Обращаясь к родному краю, он пишет:
Край родной, ты весь на этой карте –
Синь озер, дороги и хребты.
Я летать ушел со школьной парты,
Чтоб тебя увидеть с высоты.
Воспитатель:Виталия Борисовича Бакалдина война застала в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение оставили неизгладимый след в сердце пятнадцатилетнего подростка. 30 июня 1944 года молодой поэт опубликовал первый в своей жизни рассказ «Вовка», за который получил первую премию на городском конкурсе. Ему подарили книгу и талоны на сахар и хлеб… Вот такая награда была в военное время. Послушайте стихотворение Виталия Борисовича. (Чтение стихотворенья В. Бакалдина «В тот вечер»)
«В тот вечер»
В тот вечер А мальчик под столом услышал, вся семья скучала. как скрипнула входная дверь. Читала мама у стола, И он увидел чьи-то ноги а бабушка носки вязала в солдатских мокрых сапогах… и терпеливо сна ждала. Вошёл А мальчик под столом возился и замер на пороге с котенком шустрым и смешным. военный с шапкою в руках… А за окошком ветер злился Отец! и дождик сделался густым. Он выскочил навстречу! И мама бросилась к отцу! В тот вечер Прижалась… вся семья скучала: Вздрагивали плечи… не вышел кот из-под стола, И слёзы лились по лицу… читала мама и вздыхала, И всей семьею обнимали и бабушка всё сна ждала… и целовали много раз, И дождь, и не скучали, гуляющий по крыше, и не спали, ещё слышнее стал теперь… не отводя счастливых глаз.
Воспитатель: Что я вам прочитала?
Дети: Стихотворение «В тот вечер»
Воспитатель: Правильно, молодцы, что происходило в семье вечером?
Дети: Отец вернулся в войны.
Воспитатель: Как встречала отца семья?
Дети: Семья радостно встретили отца.
Воспитатель: Сколько тревог и страданий вынесли матери, жены, сестры, дети солдат, оставшиеся в тылу ждать своих родных и близких.
(Повторное чтение с движениями в форме динамической паузы Пехотинцы кричали)
Стреляли и пели (шаги на месте,
Батарейцы –
В туманную роздымь глядели (ладонь козырьком).
Миномётчики –
Каски под ноги бросали (взмахи руками).
Автоматчики –
Кущи огнём причесали (присесть, повороты вправо-влево…
Кто-то бился, крестился,
А кто-то ругался,
Что ему этот жребий тяжёлый
Достался (руки сжать в кулачки, потянуться на носочках).
И сказал политрук
В ногу пулей раненый (шаги на месте) :
- Мы стоим на границе
Фашистской Германии (ноги на ширине плеч…
Воспитатель: Долгих 4 года шла Великая Отечественная война, 1418 дней и ночей продолжалась битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой не ради славы, а ради жизни на земле.
Игровое упражнение «Подбери признаки»
- Каким был русский солдат на войне? (смелым, бесстрашным, отважным, храбрым, доблестным)
- Каким был фашист? (безжалостным, наглым, злобным, бездушным, беспощадным)
- Какой была война для нашего народа? (внезапной, вероломной, ожесточенной, кровопролитной, страшной, захватнической)
- Какой стала Победа? (великая, безоговорочная, выдающаяся, всенародная, долгожданная, окончательная)
Воспитатель: Ребята, есть еще пословицы о солдатской храбрости, о Родине послушайте внимательно.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Герой – за Родину горой. Мир строит, а война разрушает.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
(Дети рассуждают о смысловом значении этих пословиц)
Воспитатель:Первый день мира люди встречали ликованием. Все высыпали на улицу. Незнакомые люди обнимали друг друга и поздравляли. Самая жестокая в мире война закончилась. И закончилась нашей Победой. К сожалению, все меньше и меньше остается тех, кто был непосредственным участником той войны и кому мы обязаны своей свободой. ВОВ была самой тяжелой из всех войн. Память о погибших героях навеки сохранится в нашем сердце.
Воспитатель: Ребята, с какими кубанскими поэтами мы с вами сегодня познакомились?
Дети:Кронидом АлександровичемОбойщиковым,Виталием БорисовичемБакалдиным.
Воспитатель: Правильно. О чем писали они в своих стихах?
Дети: О войне.
Воспитатель: Верно, они писали о войне, как хорошо, что вы запомнили. На занятии сегодня вы были очень активные, хорошо отвечали на вопросы о Великой Отечественной войне, внимательно слушали стихотворения, и запомнили всех кубанских авторов.