Грецкая Елена Михайловна
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формировать у воспитанников интерес к художественной литературе по русской народной сказке «Гуси-лебеди» через внедрение квест-игры.
Задачи:
Образовательные:
1. Обобщить и систематизировать программный материал.
2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
3. Упражнять в делении слов на слоги.
Развивающие:
1. Развивать связанную речь и творческий потенциал детей, формировать умение творческого рассказывания с использованием мнемотехники.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
2. Развивать словесно-логическое мышление, слуховую память, внимание.
Воспитательные:
1. Воспитывать любви к устному народному творчеству, потребности в чтении книг.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Методы и приемы:
Словесный: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка; поощрение.
Наглядный: демонстрация; рассматривание иллюстраций.
Практический: решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, физминутка, артикуляционная гимнастика).
Словарная работа: дремучий лес, полиэтиленовый.
Ожидаемый результаты:
1. Пополнять словарный запас новыми словами
2. Овладевать способностью рассуждать, высказываться
3. Использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, простые карандаши, тетради, презентация слайдов; шарики «Су-Джок»; предметы для игры «Чудесный мешочек»; дубовые листья.
Ход занятия
Вводная часть:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. К нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их. Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки. А вы любите сказки?
(Включить фон «В гостях у сказки»)Слайд 1.
У брата с сестрою
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге
Волшебная печка,
Молочная речка
И яблонька в трудной дороге. («Гуси-лебеди»)
Воспитатель: Ребята, героев какой сказки вы отгадали?
Слайд 2.
Воспитатель: Сегодня мы с вами попробуем пересказать сказку, выполнить сложные задания героев сказки, придумать свою сказку с новой концовкой, Какая она получится - мы еще не знаем, но главных героев этой сказки мы захватим с собой. Но прежде чем мы отправимся в сказку, сделаем зарядку для нашего язычка.
Артикуляционная гимнастика.
Раз-окошечко открыли.
Два-мы дудочку купили.
Три-в улыбке наши губки.
На четыре чистим зубки.
Пять-мы моем потолок.
Шесть-лошадка «скок да скок».
Семь-варенье очень любим.
Восемь-горку делать будем.
Девять-дружно мы болтаем.
Десять-ротик закрываем.
Сказка наша начинается!
Воспитатель (начинает предложения, а дети их договаривают)
Пересказ по цепочке:
- Жили-были мужик. (да баба).
- Была у них дочка Машенька и ее. (братец Иванушка).
- Поехали как-то родители. (на базар, а Машеньке наказали присматривать за.
(Иванушкой).
- А Машенька посадила братца. (на травку, а сама побежала. (играть с подружками).
- А когда вернулась, то увидела, что. (пропал братец Иванушка).
- Унесли его гуси-лебеди на своих. (крыльях)
Воспитатель: Кто такие гуси-лебеди? Добрые они или злые?
(Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.)
Воспитатель: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика. Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?
Воспитатель: Ребята, поможем Машеньке найти братца? (Ответы детей.)
Давайте скажем предложение “Ты где, Иванушка” с разной интонацией. (Дети произносят предложение радостно, удивленно, грустно, зло, спокойно).
II. Основная часть.
Слайд 3.
На экране появляется Ежик. (Видео – послание от Ежика).
«Здравствуйте, дорогие мои друзья! Для того чтобы спасти Иванушку вам необходимо выполнить задания. Путь вам укажут волшебные дубовые листья. Но баба—Яга спрятала волшебные листочки у вас в группе. Найти листочки несложно, нужно лишь отгадать загадки и узнаете, где их искать. Всего вам доброго!»
Воспитатель: А вот и первая загадка. Дубовый листок находится там, о чем идет речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий,
Засмейтесь—и в ответ
Он засмеется тоже.
Воспитатель: Правильно - зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает листочек из-за зеркала).
– На этом листочке еще одна загадка. Угадав эту загадку мы узнаем, куда дальше идти.
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало—Не пропало,
Румяной булкой стало. (Печка).
Слайд 4.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, что там белеет вдали?
Дети: Печка.
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Здравствуй, печенька!
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку? (Пирожками).
Воспитатель: Из чего пекут пирожки?
(Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.)
Воспитатель: Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?
(Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т. д.)
Воспитатель: Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом.
А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?
(Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.)
Воспитатель: Раз вы выполнили задания, слушайте следующую подсказку, где искать дубовый листок:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Воспитатель: Правильно книга! Листок будем искать там, где у нас в группе книги. (Находят листок).
Воспитатель: Посмотрите, на нем что-то нарисовано. Да ведь это же речка. (Идет с детьми к выложенной на полу “речке”.)
Речь с движением “Речка”.
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга.
Наклонились и умылись. Наклоняются, трут лицо руками.)
Раз, два, три, четыре – (На каждый счет делают четыре
Вот как славно освежились. движения ладонями к лицу.)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (Показывают “брасс”, “кроль
Одной, другой – это кроль. двигаясь по кругу.)
