Валентина Васильева
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Богатыри земли русской!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Богатыри земли русской!»
Цель: обобщение знаний дошкольников о героическом прошлом русского народа Древней Руси.
Задачи:
Образовательные: систематизировать представления детей о великих русских богатырях — защитниках русской земли; уточнить знания о былине, о былинных героях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алёше Поповиче;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Богатыри земли русской!“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за богатырскую силу Россию, уважение к русским войнам, желание им подражать.
Развивающие : развивать образное восприятие, обогащать и активизировать словарь детей, используя в речи старинные слова : палица, меч и стрелы, копье, колчан, кольчуга, шлем, щит.
Предварительная работа:
Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», чтение отрывков о былинных богатырях «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Кожемяка», заучивание пословиц и поговорок, стихов, беседа на тему «Как появились былины», «Доспехи богатырей»
Оборудование: презентация, проектор, ноутбук, костюмы богатырей, шлемы, мечи, свеча, муляж дерева (дуб).
Ход НОД:
Дети стоят в кругу.
Воспитатель. Эта свеча - не просто свеча
Свет и добро излучает,
Вы не задуйте её сгоряча,
Она нам во всём помогает.
Свечка поможет отправиться нам
В путешествие по временам,
Она, как волшебный ковёр - самолёт,
Хоть в лето, хоть в зиму перенесёт.
-Ребята, передавайте свечу по кругу, поделитесь ее теплом со своим соседом.
- А сейчас закроем глазки, чтобы она нас перенесла в далекое прошлое нашей страны.
Воспитатель. - Собрались мы сегодня на беседу добрую и складную, чтобы был у нас мир, да лад и согласие. А поговорим мы с вами о богатырях Земли русской, которые жили тысячу лет назад. А слава об их подвигах дошла до наших дней
-Кто же такие богатыри?
Дети: Богатыри – защитники Родины, воины, сильные и мужественные. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.
- Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославлялись своими подвигами?
Дети: Мы узнали о богатырях из былин.
Воспитатель. - А что такое былина? От какого слова произошло это название?
(Слово былина, произошло от слов «было» и «быль». Былина—это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.)
- Какие былины вы знаете?
«Илья Муромец и Соловей разбойник», «Добрыня Никитич и змей», «Алёша Попович и Тугарин Змей).
(Дети называют былины)
Воспитатель. Кто слагал и рассказывал былины о богатырях?
Дети: Слагал народ, а рассказывали сказители.
- А кто такие сказители? (ответы детей)
- Как сказитель рассказывал былину? (как песню, играл на гуслях.)
-Что такое гусли? (старинный русский музыкальный инструмент)
Слайд 1: картина «Три богатыря»
Воспитатель. Вы узнали богатырей? Назовите их…Кто стоит в центре? (Илья Муромец, потому что он самый старший, могучий, мудрый и опытный).
- Кто находится слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).
- Кто самый молодой из богатырей? (Алеша Попович). Какими качествами он обладал? (хитростью, смекалкой, ловкостью).
Рассказ детей о богатырях :
1. Я — Добрыня Никитич – знатного происхождения, из рода князей. На мне кольчуга блестит серебром, щит сияет самоцветами, меч мой — главное оружие, моё богатство —сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.
2. Я — Алёша Попович — сын попа. Моложе своих товарищей. Сражаюсь за Русь – матушку. Не скакать врагам по родной земле, не топтать им конями Землю русскую.
3. Я – Илья Муромец — крестьянский сын. Охраняю покой своей Родины мирную жизнь жителей Руси. Собираясь в поход на подвиги ратные, берем с собой горсть земли родимой да листок дубовый.
Воспитатель. Этот обычай— брать с собой горсть земли— сохранился до сих пор, с тех времён наших предков.
-Ребята, как вы думаете, зачем богатыри подходили к дубу? (Дуб огромный, могучий, сильный как богатырь. Почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям)
-Давайте и мы с вами поклонимся дубу
Слайд 2: Игра-хоровод «Дуб-дубок»
У нас рос дубок да вот таков! Сидя на корточках, медленно поднимаются, тянут руки вверх.
Корень его - да вот так глубок! Наклоняются вниз показывая корень.
Листья его - да вот так широки! Разводят руки в стороны.
Ветки его - да вот так высоки! Тянут руки вверх.
-Ах ты, дуб-дубок, ты могуч! Медленно поднимают сцепленные руки вверх.
На ветру ты, дубок скрипуч! Покачивают руками.
Дай мне силы, отваги, добра! Правая рука на сердце.
Землю родную защищать от врага!
Воспитатель. Ну а теперь мы поможем богатырю собраться в дорогу?
Слайд 3: Интерактивная игра «Собери богатыря в дорогу»
-Как называются одним словом, все эти предметы? (богатырские доспехи)
-Какую клятву давали богатыри перед походом?
1-й ребёнок. Обещаем бороться в честном бою!
2-й ребёнок. Друга в беде не бросать!
3-й ребёнок. Да не посрамим земли русской!
-Каким же, должен быть богатырь? (смелым, храбрым, сильным, уверенным, честным, бесстрашным, бескорыстным, мужественным)
Слайд 4:богатыри уезжают
Воспитатель. Ребята, посмотрите, поскакали наши богатыри на своих верных конях, да так, что «от топота копыт пыль по полю летит».
- что я сейчас сказала? (скороговорку)
-давайте мы ее повторим вместе, сначала медленно, затем быстро, а теперь тихо и громко, радостно.
- Сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданию, и пошла сила русских воинов, защищавших нашу землю от врагов в разные времена. Я хочу, чтобы мы с вами вспомнили завет, который оставили богатыри нам, своим потомкам.
Защищать свою Родину, беречь ее!
Защищать слабых, бедных, стариков и детей!
Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными!
Любить свою родную землю, свой народ, свою страну.
Воспитатель. Как вы считаете, есть богатыри сейчас?
В. Кто они и где их можно встретить?
Дети. Это пожарные, пограничники, полицейские, солдаты, врачи, космонавты.
В. Правильно. Они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.
Рефлексия: передают свечу по кругу.
- каким качеством вы хотели бы обладать, чтобы быть похожим на богатырей?
Воспитатель: Желаю, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми, как былинные богатыри защитники русской земли. А я приготовила для вас вот такие раскраски «Богатыри». Вы можете раскрасить их дома со своими родными и друзьями, рассказать все о том, что сегодня узнали и запомнили.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» (1 мкр., стр. 29)
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию
в старшей группе общеразвивающей направленности «Ягодка» (5-6 лет)
«Богатыри земли русской»
Подготовила и провела: воспитатель высшей категории
Васильева В. А.
г. Лянтор 2020 г.