Все как один плывем,
и не отстаем (Идут по кругу друг за другом,
Воспитатель: Вот мы и у речки. Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Слайд 5.
Речка: Я скажу вам, куда они полетели, но сделайте и вы для меня доброе дело. Лежат у меня предметы, которые мне очень мешают. Освободите берег реки, и выполните задание.
Игра «Чудесный мешочек».
В непрозрачном мешочке складываются предметы и объемные буквы. Указываются конкретные признаки предмета, который ребенку надо найти на ощупь: металлический (пластмассовый, бумажный, резиновый, полиэтиленовый) — квадратный (треугольный, круглый) формы.
Воспитатель: Теперь на берегу нет чего? Мусор мы весь собрали. Мы справились с заданием. Теперь можно немного отдохнуть и поиграть на берегу реки.
«Су-Джок»
Посидим на берегу, на песочке,
Поиграем с камушками.
Чтобы четко говорить
Нужно с пальцами дружить.
(Дети хором произносят слова, катают по ладоням шарик)
По руке круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо, влево как хочу!
Танцевать умеет танец!
На мяче мой каждый палец!
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч катаю,
Мячик мой не отдыхает,
Между пальцами гуляет.
Вот я фокусник какой!
Воспитатель: Какие мы молодцы, помогли речке избавиться от ненужных предметов. А речка указала нам дорогу к следующему листочку:
Пишут они, когда диктуют,
Они и чертят, и рисуют,
А сегодня вечерком
Они раскрасят наш альбом.
Воспитатель: Правильно фломастеры! Надо искать листок там, где у нас лежат фломастеры.
Воспитатель: И следующее задание вам надо выполнить с помощью простых карандашей, и тогда мы узнаем куда нам идти дальше.
Работа в тетрадях.
Дети проводят волнистые линии, обводят овальные, круглые и полукруглые фигуры, нарисованные едва заметной или пунктирной линией. (После выполнения задания на экране появляется изображение яблони).
Слайд 6.
Воспитатель: Мы отправляемся к яблоньке.
Воспитатель: А вот и яблонька. Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька: Я покажу вам, куда гуси-лебеди полетели, если вы мне расскажите какими могут быть мои яблоки.
(Дети собирают яблоки в корзинку, называя к слову “яблоко” слова- признаки: вкусное, сладкое, душистое, сочное, наливное, румяное, красное, желтое, золотистое, полосатое, спелое, мягкое, твердое, большое, крупное.)
Яблонька: Порадовали вы меня. Идите к избушке Бабы-Яги, там ваш Иванушка. А яблоко укажет вам дорогу.
Воспитатель: Спасибо, яблонька. А яблочко указало нам дорогу в лес. Вам не страшно, ребята, идти в лес? Еще в сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему? Слайд 7.
(в дремучем лесу деревья растут густо).
Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
Воспитатель : А как вы думаете, кто может жить в этом лесу?
Речь с движением.
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают, руки над головой домиком)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком “нос”.)
Глаза большие, (Показывают “очки” пальцами.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Слайд 8.
Воспитатель: Вот мы и пришли. Баба-Яга, отпусти братца Иванушку.
Баба-Яга: Сумеете выполнить три моих задания – отпущу Иванушку. А задания написаны на последнем дубовом листочке. Листочек будете искать вот где:
Что за чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них-сломаю,
Все сначала начинаю.
(Дети отгадывают: Строительные модули. Находят листок).
Воспитатель: Вот вам первое задание от бабы-Яги.
«Доскажи словечко»
Воспитатель: Я произношу первый слог, а вы «восстанавливаете» к нему слово, определяете, сколько слогов в слове: ма-(ма, ма-(шина, ба-(ба, па-(па, со-(бака, ли-(са, ка-(бан, бе-(гемот).
Воспитатель: С первым заданием вы справились.
Вот вам второе задание. На столах лежит разный материал (пуговицы, палочки, фасоль). Сложить любые буквы, которые мы достали из речки. А теперь назовите выложенную вами букву и определите, какая она гласная или согласная.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились.
Вот вам третье задание. Слайд 9. Ребята, посмотрите Баба-Яга нарисовала картину, а что нарисовала вы должны угадать. (Мнемотаблица к сказке «Гуси-лебеди»). А вот чем закончилась сказка нам надо с вами придумать. И тогда мы с можем вернуться домой.
Конец сказки может быть как хорошим, так и плохим (Дети сочиняют, чем же закончилась сказка «Гуси-лебеди»).
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и вернулись дом. Вернулись и Машенька с Ваней домой, а тут и отец с матерью приехали, подарки привезли. Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!
III. Заключительная часть
Воспитатель: Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси- лебеди»? Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Рефлексия:
Воспитатель: И вам передали родители Вани и Маши гостинец: книгу с русскими народными сказками. Потому что вы очень дружные, внимательные и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.